Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:33, контрольная работа
Объективно становление современной мировой экономики обусловлено закономерностями развития производства и международного разделения труда (МРТ), «втягиванием» в совокупный процесс общественного воспроизводства (т. е. в мировой воспроизводственный процесс) все новых субъектов, превращением мировой торговли в один из важнейших факторов экономического роста, необходимостью удовлетворения возрастающих потребностей в самых разнообразных товарах и услугах. Основу мировой экономики образует международное, не ограниченное рамками отдельных государств, производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса, как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельной страны воздействует на функционирование мировой хозяйственной системы. Мировая экономика на протяжении своего развития прошла несколько этапов:
I вопрос: Этапы становления и развития современной мировой экономической системы: мировая экономика в период с 1945 года до 1985 года. Европа, после второй мировой войны, план Маршалла, Л. Эрхард и Ш.Де-Голль. Неоклассические принципы в политике Р.Рейгана и М. Тэтчер 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 5
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИКИ 8
3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В 50-70-Е ГГ. 10
3.1. Современный этап развития мирового хозяйства 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
II вопрос: Международные кредитные отношения, виды и формы кредита, прямые зарубежные инвестиции, структура и динамика прямых зарубежных инвестиций. 21
ВВЕДЕНИЕ 21
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 22
2. ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 24
2.1. Структура и динамика зарубежных инвестиций 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Задача №1………………………………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЮЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
1)
распределение по лимиту
2) ограничение притока иностранных капиталовложений;
3) поощрение импорта технологий.
Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его "либерализация" длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.
Значительные изменения происходят в эти годы и в других сферах. В 1961 г. был принят Основной сельскохозяйственный закон, главной целью которого стал перевод сельского хозяйства на рельсы крупного товарного производства. С 1965 г. начала осуществляться стратегия преодоления бедности, в результате которой доходы нивелировались, социальный разрыв сглаживался и становился минимальным даже для развитых стран.
Особенности экономического развития западных стран позволяют выделить три основные модели смешанной экономики.
Национальные модели смешанной экономики:
1) неоэтатистская модель: Франция, Великобритания, Италия, Япония;
2) неолиберальная модель: США, ФРГ;
3)
модель централизованного
Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей. Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой.
3.1. Современный этап развития мирового хозяйства
Современный
этап хозяйственного реформирования обусловлен
рядом объективных причин. Экономические
кризисы 1980-1982 гг. и 1992-1993 гг. были более
глубокими и продолжительными, чем все
остальные циклические кризисы послевоенной
экономики. При этом они переплетались
с мировыми отраслевыми, прежде всего
сырьевыми и энергетическими, и структурными
кризисами. Среди факторов, вызывающих
разбалансированность экономики, можно
отметить новый виток научного прогресса,
исчерпание возможностей экстенсивного
типа экономического роста, а также ограниченность
традиционных мер государственного регулирования
экономических процессов. Особое значение
приобретает глобализация производства
и потребления, которая становится главным
фактором мирового экономического развития.
Глобализация - вхождение всех стран в
зависимости от достигнутого уровня развития
в мировое хозяйство, их интеграция и взаимодействие,
размывание границ между национальными
комплексами, образование единого экономического
пространства.
Факторы глобализации:
1) постоянное увеличение общего количества государств;
2) противоречивые последствия НТР;
3) возникновение региональных объединений;
4)
разрыв в уровне развития
На рубеже 70-80-х гг. инициатива в идейно-теоретической и политической жизни большинства стран Запада перешла к неоконсерваторам. Особенности новой политики особенно ярко проявились в развитии "рейганомики", названной по имени президента США Р. Рейгана.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;
2)
ограничение роста
3)
дерегулирование
4)
проведение жесткой денежно-
Нацеленность
"рейганомики" на стимулирование
предложения и ограничение
Основные цели внутренней политики Р. Рейгана - сокращение сферы деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшение подоходных налогов, увеличение мощи вооруженных сил - оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.
В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. "потолок" личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28%, а налога на прибыли корпораций - с 46 до 34%. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-технической революции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование и связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали в среднем ежегодно на 13%.
Основные факторы экономического подъёма 1983-1989 гг.:
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета страны составил 152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5% ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. Средняя зарплата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. Ослабли конкурентные позиции США в мировой экономике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым должником, задолжавшим другим странам больше, чем должны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, переход от относительно "автономного" к более "открытому" типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.
В конце 80-х гг. экономика США вступила в период резкого замедления темпов роста. Депрессивное состояние американской экономики в 1989-1992 гг. объясняется не только циклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок. Общая продолжительность спада составила 10 месяцев - с октября 1990 по март 1991 г., промышленное производство сократилось на 2%. Продолжительность экономического спада объяснялась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицы достигла 7,3% рабочей силы.
Начало 80-х гг. оказалось трудным периодом и для Западной Европы. Ограничительная политика правительств, направленная на борьбу с инфляцией и оздоровление государственных финансов, снижение уровня инвестиций в промышленность и рост структурной безработицы стали причинами стагнации европейской экономики. Но после мирового экономического кризиса 1980-1982 гг. экономика Западной Европы прошла фазы депрессии и оживления и с 1985 г. вступила в фазу подъема, которая длилась до 1992 г. Особенностью этого периода стало одновременное решение совокупности макроэкономических задач: роста ВНП, уменьшения безработицы, падения темпов инфляции, поддержания стабильности западноевропейских валют, расширения мирового товарооборота и улучшения состояния платежных балансов, роста прибылей и доходов трудящихся, облегчения налогового бремени и снижения дефицитов государственных бюджетов.
В Великобритании поворот в экономической политике связан с неоконсервативной программой правительства М. Тэтчер. Идеологической основой ее курса являлись несколько основополагающих элементов:
1) свободное предпринимательство;
2) личная инициатива;
3) крайний индивидуализм.
В
области денежного обращения, финансов
и банковского дела консерваторы
исходили из монетаристской концепции,
ставящей задачу жесткого ограничения
денежной суммы в обращении. Средствами
для достижения этой цели стали ослабление
налогового контроля за функционированием
рынка, повышение роли кредитно-денежных
институтов, радикальное изменение структуры
бюджетного механизма, в частности, отход
от прямого и прогрессивного налогообложения
частных лиц и предпринимателей. Для борьбы
с инфляцией было предпринято сокращение
займов, предоставляемых государством
частному сектору, осуществлялся контроль
над темпами роста денежной массы в обращении,
а контроль над ценами и заработной платой
был отменен. В целях стимулирования капиталовложений
правительство сдвинуло акцент с прямого
налогообложения на косвенное, были повышены
ставки налога на добавленную стоимость
с 8 до 15%. Кроме того, до 17% были повышены
учетные ставки Банка Англии.
Другим важнейшим направлением реформ
был курс на значительное сокращение государственного
предпринимательства. Это выразилось
прежде всего в осуществлении широкой
денационализации предприятий государственного
сектора экономики и преимущественном
стимулировании частного бизнеса. Правительство
М. Тэтчер провело также структурную перестройку
национальной экономики.
Серьезным просчетом кабинета Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения. Новый премьер Дж. Мейджор практически не изменил экономической программы своей предшественницы. Особенно важное значение имело для страны подписание 2 августа 1993 г. Маастрихтских соглашений. Этот договор был логическим развитием экономических и политических отношений, сложившихся между рядом европейских государств и Англией в рамках ЕЭС. Договор предусматривал введение новой денежной единицы, "отмену" границ и создание надгосударственных органов регулирования экономических и политических вопросов.
Среди важных реформ, проведенных левыми, находится закон о приватизации, принятый в середине февраля 1982 г. В результате его осуществления Франция стала располагать самым крупным среди развитых стран государственным сектором, который охватывал примерно 25% промышленных рабочих, обеспечивал четверть всего экспорта, треть промышленной продукции. Доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%.
Перестройка
производственной структуры Франции
в начале 80-х гг. опиралась не только
на национализированный сектор, но
и на создание значительного числа
сравнительно небольших частных предприятий,
использующих новейшие технологии. Их
финансирование и связанный с ним риск
должны были взять на себя национализированные
банки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в современной экономике можно выделить три основных центра: США, Японию и интегрированную Европу.
Не менее важной характеристикой современного этапа развития мировой экономики является распад мировой социалистической системы и переход этих стран от командно-административной к рыночной системе.
Несмотря
на серьезные страновые различия
в проведении экономических реформ,
все они условно делятся на
две группы: радикальные и
Страны радикальных экономических реформ
добились существенных результатов не
только в либерализации своей экономики,
ликвидации бюрократических институтов
прежней системы управления, но и в практическом
осуществлении макроэкономической или
финансовой стабилизации, создании рыночной
инфраструктуры. Суть вопроса о переходе
к рыночной экономике не сводится к априорному
выбору стратегии или к темпам этого перехода.
В различных странах этот выбор делается
по-разному в зависимости от конкретных
условий.
Информация о работе Контрольная работа по “Специальные разделы финансового менеджмента”