Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Международные корпорации – движущая сила глобальной экономики, оказывающая всестороннее воздействие на жизнь современного общества: на экономику, политику, социальные процессы, науку и технику, а также культуру в самом широком смысле.

Содержание

1.Глобальне конкурентне лідерство ТНК
2. Фактори досягнення ТНК глобального конкурентного лідерства
3. Стратегыъ та інструменти ТНК досягнення конкурентоспроможності

Работа содержит 1 файл

2003 Работа наша.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Признавая большой вклад М. Портера в понимание проблем конкурентоспособности, следует отметить, что, по мнению автора, ромб детерминант конкурентоспособности для анализа конкурентных позиций ТНК в чистом виде не применим. Это объясняется тем, что  М. Портер рассматривал монотоварные компании, действующие в одной отрасли, и ограничивал рассмотрение конкурентоспособности пределами одной страны. М. Портер не анализировал динамические способности компаний, все более важные для высокотехнологичных отраслей, игнорировал регулирующую роль государства и наднациональных органов, которые все чаще  меняют внешние условия конкуренции. Вызывает критику и классификация М. Портером этапов экономического развития и соответствующего поведения компаний.

     Важной особенностью  конкурентной борьбы ТНК является то, что за последние 15-20 лет  активизировался процесс межотраслевого перелива капитала, в том числе в сферу услуг. Конкурентоспособность ТНК обеспечивается  оптимизацией отдельных видов деятельности  и   управлением всей  цепочкой создания стоимости, выходящей далеко за рамки самой ТНК, но жестко ею контролируемой. Сама диверсификация деятельности ТНК, если она оправданна и оптимальна, порождает  эффект синергии и ведет к росту конкурентоспособности ТНК.

     Существует связь между конкурентоспособностью ТНК, жизненным циклом товара и жизненным циклом самой ТНК. Конкурентоспособность ТНК также циклична и переживает свои фазы подъема, роста, зрелости, снижения и упадка.

     Основными критериями конкурентоспособности ТНК автор считает долю глобального рынка, динамику объемов продаж, объем и норму чистой прибыли на одного работника компании, степень финансовой устойчивости, рыночную капитализацию.

     Автор считает, что существует тесная связь между конкурентоспособностью ТНК и конкретными условиями кластера или отрасли, в которых компания осуществляет деятельность.

     В условиях динамичной и неустойчивой  внешней среды для  обеспечения конкурентоспособности ТНК все большое значение имеют лидерские качества и талант высшего руководства. Роль  руководителя в обеспечении высокой конкурентоспособности компании, наглядно демонстрируют  такие известные личности  как Джек Уэлч из General Electric, Билл Гейтс из Microsoft, Майкл Делл - лидер компьютерной корпорации Dell, Стив Джобс из компьютерной ТНК Apple, Карлос Гон, сумевший спасти японский автомобилестроительный концерн Nissan, Энди Гроув из  Intel, Йорма Оллила из Nokia. Существует  множество  примеров ТНК различных отраслей, когда талантливые менеджеры быстро добивались значительного улучшения конкурентных позиций компаний, равно как и обратных примеров, когда посредственное руководство приводило к стагнации и крушению очень  крупных и успешных международных фирм, таких как некогда могущественные американские ТНК General Motors, Chrysler, Polaroid, Eastman Kodak, Motorola и т.д.

     Конкурентные позиции ТНК связаны с экономическими циклами. Мировой финансово-экономический кризис выявил изменение характера конкуренции и механизма функционирования  рынка в постиндустриальной экономике, приводя к  банкротству, перераспределению долей рынка и  ускоренному сокращению менее успешных компаний многих  отраслей,   выявил проблемы финансовой устойчивости ряда крупнейших  международных компаний. Острота конкуренции во время кризиса обостряется, имевшие проблемы ТНК разоряются или поглощаются конкурентами.  Так, в 2009 г. обанкротились  автомобилестроительный концерн General Motors, нефтехимическая компания LyondellBasel и производитель телекоммуникационного оборудования Nortel. Американская ТНК   Motorola, бывший лидер по  производству сотовых телефонов в конце 1990-х гг., стремительно теряет долю рынка, существенно уступая конкурирующим компаниям Nokia, Samsung, SonyEriccson. В ряде отраслей обостряется конкурентная борьба между ТНК развитых стран и ТНК БРИК, прежде всего в энергетической сфере, производстве черных и цветных металлов, потребительских товаров длительного пользования. Рост конкурентоспособности ТНК в условиях кризиса связан с минимизацией издержек, оптимизацией объемов производства, повышением  производительности и реструктуризацией деятельности прежде всего за счет  аутсорсинга, консолидации активов и использования новых технологий.

          Сравнение количественных индикаторов по разным показателям американских ТНК позволяет сделать вывод о том, что они эффективно используют комбинацию ресурсных, технологических, инновационных и глобальных конкурентных преимуществ. Внедрение нововведений стало ключевым фактором  конкурентоспособности высокотехнологичных ТНК США, позволяя фирмам-лидерам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании более эффективных продуктов и технологий. Ведущие высокотехнологичные ТНК  США  в последние годы реализовывали инновационно-технологическую комбинацию  конкурентных преимуществ: на рост ценовой конкурентоспособности позитивно влияли глобальные слияния и вынос производств за пределы США, на инновационные – успешные НИОКР  и значительный  спрос на внутреннем рынке США.

     При этом важно отметить, что  за последние 5-7 лет ряд крупных и технологически сильных ТНК США (например, General Motors, Motorola, Eastman Kodak, Delphi, Shering-Plough, VF, Mattel, Micron), входивших длительное время в число мировых лидеров, в ряде отраслей столкнулись с весьма острой глобальной конкуренцией и потеряли свои лидирующие позиции. Эти ТНК относятся к разным отраслям промышленности, и анализ их деятельности дает основание отметить, что объективных оснований  для  поражения в конкурентной борьбе не было. Главные причины потери конкурентоспособности заключаются в отсутствии реальных лидеров, неверной оценке развития рынка, слабой разработке конкурентных стратегий и непоследовательности в ее реализации.

   Можна сделать вывод, что к основным факторам обеспечения конкурентоспособности ТНК  относятся инновационность и адаптивность компаний, технологическое лидерство на основе эффективного функционирования глобальных производственных систем, всемерное повышение качества, человеческий капитал и активное использование нематериальных активов.

     В настоящее время чрезвычайно большое значение для конкурентоспособности промышленных ТНК имеет разработка и выведение на рынок новых товаров и услуг. Нововведения и способность к их внедрению становятся важнейшим условием долгосрочной конкурентоспособности международных компаний. В формирующейся глобальной экономике весьма важным для международной конкурентоспособности компаний является  доступ к глобальным источникам знаний и инноваций.

     Примерами успешных конкурентоспособных глобальных инновационных компаний являются такие ТНК, как американские  Apple, Google 3M Corporation, Microsoft, IBM, Cisco, Intel и  Boeing, японские Sony Corporation, Toyota Motor и Honda, немецкие BMW и Siemens, южнокорейская Samsung и финская   Nokia. Конкурентоспособные международные компании обладают высоким инновационным потенциалом в важнейших сферах деятельности: в маркетинге, в разработке продуктов, в управлении взаимоотношениями с клиентами, в производстве, логистике, управлении персоналом и т.д.

     Важнейшим для конкурентоспособности ТНК направлением инновационной деятельности является проведение  НИОКР, на которые  фирмы выделяют значительные средства. (Табл.2)

                                                                                                                 Таблица 2

Затраты на НИОКР крупнейших ТНК (млрд. долл.)

Компании

        Страна

Годы

Специализация

2006

2007

2008

Toyota Motor

Япония

7,896

8,329

8,761

Автомобилестроение

Pfizer

США

7,600

7,300

6,900

Фармацевтика

Ford Motor

США

7,200

7,110

6,854

Автомобилестроение

Microsoft

США

6,901

7,431

7,961

Информационные технологии (ИТ)

GlaxoSmithKline

Великобритания

6,549

7,073

7,639

Фармацевтика

General Motors

США

6,500

6,400

6,100

Автомобилестроение

Siemens

Германия

6,434

6,674

6,913

Электротехника

Volkswagen

Германия

6,055

6,400

6,810

Автомобилестроение

Intel

США

5,873

6,333

6,812

Электроника

Sanofi-Aventis

Франция

5,844

6,311

6,816

Фармацевтика

IBM

США

5,682

5,853

6,037

Информационные технологии (ИТ)

Novartis AG

Швейцария

5,474

5,894

6,436

Фармацевтика


 

    Характерными  тенденциями в сфере инноваций, оказывающими большое влияние на конкурентоспособность ТНК, являются большая открытость компаний в рамках межфирменной кооперации в сфере науки и технологий, а также перенос существенной части исследований в зарубежные страны. Все большее распространение приобретает практика поглощения крупнейшими ТНК компаний, обладающих инновационным продуктом или технологией. Тем не менее, решающий вклад в обеспечение инновационности ТНК вносят материнские компании. В частности, объем НИОКР, осуществленный материнскими компаниями американских ТНК в 2006 г. составил 187,8 млрд. долл., или 75,8% всех НИОКР, осуществленных американскими фирмами. 

. Конкурентоспособность крупнейших нефинансовых  ТНК в последние годы все больше связана с резко возросшей интернационализацией операций и созданием глобальных цепочек добавленной стоимости, основанных на сочетании собственного производства и аутсорсинга. Эта модель производства и логистики, основанная на специальных глобальных компетенциях ТНК в виде уникальных знаний и ноу-хау, интенсивном применении самых современных информационных и коммуникационных технологий, позволила  ТНК освободиться от многих нерентабельных операций и сосредоточиться на наиболее прибыльных и перспективных сферах деятельности. глобальная     производственная система Toyota Motor включает в себя 53 дочерние производственные компании в 27  странах, а также 15 заводов и 19 дочерних производственных компаний в Японии общей мощностью около 10 млн. автомобилей в год .Создание производств за рубежом осуществляется ТНК прежде всего путем прямых иностранных инвестиций, масштабы которых за эти годы радикально выросли.

        Скорость в производственном процессе становится важным  конкурентным преимуществом ТНК. Для ускорения производственного процесса и усиления давления на конкурентов многие международные компании сокращают  бюрократические ограничения и процедуры, создают кросс-функциональные рабочие группы, перестраивают структуру и организацию производства, внедряют новейшие технологии. Технологические конкурентные преимущества  ТНК  во многом обусловлены   формированием тесных долгосрочных  партнерских отношений с поставщиками. Важную роль в обеспечении конкурентоспособности  производственной системы  ТНК играет оптимизация  управления цепочкой поставок, в частности эффективная организация логистики и послепродажного обслуживания. Так, например, в основе высокой конкурентоспособности крупнейшей американской машиностроительной  ТНК Caterpillar лежит одна из лучших в мире систем поставок запасных частей, обеспечивающая доставку любой из 550 000 деталей для оборудования покупателю в течение нескольких часов. 

  ТНК  существуют и достигают успеха в конкуренции  благодаря наличию и эффективному использованию высококвалифицированных   и талантливых сотрудников. Доля человеческого капитала в совокупном капитале ведущих ТНК постоянно растет. Адаптивность как важнейшая конкурентная характеристика ТНК  обеспечивается целенаправленным отбором наиболее перспективных и мотивированных кандидатов, обучением, переподготовкой  и тренировкой работников, формированием сильной корпоративной организационной культуры. Конкурентные позиции ведущих международных компаний, особенно высокотехнологичных, все больше определяются знаниями, опытом, активностью, раскрытием творческого потенциала,  вовлеченностью в общее дело и ответственностью ключевого персонала.

     В последнее время ТНК стремятся повысить эффективность человеческих ресурсов за счет создания оптимальных условий работы и активизации интеллектуальных работников. В современных ТНК  приращение и использование знаний работников   является одним  из важнейших конкурентных преимуществ. Подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров напрямую связаны с задачей создания, сохранения и  поддержания глобальных конкурентных преимуществ компании. Инвестиции в персонал становятся инвестициями  в конкурентоспособность  фирмы. Обучение и профессиональная подготовка происходит в корпоративных университетах, на рабочих местах или через Интернет. Широко применяются компьютерные технологии и даже специальные игры. Например, американская ТНК  Motorola готовит своих менеджеров к загра¬ничным командировкам с помощью имитации нового рабочего места.  IBM тратит ежегодно на переподготовку персонала более 1 млрд. долл., прямой положительный экономический эффект оценивается в 200-225 млн. долл. в год. Ежегодно примерно 135 000 сотрудников компании переобучаются через различные дистанционные программы. Для новичков IBM  действуют интерактивные Интернет-программы обучения Basic Blue и  One Voice. Для менеджеров разработана программа, симулирующая поведение в разных сложных альтернативных ситуациях   Coaching Simulator.

        Ключевых факторов достижения конкурентоспособности возрастает значение различных нематериальных активов, в частности, корпоративных знаний, внутренней организационной культуры фирмы, опыта, талантов и знаний сотрудников, патентов и лицензий, брендов, программного продукта,  процедур, баз данных, стандартов  и  комплекса отношений, который складывается у компании во взаимодействии с поставщиками, клиентами, партнерами, способности фирмы приспосабливаться к изменениям внешней среды. Конкурентные преимущества ТНК, создаваемые на основе нематериальных активов, уникальны, их нельзя просто скопировать, так как на их формирование требуются десятилетия. Внутрифирменные бизнес-знания играют особо важную роль для компаний, которые работают в сегментах рынка наукоемких технологий с жесткой  динамичной конкуренцией. Анализ конкурентных позиций  ТНК показывает, что само обладание уникальным интеллектуальным капиталом автоматически не означает наличия высокой конкурентоспособности компании.  Это объясняется тем, что конкурентные преимущества компании определяются формируемой корпоративной культурой, талантами и способностями работников, внутрифирменным обменом информации  и коммуникационными каналами между сотрудниками и различными подразделениями.

Информация о работе Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності