Контрольная работа по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

В чем заключаются содержательные различия между основными функциональными формами региональной политики (прогнозирование, программирование, планирование)? Приведите примеры прогнозов, программ, и планов регионального развития:
-Разработанных на федеральном уровне
-Разработанных в конкретном субъекте федерации (субъект федерации может быть выбран студентом самостоятельно)

Работа содержит 1 файл

региональная.docx

— 79.60 Кб (Скачать)

Задание 3. В чем заключаются содержательные различия между основными функциональными формами региональной политики (прогнозирование, программирование, планирование)? Приведите примеры прогнозов, программ, и планов регионального развития:

-Разработанных на федеральном уровне

-Разработанных в конкретном субъекте федерации (субъект федерации может быть выбран студентом самостоятельно)

 

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая  и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия  регионального развития, полнота  использования трудовых, природных  и материально-вещественных ресурсов.

 

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении  состояния объекта прогнозирования  в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий  период, либо на использовании нормативных  расчетов.

 

В основе методологии регионального  прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической  системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования  производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

 

Прогнозирование регионального развития строится в  соответствии с общими принципами прогностики  и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а  также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные   прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков.

 

Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

 

Планирование  – метод осуществления хозяйственно-организаторской  функции государства и экономической  политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет  своей целью составление проектов целевых комплексных программ. Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1450 предусмотрено образование  Центра федеральных программ по развитию регионов при Правительстве РФ. На него возлагаются функции единого  заказчика федеральных программ развития регионов. Кроме того образована Правительственная комиссия по государственной  поддержке развития регионов РФ. Комиссия призвана координировать деятельность федеральных и региональных органов  власти по стимулированию инвестиционной активности в регионах, эффективности  использования выделяемых им бюджетных  средств, мобилизации собственных  ресурсов организаций всех форм собственности  для решения первоочередных задач  проблем экономического и социального  развития. Комиссия готовит предложения  по определению приоритетных  направлений  развития регионов, совершенствованию  мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство  может выделять региональные квоты  по кредитам на инвестиционные программы.

 

Региональное  целевое программирование   позволяет  федеральному центру активно влиять на проблемные регионы, успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, направленные на уменьшение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Однако существующие в России программы все еще  имеют существенные недостатки. Главные  из них – слабое обоснование проблемных приоритетов, отбора и эффективности  программ, отсутствие надлежащей межпрограммной увязки и координации, недостаточная  проработка вопросов территориально-хозяйственной  комплексности и интеграции, плохой контроль за реализацией, неустойчивость финансирования. Названные недостатки приводят к невозможности реализации федеральных программ.

Разработка  ежегодных прогнозов социально-экономического развития регламентируется Федеральным  законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Правительством РФ приняты правила разработки прогноза социально-экономического развития (постановление  Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации»), предусматривающие  корректировку показателей три  раза в год: на этапе разработки сценарных  условий, самого прогноза социально-экономического развития и уточненного прогноза. В правилах сформирован перечень показателей и характеристик, включаемых в состав прогноза:

 

оценка  достигнутого уровня социально-экономического развития;

характеристика  условий социально-экономического развития в очередном финансовом году и плановом периоде, включая  основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния  окружающей природной среды и  природных ресурсов;

основные  показатели развития мировой экономики  на очередной финансовый год и  плановый период, включая прогноз  мировых цен на отдельные сырьевые ресурсы;

оценка  факторов и ограничений социально-экономического развития на очередной финансовый год  и плановый период;

перечень  задач и целевых показателей, обеспечивающих реализацию целевого варианта прогноза, соответствующих целевым  значениям показателей, определенных в ОНДП;

основные  показатели развития по отдельным видам  экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры на очередной финансовый год и плановый период;

основные  направления территориального развития на очередной финансовый год и  плановый период;

баланс  институциональных секторов экономики  на очередной финансовый год и  плановый период, отражающий условия  финансовой сбалансированности параметров развития экономики и секторов экономики, а также показатели развития институциональных  секторов экономики с учетом влияния  мер государственной политики в  области экономического развития и  другие показатели по согласованному между Минэкономразвития и Минфином России перечню.

 

Конкретизация показателей прогноза

 

Для конкретизации показателей Министерством  экономического развития РФ приняты  Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и  плановый период. Данный документ описывает  входящие в него конкретные показатели:

 

темпы роста мировой экономики;

курсы основных валют;

мировые цены на энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты);

экспорт в целом и в разрезе 11 аналитических  товарных групп ТН ВЭД России). Также  выделяется экспорт сырой нефти, природного газа и неф­тепродуктов;

импорт  в целом и в разрезе 11 аналитических  товарных групп ТН ВЭД России. Также  выделяется импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ, предусмотрено  выделение потребительского, инвестиционного  и промежуточного импорта;

прогноз ценовых показателей, в том числе  индекса потребительских цен (инфляции), предельных параметров роста цен  и тарифов на товары и услуги естественных монополий, индексов цен производителей (ИЦП) и индексов-дефляторов цен по важнейшим видам экономической  деятельности;

прогноз ВВП и его элементов;

прогноз производства по видам экономической  деятельности;

прогноз оборота розничной торговли и  платных услуг населению;

прогноз инвестиций в основной капитал с  выделением бюджетных инвестиций;

прогноз демографических показателей, в  том числе численности и структуры  населения;

прогноз рынка труда, в том числе фонда  заработной платы, среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности  работников, уровня безработицы;

прогноз величины прожиточного минимума и уровня абсолютной бедности;

прогноз развития социально-культурной сферы;

прогноз финансовых результатов экономики, включая прибыль, амортизацию и  прогнозный баланс основных фондов по полной учетной стоимости;

прогноз развития малого и среднего предпринимательства.

 

 

Следует отметить, что прогноз социально-экономического развития по нормативным документам не включает территориальные аспекты, хотя в тексте доклада по прогнозу социально-экономического развития традиционно  присутствует соответствующий раздел. В части долгосрочного прогноза социально-экономического развития законодательство пока предусматривает разработку документа  единовременно (распоряжение Правительства  РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

 

В настоящее время идет разработка законопроекта «О государственном  стратегическом планировании», который  должен расширить перечень положений, регламентирующих процессы прогнозирования, в том числе предусмотреть  необходимость периодического составления (актуализации) долгосрочных прогнозов.

Прогнозы  на региональном уровне

 

Система государственных прогнозов и  порядок государственного прогнозирования  в субъектах РФ установлены теми же законодательными актами, что на федеральном уровне. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ является документом социально-экономического планирования, который формируется с учетом положений ст. 173 БК РФ, Закона № 115-ФЗ, постановления Правительства РФ № 596. В зависимости от региона  может приниматься нормативный  акт, регламентирующий процедуры разработки прогноза социально-экономического развития субъекта РФ и входящих в его состав муниципальных образований.

 

При разработке прогноза применяются также  Методические рекомендации по составлению  прогнозов субъектами РФ, разрабатываемые  Минэкономразвития России. Такие  Методические рекомендации ежегодно уточняются и направляются в субъекты РФ для  применения в процессе прогнозирования  и организации взаимодействия с  муниципальными образованиями. Рекомендации готовятся в том числе для получения от регионов унифицированной информации о региональных показателях с целью их последующей обработки. Для этого субъектам РФ рассылается типовая форма, которая содержит около 650 показателей и предусматривает составление не менее двух вариантов прогноза. Данная форма содержит также блок показателей в сфере прогноза закупок продукции для региональных и муниципальных нужд.

 

Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на очередной финансовый год и  плановый период, как правило, разрабатывается:

 

для определения тенденций и количественных значений показателей регионального  социально-экономического развития;

определения значений показателей целей социально-экономической  политики правительства субъекта РФ;

формирования  основы для разработки проекта регионального  бюджета, разработки и корректировки  среднесрочного финансового плана  субъекта РФ (в случае если бюджет формируется  на один год);

обоснования внесения корректив в стратегию  и программу социально-экономического развития субъекта РФ;

оценки  степени воздействия отдельных  решений федеральных и региональных органов государственной власти на социально-экономическое развитие субъекта РФ.

 

 

Как и на федеральном уровне, региональные прогнозы социально-экономического развития являются основой для составления  региональных бюджетов. В основе региональных прогнозов лежат показатели, разрабатываемые  на федеральном уровне, а также  планы развития государственного или  муниципального сектора экономики  соответствующей территории, действующие  программы и иные документы. Таким  образом, в регионах прогноз экономических  показателей может носить частично целевой характер. На федеральном  уровне данный подход практически не применяется.

 

Итоги и  перспективы социально-экономического развития Челябинской области 

 

«Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2007 году и  Плане первоочередных мероприятий  Правительства Челябинской области  на 2008 год».

 

24 января заседание Правительства  Челябинской области.

 

2007 год был напряженным и результативным:

 

- ВРП увеличился на 11,5 процента;

- промышленность - на 12,5% (это почти  в 2 раза выше, чем в среднем  по России);

- инвестиции выросли на 17% до 110 млрд. руб.;

- розничный товарооборот вырос  на 19%;

- платные услуги - на 7,5%;

- услуги связи - на 23%;

- внешнеторговый оборот - на 34% до 9 млрд. долларов;

- за 11 месяцев прибыль увеличилась  на 53,5% и составила 123 млрд. руб.;

- в консолидированный бюджет  области поступило 87 млрд. руб., в  том числе в областной бюджет - 66 млрд. руб. с ростом на 31%;

Информация о работе Контрольная работа по "Региональная экономика"