Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:05, контрольная работа
Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.
I. Место Китая в мировой экономике. Демографические ресурсы и демографическая политика, производственный потенциал и изменение структуры экономики страны 2
1. Место Китая в мировой экономике. Производственный потенциал и изменение структуры экономики страны 4
1.1. Общая характеристика экономики Китая. Производственный потенциал изменение структуры экономики страны 4
1.2 Место Китая в мировой экономике 12
1.2.1 Современная экономическая ситуация 12
1.2.2 КНР в мировых связях 15
2. Демографические ресурсы и демографическая политика Китая 18
2.1 История народонаселения Китая 18
2.2 Демографические ресурсы и политика Китая 20
II. Виды международной экономической интеграции 26
1. Этапы (виды) интеграции 27
III. Административные средства регулирования внешней торговли со стороны государства: квотирование импорта, эмбарго, "добровольное" ограничение экспорта, нетарифные барьеры экспорта и импорта 34
1. Квотирование импорта 35
2. Эмбарго 37
3. "Добровольное" ограничение экспорта 39
4. Нетарифные барьеры экспорта и импорта 41
Список литературы 43
6)
Введение общей для всех стран-
7)
Создание общей системы
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Примеры таможенных союзов:
Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.
Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.
Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.
Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.
Свобода
межгосударственного
Примеры группировок стран, создавших общий рынок:
Совет
сотрудничества арабских стран Персидского
залива – странами-участницами
Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;
Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.
Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г.
Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
Примеры экономических союзов:
Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;
Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;
Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;
Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне
Европейский
союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое
сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый
экономический блок мира. Странами-основательницами
системы европейских
Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.
Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.
Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.
III. Административные
средства регулирования
внешней торговли со
стороны государства:
квотирование импорта,
эмбарго, "добровольное"
ограничение экспорта,
нетарифные барьеры
экспорта и импорта.
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Государственное
регулирование международной
- односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с её торговыми партнёрами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнёрами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);
- двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнёрами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические ребования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимной признании сертификатов качества и пр.;
- многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС) и др.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
Административные
инструменты, появившиеся в начале
XX века с увеличением участия
в международной торговле крупных
компаний и монопольных структур, в
стабильных условиях рассматриваются
как дополнительные меры, имеющие временный
характер, при недостаточной эффективности
таможенно-тарифной системы. Однако в
период экономического спада и разбалансированной
экономики они становятся главными инструментами
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности.
При применении нетарифных административных
мер государство балансирует товарную
структуру внутреннего рынка, ограждая
его как от излишних поставок импортной
продукции, так и от возможностей возникновения
дефицита товаров национального производства
на внутреннем рынке в случае чрезмерного
экспорта национальной продукции. Ниже
мы рассмотрим некоторые понятия административных
средств регулирования внешней торговли
со стороны государства
1.
Квотирование импорта.
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.
Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, перечни отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т.д.
Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).
Квотирование (экспорта и импорта) - установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении. Используется как нетарифное средство государственного регулирования экспортно-импортных операций. В РФ различаются квотирование для государственных нужд, квотирование предприятий, регионов и квотирование для аукционной продажи. Статьей 36 Закона РФ "О таможенном тарифе" предусмотрено также использование (в отношении отдельных иностранных государств) тарифных квот, в пределах стоимости или количества которых импортируемые или экспортируемые товары облагаются льготными (преференциальными) таможенными пошлинами, а в случае превышения установленных пределов к товарам применяются обычные ставки пошлин.
В РФ экспорт и импорт товаров осуществляется, как правило, без количественных ограничений (ст.15 ФЗ \"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности\").
Квотирование
импорта применяется как защитная
мера в случае, когда возникает угроза
причинения ущерба производителям подобных
конкурирующих товаров на территории
РФ, а также в качестве ответной меры на
дискриминационные акции зарубежных торговых
партнеров.
Лицензии выдаются на основании квот на
определенное количество товара и действуют
в течение указанных в них сроков.
В таможенный орган представляются надлежащим
образом оформленные лицензии. К числу
наиболее распространенных инструментов
прямого регулирования импорта (а иногда
и экспорта) относят лицензии
и квоты. Практически все промышленно
развитые страны применяют эти нетарифные
методы. Количественные ограничения импорта
и экспорта — прямая административная
форма государственного регулирования
внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают
самостоятельность предприятий в отношении
выхода на внешний рынок, сужают круг стран,
с которыми могут быть заключены сделки
по определенным товарам, регламентируют
количество и номенклатуру товаров, разрешенных
к ввозу и вывозу. Вместе с тем система
лицензирования и квотирования импорта
и экспорта, устанавливая жесткий контроль
над внешней торговлей некоторыми товарами,
во многих случаях оказывается более гибкой
и эффективной, чем экономические рычаги
внешнеторгового регулирования. Этим
в значительной мере и объясняется, что
лицензирование и квотирование в той или
иной мере используются в арсенале средств
торгового регулирования подавляющего
большинства стран мира.
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"