Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Международные корпорации – движущая сила глобальной экономики, оказывающая всестороннее воздействие на жизнь современного общества: на экономику, политику, социальные процессы, науку и технику, а также культуру в самом широком смысле.

Содержание

1.Глобальне конкурентне лідерство ТНК
2. Фактори досягнення ТНК глобального конкурентного лідерства
3. Стратегыъ та інструменти ТНК досягнення конкурентоспроможності

Работа содержит 1 файл

2003 Работа наша.doc

— 154.00 Кб (Скачать)


 

Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності ТНК

1.Глобальне конкурентне лідерство ТНК

2. Фактори досягнення ТНК глобального конкурентного лідерства

3. Стратегыъ та інструменти ТНК  досягнення конкурентоспроможності

 

1. В последние десятилетия  внимание многочисленных исследователей привлекает проблема глобализации, а вместе с ней и транснациональных корпораций как одного из важнейших субъектов этого процесса.

Международные корпорации – движущая сила глобальной экономики, оказывающая всестороннее воздействие на жизнь современного общества: на экономику, политику, социальные процессы, науку и технику, а также культуру в самом широком смысле.

С периода зарождения в конце XIX века деятельность международных корпораций (МНК и ТНК) претерпела значительную трансформацию. Первые были связаны с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний. Затем появились тресты, ориентированные на выпуск военно-технической продукции. В 60-е годы международные корпорации начинают активно использовать достижения научно-технической революции, а в последующие два десятилетия соединяют элементы национального и зарубежного производства, переводя механизмы воспроизводственного процесса на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. С началом 80-х годов появляются глобальные корпорации современного типа.

Их отличает глобальное видение рынков, осуществление конкуренции и кооперации в мировом масштабе, растущее экономическое и политическое влияние на  государства, страны базирования и в целом на мировой экономический порядок. Они контролируют до 1/2 мирового промышленного производства, порядка 70% внешней торговли (около трети мировой торговли составляет внутрикорпоративный оборот), 4/5 патентов и лицензий на готовую технику, технологии и “ноу-хау”. Ядро этой системы составляют около 500 компаний, обладающих огромной экономической властью.

  Именно ТНК играют ведущую роль в развитии мирохозяйственных связей путем реализации глобальных стратегий, объединяющих национальные, региональные и мировые рынки. При этом глобализация мировой экономики, политические, технологические и демографические трансформации формируют внешние условия деятельности международных фирм, объективно влияющие на все уровни и сферы их взаимодействия с окружающей средой. Изменились роль и порядок государственного и надгосударственного регулирования, появились совершенно новые технологии, существенные изменения произошли в глобальной финансовой системе.

   В последние годы под влиянием нарастающей глобализации мировой экономики и усиления конкуренции различные аспекты проблематики конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и национальных экономик стали объектами научных исследований и требуют переосмысления.

     Конкурентоспособность ТНК – это понятие, которое отражает способность транснациональной фирмы по завоеванию рыночных позиций в глобальном масштабе, их удержанию, укреплению и расширению по сравнению с конкурентами.

     Конкурентоспособность ТНК - более широкая категория, чем эффективность или производительность. Конкурентоспособность ТНК - понятие относительное, поэтому конкурентоспособность может достигаться не только путем улучшения деятельности компании своих, но и путем использования различного рода мер по подавлению конкурентов, что практикуется в конкурентной борьбе весьма широко.

     Конкурентоспособность ТНК по сравнению с конкурентоспособностью национальных фирм обладает большой спецификой, связанной с интернациональным характером производства и сбыта ТНК; спецификой работы на разных национальных рынках; использованием конкурентных преимуществ разных стран и отраслей. Высокая степень транснационализации производства и капитала крупнейших ТНК и наличие дочерних компаний в значительном числе стран выступает важным конкурентным преимуществом ТНК.

Основные современные теории конкурентоспособности фирмы связаны с  разными подходами к анализу. В первом подходе исследователи увязывают конкурентоспособность фирмы с внешними по отношению к фирме факторами, связанными с отраслью и страной базирования. Глубокий анализ внешних по отношению к фирме факторов конкуренции дал в своих исследованиях М. Портер. Серьезное исследование международной конкурентоспособности компаний в своих работах провел А. Ругман. Автор разделяет выводы А. Ругмана, что при оценке конкуренции международных фирм, базирующихся в небольших странах, необходимо применение откорректированного двойного ромба сил конкуренции.

     Другое направление научной мысли охватывает теории конкурентоспособности фирмы, увязывающие ее конкурентоспособность с внутренними, присущими фирме, факторами.

    Третье направление научной мысли увязывает конкурентоспособность фирм с имеющимися и развиваемыми способностями, навыками и компетенциями. Эти теории связаны с динамическим взглядом на конкуренцию и поведение фирмы.  Интересную концепцию «голубых океанов» выдвинули в 1994 г. У.Ч. Ким и Р. Моборн.

     Более широкий подход к оценке  действий компаний, в которых одинаково важны как конкуренция, так и сотрудничество, характерен для теории предпринимательских экосистем Дж.Ф. Мура. Попытку объяснить часто встречающееся в настоящее время явление одновременного соперничества и сотрудничества фирм предприняли  А.М. Бранденбургер и Б.Дж. Нейлбафф, выдвинувшие теорию “соконкуренции” на основе теории игр.

     На основе анализа современных тенденций деятельности крупнейших нефинансовых ТНК за последние 15-20 лет в работе сформулирована концепция изменения конкурентоспособности ТНК под влиянием динамичных изменений во внешней среде.

     Страна происхождения ТНК выступает как источник конкурентоспособности, особенно для материнской производственной компании на начальном этапе развития компании. По мере интернационализации деятельности фирмы на конкурентоспособность ТНК влияют такие конкурентные условия страны базирования или принимающей страны, как наличие ресурсов, квалификация и стоимость рабочей силы, условия производства, финансовая и технологическая инфраструктура, доступ к рынкам, институциональные и регулирующие моменты.

            В настоящее время новые характеристики конкуренции ТНК под воздействием изменений рыночной среды, под влиянием  процессов глобализации и информационной революции в последние годы, еще не стали  отдельным предметом научного анализа. Отсутствует системное изучение специфики деятельности крупных ТНК по достижению и удержанию устойчивых доминирующих позиций в динамичной и неустойчивой международной предпринимательской среде. Практически не исследована тема влияния глобального финансово-экономического кризиса на конкурентоспособность международных компаний.

                  Глобализация деятельности  ведущих нефинансовых ТНК как важнейший фактор внешней среды, определяющий состояние и тенденции  конкуренции крупнейших компаний, изменение расстановки сил и сложные процессы, происходящие в мировой экономике на микроуровне, совокупность факторов и инструментов  формирования  конкурентоспособности  крупнейших международных фирм,  изменение характера и природы современной конкуренции, вопросы взаимодействия ТНК и меняющейся внешней  среды под воздействием глобализации и информационной революции еще не рассматривались ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях как предмет самостоятельного исследования.

              Конкурентоспособность ТНК является сложным объектом исследования и по этой проблеме имеется мало систематизированной  информации в силу целого ряда причин. Во-первых,  компании не заинтересованы в раскрытии секретов своих успехов. Во-вторых, ТНК являются чрезвычайно сложными многоотраслевыми структурами, оперирующими на десятках и сотнях различных товарных и географических рынков. В связи с этим анализ отношений материнской и дочерних компаний и филиалов представляет большую сложность. И, наконец, деятельность ТНК осуществляется одновременно  в нескольких  регионах и странах, где существуют различные факторы внешней среды, степень влияния которых зачастую сложно определить из-за разрозненности информации.  ТНК фактически участвуют как во внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции по большому количеству товаров, причем на различных страновых  рынках.

    Отсутствие подробной статистической базы, свидетельствующей о влиянии различных факторов и применяемых инструментах на конкурентоспособность крупнейших международных компаний в современных условиях, стремление крупнейших компаний максимально скрыть от конкурентов подходы и приемы достижения конкурентных преимуществ   предопределили сложность  и новизну исследования.

     Фактологический анализ соотношения конкурентных сил ведущих ТНК основных секторов экономики за последние 15-20 лет позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность связана, прежде всего, с внутренними свойствами функционирования ТНК и реализуемыми ими стратегиями.

 

             Главная особенность нового этапа развития ТНК состоит в постепенной трансформации их в глобально функционирующие компании, пытающиеся преодолеть возрастающую степень неопределенности и турбулентный характер международной предпринимательской среды. На рубеже ХХ-XXI вв. произошли определенные технологические изменения и организационные нововведения в деятельности ТНК.  ТНК становятся менее громоздкими, более гибкими и маневренными.

     Большинство крупнейших мировых корпораций  базируются в США, странах Евросоюза и Японии, но традиционные  компании-лидеры постепенно сдают свои позиции, в ряде отраслей быстро возрастает роль  транс-национальных компаний из Китая, Индии, Бразилии, России, Республики Корея и ряда развивающихся стран. Данная тенденция сопровождается усложнением отношений национальных государств и ТНК.

     Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2% от их общего числа) контролируют 12% совокупных зарубежных активов, 16% от совокупного объема зарубежных продаж и 14% персонала[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Таблица 1

Некоторые показатели 100 крупнейших ТНК мира, 2005-2006 гг.

(в млрд. долл.)

 

 

       2005 г.

 

2006 г.

Прирост в 2006 г. по сравнению с 2005 г.(%)

Активы:

 

 

 

    Зарубежные

4732

5245

10,8

    Совокупные

8683

9239

6,4

Доля зарубежных активов в совокупных (%)

54,3

57

2,3

Продажи:

 

 

 

    Зарубежные

3742

4078

9,0

    Совокупные

6623

7088

7,0

Доля зарубежных продаж в совокупных (%)

56,3

58

1,0

Занятые:

 

 

 

    На зарубежных

    филиалах

8025

8582

6,9

    Общее количество

15107

15388

1,9

Доля занятых на зарубежных  филиалах

53,1

56

2,7

Источник: база данных по крупнейшим ТНК UNCTAD/Erasmus University; World Investment Report 2008: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge/ UNCTAD, UN.- New York, Geneva, 2008. P.27.

 

      В результате значительных изменений международной предпринимательской   среды конкурентные позиции ТНК становятся менее устойчивыми и стабильными. Конкуренция стала намного жестче и динамичнее, практически повсеместно она приобрела глобальный характер, центр тяжести конкурентной борьбы перенесен с национального на международный уровень. Глобализация, быстрое внедрение новых технологий, изменения в образе жизни, поведении и мотивации потребителей  приводят к формированию новых рынков, обострению конкуренции между крупнейшими компаниями за сферы влияния и попыткам крупнейших ТНК ограничить конкуренцию, а также к усилению регулирования международной конкуренции на государственном и межгосударственном уровне.

        Глобализация конкуренции приводит к уменьшению значения экономии на масштабах деятельности ТНК, меняет значение рынков отдельных стран (в частности, США) в приоритетных направлениях развития фирм, усиливает их взаимосвязь с мировым финансовым рынком, обусловливает негласный раздел рынков между ТНК, координацию их инвестиционных программ и планов.

        Глобализация  конкуренции в сфере спроса выражается в его  стандартизации. В условиях постепенного формирования единой мировой культуры потребления, единых стереотипов поведения, непрерывно растет количество глобально действующих потребителей и сбытовых по¬средников. Стандартизация условий работы на разных рынках и глобализация каналов товародвижения ускоряют процесс отраслевой консолидации на национальном и региональном  уровнях и приводят к обострению конкуренции.

      Ведущие мировые компании, среди которых следует выделить высокотехнологичные  Hewlett-Packard, Apple, Nokia, Dell, Intel, Cisco Systems, Lenovo, Acer, Huawei, Hong Hai, IBM, Sony, Flextronics, Canon, Microsoft, Samsung,  General Electric, Boeing, EADS, Embraer, автомобильные Toyota Motor, Honda Motor, Renault-Nissan, Volkswagen умело используют возможности, которые предоставляет глобализация, добиваются  высокой  доли глобального рынка по важнейшим и высокоприбыльным товарам, имеют большую рыночную капитализацию, получают значительные объемы прибыли и добиваются наивысшего для своих отраслей  показателя прибыли в расчете на одного работника компании.

 

2. Фактори досягнення ТНК глобального конкурентного лідерства

     Ключевые факторы конкурентоспособности (ключевые компетенции) ТНК - это главные способности, навыки, ресурсы, приемы, деловая культура  и другие характеристики компании, которые влияют на ее конкурентоспособность. Эти факторы для ТНК разных отраслей могут отличаться.

Информация о работе Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності