Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа
В жизни общества важнейшую роль играет государство. В экономике любой страны государство призвано выполнять регулирующую функцию. Объектом регулирования может выступать как экономика страны в целом, так и ее регионы, отрасли, сферы, предприятия. Главной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся внешним условиям. Эта общая цель, в свою очередь, подразделяется на множество конкретных целей: экономический рост, уровень занятости, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие, социальная справедливость, охрана и улучшение окружающей среды. Каждое государство, ориентируясь на эти цели, но с учетом особенностей своей страны вырабатывает собственные стратегические и долгосрочные цели.
ВВЕДЕНИЕ
1 КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРА
1.1 Понятие кредитной системы
1.2 Структура кредитной системы
2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
В РРЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
3 КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.
Рассмотрим подробнее составляющие структуры кредитной системы. Центральный банк страны выполняет следующие операции:
– осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
– проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;
– предоставляет кредиты коммерческим банкам;
– выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;
– управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;
– осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для Центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.
В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции – Банк Франции, наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов.
Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.
В США, помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков – членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».
История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функций кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных – сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.
Банковский сектор включает в себя различные коммерческие банки. По видам собственности выделяются государственные, частные банки, смешанные.
В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами и т.д.
По территории деятельности банки делятся на республиканские и региональные, межрегиональные, местные, национальные, международные, заграничные.
По степени независимости различают самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), связанные (участвующие в капитале друг друга) банки.
По наличию филиалов: с филиалами и бесфилиальные.
По степени диверсификации капитала: однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями) и многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий и организаций).
По видам осуществляемых операций различаются:
– собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
– инвестиционные банки – кроме депозитных операций, они занимаются размещением собственных и заемных средств в ценные бумаги, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для средне- и долгосрочных вложений, и вкладчиками средств на длительный срок;
– ипотечные банки – подобно другим банкам, аккумулируют средства юридических и физических лиц путем выпуска акций и облигаций, но особенность этих банков в том, что они обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога, что является одним из испытанных механизмов принятой в мире системы обеспечения гарантий возвратности кредита;
– сберегательные;
– биржевые;
– универсальные.
По объему капитала коммерческие банки делятся на крупные, средние и мелкие.
Коммерческие банки осуществляют различные операции по привлечению денежных средств и предоставлению их в пользование юридическим и физическим лицам на платной основе. Операции коммерческих банков подразделяются на активные и пассивные.
Активные операции заключаются в размещении аккумулируемых банками собственных и привлеченных средств с целью обеспечения необходимых условий для функционирования кредитного учреждения и получения доходов. К активным операциям банка можно отнести такие операции как кредитование (долгосрочное и краткосрочное юридических и физических лиц, кредитование других банков, вложения в ценные бумаги, факторинг, перечисление средств юридическим лицам для участия в их хозяйственной деятельности.
Значение пассивных операций коммерческих банков заключается в том, что посредством их проведения осуществляется формирование ресурсной базы. Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных или активно-пассивных счетах в части превышения активов над пассивами.
Благодаря проведению пассивных операций коммерческие банки аккумулируют временно свободные средства клиентов. В ходе осуществления активных операций, прежде всего кредитных, банками создаются новые ресурсы, источником которых является банковская прибыль.
Главной функцией страховых компаний является страхование жизни, имущества, ответственности. В настоящее время страховые компании стран с рыночной экономикой превратились в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховых компаний в настоящее время сосредоточено на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.
Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают накопленные денежные средства в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя в основном долгосрочное финансирование экономики и государства.
Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании различаются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.
В современных условиях специализированные кредитно- финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в важнейший резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако роль коммерческих банков в рыночной экономике от этого не уменьшается. Они продолжают выполнять важнейшие функции кредитной системы: депозитно- чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное кредитование и т.д.
Банковская система Республики Беларусь, являясь подсистемой кредитной системы республики, имеет двухуровневое строение и состоит из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков. Национальный банк Республики Беларусь – Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Республики Беларусь. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.
Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:
1) кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь;
2) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;
3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске. Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь.
Коммерческие банки в республике Беларусь представлены крупными, средними и мелкими банками. Крупные банки имеют безусловное преимущество перед мелкими и средними, поскольку они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. Их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что снижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики Республики Беларусь.
Крупные банки Республики Беларусь большую половину своих доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Данные банки обладают неоспоримым преимуществом – они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами Республики Беларусь такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков и имеют больший доступ к мировому капиталу.
В Республике Беларусь коммерческие банки создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого либо открытого акционерного общества в порядке, определяемом Национальным банком Республики Беларусь. Банк должен иметь свое наименование, соответствующее требованиям законодательства Республики Беларусь. В наименовании банка должно быть использовано слово «банк» и содержаться указание на то, что он является универсальным или специализированным банком. Головной банк банковской группы может содержать в своем наименовании указание на то, что он является головным банком банковской группы. Филиал банка должен иметь в своем наименовании указание на головной банк банковской группы. Если банк входит в состав банковского холдинга, в его наименовании может содержаться указание на такой холдинг.
Участниками банка могут являться юридические и (или) физические лица Республики Беларусь и (или) иностранных государств, за исключением политических партий, а также иных лиц, участие которых запрещено законодательством Республики Беларусь. Количество участников головного банка банковской группы или доминирующего банка холдинга не может быть менее трех. При этом доля участия каждого из участников указанных банков не должна превышать 35% уставного фонда банка, за исключением банков, созданных с участием государства.
Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Основная задача Национального банка Республики Беларусь – проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства. Контролируя рост денежной массы и предложение ссудного капитала, Национальный банк Республики Беларусь должен обеспечивать необходимые темпы развития экономики, невысокий уровень безработицы, снижение инфляции и защиту паритета национальной валюты на международном финансовом рынке. Национальный банк при формировании и проведении национальной денежно-кредитной политики опирается на коммерческие банки второго уровня, которые в значительной степени обеспечивают предотвращение инфляции и достижение экономических показателей, установленных в основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Методы взаимоотношений между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками основываются на экономических методах взаимодействия. К данным методам взаимодействия относится порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно, и контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:
• минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
• норматив неденежной части уставного фонда банка;
• норматив ликвидности банка;
• норматив достаточности банка;
• норматив обязательных отчислений в фонд резервов;
• норматив максимального риска на одного заемщика;
• норматив крупных кредитных рисков;
• норматив риска на одного кредитора (вкладчика);