Коучинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:57, доклад

Описание работы

Управление – это краеугольный камень любого бизнеса. Без грамотного, квалифицированного управления бизнесом нельзя говорить о каком-либо развитии и прогрессе. Команда эффективных менеджеров была, есть и будет залогом успеха для любой компании независимо от профиля её деятельности. Но время предъявляет к руководителям всё новые и новые требования. Надо признать, что авторитарный стиль управления постепенно изживает себя. На Западе этот процесс идёт с 90-х годов прошлого века. В Республике Беларусь он, можно сказать, только начинается.

Работа содержит 1 файл

коучинг.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление – это краеугольный камень любого бизнеса. Без грамотного, квалифицированного  управления бизнесом нельзя говорить о каком-либо развитии и прогрессе. Команда эффективных  менеджеров была, есть и будет залогом  успеха для  любой компании независимо от профиля её деятельности.  Но время  предъявляет к руководителям  всё новые и новые требования. Надо признать, что авторитарный стиль  управления постепенно изживает себя. На Западе этот процесс идёт с 90-х  годов прошлого века. В Республике Беларусь он, можно сказать, только начинается. Современный руководитель просто обязан владеть несколькими  стилями управления и уметь применять  их в зависимости от сложившейся  ситуации. Где-то необходимо жесткое  управление процессом, а где-то вполне достаточно этот процесс просто отслеживать  – ситуации в бизнесе бывают самые  разнообразные. Одним из наиболее эффективных  стилей управления на современном этапе  развития бизнеса является коучинг.

Международная Федерация  Коучинга (ICF) даёт следующее определение  коучинга: «Коучинг – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам достигать реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свой КПД и улучшают качество жизни.»

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для  решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные  техники, главная из которых - вопросные  технологии коучинга.

 

 

 

 

1 История развития коучинга

 

Термин «коучинг» был  введен в бизнес и менеджмент в  начале 90-х годов ХХ века, и дословно на русский язык его можно перевести  как «наставлять, подготавливать, тренировать». Но на самом деле понятие «коучинг»  включает в себя нечто большее  и существенное. Это учение, возникшее  на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в  различных областях жизни.

Первоначально в Англии «коучами»  называли возниц на скоростных двухколесных повозках, которые занимались сверхбыстрыми  доставками грузов. В дальнейшем данный термин перешел в другие сферы  жизнедеятельности, в Англии «коучами»  стали называть репетиторов, наставников. Вероятно, использование слов «коуч», «коучировать», «коучинг» в данном значении подразумевало аллегорическую связь между репетиторством и  управлением многоместным экипажем. И кучер, и репетитор должны следить  за выполнением нескольких задач  одновременно, чтобы «доставить»  экипаж / студентов к цели. Далее  использование термина «коуч» распространилось в мир спорта — к 1880-м годам  у спортивных команд американских колледжей  кроме менеджеров появились «коучи»  — тренеры. Именно из мира спорта берет  свое начало термин «коучинг» в его  современном значении. 

В начале 1970-х педагог-теоретик Гарвардского университета и знаток тенниса Тимоти Гэллвэй написал серию книг под названием «Внутренняя игра». В своих книгах он изложил новую методологию тренерства — методологию коучинга. Гэллвэй исходил из предпосылки о том, что противник, существующий в сознании игрока в теннис, гораздо страшнее и сильнее того реального противника, который находится по ту сторону сетки. Он указал на тот факт, что в тренерстве вместо метода директивного руководства гораздо эффективнее использовать метод коучинга, который поможет игроку избавиться от внутреннего противника и преодолеть внутренние препятствия. Гэллвэй обнаружил, что когда спортсмену удается преодолеть внутренние препятствия, то его тело автоматически перестраивается на максимально эффективную работу и достижение наилучшего результата. 

Гэллвэй обнаружил, что коучинг оказывался наиболее эффективным в том случае, когда коуч не разбирался в виде спорта коучируемого, например, когда инструктор по лыжам коучировал игрока в гольф — в такой ситуации коуч был вынужден позволить спортсмену находить собственные решения и ответы. 

Таким образом, Гэллвэй определил сущность коучинга, которая состоит в том, чтобы разблокировать потенциал человека и благодаря этому повысить эффективность его деятельности. Коучинг не учит, а помогает учиться.  
Эту концепцию очень быстро перенял мир бизнеса, в котором коучинг применяется для повышения эффективности, развития знаний и личной ответственности. Далее коучинг распространился и в другие сферы жизни. 

Сегодня профессиональный коучинг  – это процесс оказания профессиональных услуг, помогающих клиентам добиваться качественно новых результатов  в своей личной и профессиональной жизни. Процесс коучинга позволяет  клиентам углубить свои познания, улучшить эффективность и повысить качество жизни.

Коучинг – это особый вид отношений, выработанный и закрепленный в соглашении между клиентом и коучем. Коучинговый процесс строится вокруг интересов, целей и желаний клиента. Коуч создает клиенту условия для раскрытия и развития его потенциала. Другими словами, в коучинге речь идет о мобилизации внутренних ресурсов человека, коуч дает клиенту возможность выйти за пределы стандартных схем мышления и обрести более широкое видение ситуации, доступных ресурсов и возможностей. Уникальность коучинга состоит в его направленности в будущее. Процесс сфокусирован на достижении целей, дальнейшем развитии. 

 

 

2 Сущность коучинга: сущность, цели, задачи, принципы

 

 Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности, для максимизации собственной производительности и эффективности. Коучинг это не только техника, которая применяется в определённых обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как  делать. Он создает условия для  того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил  способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам  выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента  достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились  минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит  использование психологии оптимизма  и успеха. Именно поэтому этот вид  консультирования активно развивается  за рубежом и в нашей стране.

В деловой среде бизнес коучинг эффективно применяется  для:

  • развития компании (определения стратегии компании, выработки    

          плана развития)

  • создания команды
  • мотивации персонала
  • подготовки и обучения персонала
  • увеличения объёма продаж
  • устранения конфликтов в коллективе
  • продвижение по карьерной лестнице
  • при подборе персонала и проведении ассесмента и т. д.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации.

Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои  
действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные  технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга

Его ключевые задачи – это:

  1. Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов).
  2. Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений). Коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая. Струдник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.
  3. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату. Коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий. Сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.
  4. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий. Коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений; Сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.
  5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана. Коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей. Сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коучинг является высокоэффективным  подходом в работе с людьми, за счет того, что включает в себя 3 уникальных компонента: 

  • Синергия: клиент и коуч являются партнерами, командой, фокусирующейся на целях клиента и его запросах, чтобы достичь больше, чем клиент мог бы сделать один.
  • Структура: с коучем клиент берет на себя больше ответственности и действий, мыслит масштабнее и завершает свои планы, благодаря профессионализму и ответственности коуча.
  • Профессионализм и экспертность: коуч знает, как помочь руководителям и предпринимателям принимать лучшие решения, устанавливать лучшие цели, зарабатывать больше, реструктурировать свою профессиональную и личную жизнь для достижения максимума продуктивности и удовлетворенности. 

Коучинг, как стиль менеджмента – это взаимодействие между руководителем и подчиненными, которое приводит к значительному увеличению эффективности и результативности работы, мотивации сотрудника, повышению личной ответственности.

Для того, чтобы коуч-менеджмент был эффективен, необходимо соблюдать  всего три банальных условия.

  • Во-первых, подчиненный должен «дозреть» до адекватного восприятия такого стиля управленческого взаимодействия с ним.
  • Во-вторых, коуч-менеджмент должен «вписываться» в характер труда подчиненного и управленческую культуру организации в целом.
  • В-третьих, до такого стиля взаимодействия должен «дозреть» сам руководитель.  

Действия коуч-менеджера:

  • Постановка задачи (согласование цели).
  • Анализ текущей ситуации.
  • Прояснение того, как текущую ситуацию видит подчиненный.
  • Расширение и уточнение этой картины.
  • Составление плана действий.
  • Что можно предпринять (идеи).
  • Что подчиненный намерен сделать.
  • Что ему для этого нужно (знания, ресурсы, помощь).
  • Определение сроков реализации плана.
  • Контроль и поддержка в процессе реализации плана.
  • Определение контрольных точек и инструментов контроля.
  • Контроль (текущий и заключительный).
  • Промежуточная и итоговая обратная связь по результатам контроля. 

Основные этапы коучинга:

1. Налаживание взаимоотношений между тренером и клиентом и заключение «соглашения» на совместное достижение конкретной цели. Согласование основных правил работы: клиент просит о помощи в решении конкретной проблемы; коучер объясняет «правила игры»  и помогает сотруднику сформулировать ожидания в целом, то есть уяснить, каким образом решение проблемы приблизит его к желаемой цели.  
2. Определение промежуточных задач: коучер совместно с клиентом детализирует задачу на каждую конкретную встречу (например, какие вопросы они должны обсудить и каков должен быть итог встречи и т.д.), а сотрудник уточняет свои ожидания от этой встречи.   
3. Изучение текущей ситуации: задавая вопросы клиенту, коучер старается оценить отношение к ней сотрудника; клиент исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучером.  
4. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к цели: коучер старается понять, что мешает клиенту в достижении цели и помогает ему осознать эти препятствия.  
5. Анализ потенциальных возможностей для преодоления препятствий: коучер задает вопросы, использует другие методы, провоцирующие клиента к поиску решений и преодолению существующих ограничений.  
6. Коучер и клиент договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к каждой их встрече (или определенному сроку); таким образом, каждая встреча коучера и сотрудника начинается с обзора «что сделано, что удалось и что можно было сделать лучше». 

Философия коучинга базируется на следующих принципах:

  1. Человек, обратившийся к коучу за помощью – здоров и в полном порядке.
  2. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствует-ся известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом. Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.
  3. Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.
  4. Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент. Поэтому коуч не даёт советов! Задача коуча при этом – помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание. Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи.
  5. Люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.

Информация о работе Коучинг