Контрольная работа по "Стратегическое управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое управление территориальными образованиями принципиально отличается от стратегического управления производственными организациями.
Стратегия динамики отдельных производственных организаций, специализированных по отраслям жизнедеятельности, всегда выступает как стратегия развития, в то время как для территориальных образований это не всегда может рассматриваться как развитие.

Содержание

Введение

1. Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона

2. Программа социально-экономического развития ( на примере Новосибирской области).

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Стратегическое управление сайт.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Во-вторых, региональные акты должны быть согласованы  между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему, охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональной государственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.

      В-третьих, система регионального законодательства должна учитывать требования международных инвестиционных и финансовых институтов, для участия в международных проектах и программах.

      В-четвертых, на основе основных законодательных  актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана  региональная нормативно-правовая база.

      6. Межрегиональное и международное  сотрудничество и внешнеэкономическая  деятельность. Использование экспортного  потенциала региона.

      7. Система управления социально-экономическим  развитием региона. Организационное  и инфраструктурное его обеспечение.

      8. Информационно-рекламное и организационное  сопровождение программы социально-экономического  развития

      Наиболее  важным направлением информационного  сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются проекты  на динамично развивающемся рынке Internet-услуг. Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.

      9. Механизмы и инструментарий реализаций региональных программ социально-экономического развития регионов.

      Стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:

      обеспечение стабильного развития экономики региона на основе эффективного использования его ресурсов и рационального природопользования;

      законодательное обеспечение программы развития региона на основе системы законодательных  региональных актов, дополняющих и  конкретизирующих федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов структурная перестройка инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и производительных сил региона обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, повышение уровня социальной защищенности населения; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ.

      Механизмы социально-экономического развития регионов

      Необходимым условием реализации комплексной программы  социально-экономического развития является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, которая производит функциональное зонирование территории Российской Федерации.

      На  ее основе должно планироваться размещение объектов капитального строительства  разного уровня (в том числе  объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической деятельности и других), развитие и размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.

      Особое  внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям.

      Речь  идет, прежде всего, о дополнениях  к федеральному законодательству, регулирующему  предпринимательскую и инновационную  деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.

      Необходимо  принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального  программирования и планирования (определение  статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.

      Необходима  разработка и совершенствование  законодательства, направленного на улучшение демографической и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.

      Для реализации программы социально-экономического развития необходимо совершенствование  системы федерального мониторинга  региональных социально-экономических  показателей. Задачами, которого является оценка уровня развития регионов, введение системы статистики для городских округов и городских поселений, объективно оценивать необходимость федеральной поддержки региона или муниципального образования, оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ и т.д.

      Проведение  региональной политики невозможно без  формирования системы государственных  организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления  реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Это:

      Межведомственная  комиссия

      Федеральные целевые программы (могут быть двух видов: направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в стратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий).

      Финансирование  реализации программы социально-экономического развития осуществляется за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  федерации, средств муниципальных  образований, внебюджетных источников. Для реализации отдельных мероприятий  возможно использование займа Мирового банка. 

      2. Комплексная программа социально-экономического развития Новосибирской области 

      В конце 80-х годов ХХ века по комплексной оценке экономического потенциала Новосибирская область находилась в первой десятке регионов и имела имидж региона с прогрессивной структурой хозяйства, сильным научно-образовательным потенциалом и интенсивным сельским хозяйством.

      В период рыночных реформ высокий потенциал  региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Под воздействием внешних факторов область в середине 90-х годов вошла в категорию «новых депрессивных регионов».

      В 90-е годы произошло изменение  специализации Новосибирской области: из мощного промышленного центра России она превратилась в регион, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции региона как крупного транспортного центра.

      В результате последовательной модернизации экономической политики в последние  годы Новосибирская область демонстрировала  высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличились инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы региона; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции.

      Тем не менее, в целом по соотношению  среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, по доле населения  с доходами ниже прожиточного минимума и другим важнейшим параметрам социального развития Новосибирская область находится лишь в середине списка всех субъектов Российской Федерации. Ситуация в сельском хозяйстве тоже остается сложной, сокращаются посевные площади и поголовье скота, сохраняется значительная задолженность по оплате труда.

      Таким образом, в настоящее время Новосибирская  область столкнулась с необходимостью переломить отмеченные негативные тенденции, существенно усилить и стабилизировать  позитивную динамику экономического роста, достигнутую в последние годы, и вернуть себе статус одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в. Для этого необходимо и наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах и системах мероприятий; эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.

      Все это указывает на особую актуальность разработки Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г., Программы социально-экономического развития Новосибирской области до 2015 года, направленной на решение этих задач.

      Проект  стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года разработан Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН с привлечением ряда научных и учебных организаций Новосибирской области.

      Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области является «ядром» комплексной программы социально-экономического развития Новосибирской области.

      В соответствии с указанным нормативным  документом, приоритетными задачами по обеспечению эффективного развития Новосибирской области на 2011 и последующие годы принято считать  следующие:

      - обеспечение укрепления и развития  важнейших конкурентных позиций,  устойчивого роста экономики  области, расширения сектора производства  наукоемкой продукции, развития  города Новосибирска как важнейшего транспортного узла на Востоке страны;

      - развитие инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере материального производства и инновационной деятельности;

      - обеспечение устойчивого развития  агропромышленного комплекса, реализация  специальных мер по росту занятости  сельского населения; 

      - обеспечение энергобезопасности  и энергоэффективности в экономике  и  социальной сфере на территории  Новосибирской области;

      - совершенствование государственного  и муниципального управления  снижение административных барьеров  и повышение прозрачности деятельности  органов власти как для бизнеса,  так и для населения, повышение  эффективности деятельности и  использования бюджетных ресурсов и государственного имущества.

      К конкурентным преимуществам региона  относится уникальный научно - образовательный комплекс, социальный капитал, высокие устойчивые темпы роста экономики в последние годы.

      Необходимо  отметить, что важную роль играет географическое положение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, статус центра Сибирского федерального округа.

      Среди ограничений регионального развития были названы слабая ресурсно-минеральная  база, низкая восприимчивость реального сектора к инновациям, неравномерность развития районов Новосибирской области, сокращение численности населения, неудовлетворительное состояние автодорожной сети и коммунальной инфраструктуры, изношенность основных фондов.

      Главной задачей региона в ближайшие годы является мобилизация и максимальное использование двух главных стратегических ресурсов: интеллектуального и человеческого потенциала и особого геополитического и экономико-географическим положения региона.

      На достижение указанной цели должны быть направлены консолидированные усилия власти, бизнеса и населения региона.

      Среди генеральных инвестиционных проектов первого этапа — до 2015 года — были названы проект Научно-технического парка «Академгород», промышленно-логистического парка (ПЛП) и проект «Международный авиационный транспортный узел».

Информация о работе Контрольная работа по "Стратегическое управление"