Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:05, контрольная работа
Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.
I. Место Китая в мировой экономике. Демографические ресурсы и демографическая политика, производственный потенциал и изменение структуры экономики страны 2
1. Место Китая в мировой экономике. Производственный потенциал и изменение структуры экономики страны 4
1.1. Общая характеристика экономики Китая. Производственный потенциал изменение структуры экономики страны 4
1.2 Место Китая в мировой экономике 12
1.2.1 Современная экономическая ситуация 12
1.2.2 КНР в мировых связях 15
2. Демографические ресурсы и демографическая политика Китая 18
2.1 История народонаселения Китая 18
2.2 Демографические ресурсы и политика Китая 20
II. Виды международной экономической интеграции 26
1. Этапы (виды) интеграции 27
III. Административные средства регулирования внешней торговли со стороны государства: квотирование импорта, эмбарго, "добровольное" ограничение экспорта, нетарифные барьеры экспорта и импорта 34
1. Квотирование импорта 35
2. Эмбарго 37
3. "Добровольное" ограничение экспорта 39
4. Нетарифные барьеры экспорта и импорта 41
Список литературы 43
По данным таблицы - государство сумело добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 80-е годы. Период 90-х годов характеризуется резким возрастанием объёмов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 80-х годах прошлого столетия пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 90-х годов ведущую роль стали играть иностранные инвестиции.
Внешний долг КНР по данным за 2004 год достиг отметки в 248,93 млрд. долларов (для сравнения в 1998 году он составлял 131,0 млрд. долларов, в 1988 году – 42,4 млрд. долларов) и составляет 15% от ВВП страны и 48% от общего объёма экспорта. По данному показателю в рейтинге стран с наибольшим внешним долгом (долг нерезидентам, подлежащий выплате в иностранной валюте; развитые страны из этого рейтинга были исключены составителями) занимает первое место, опережая лидировавшую двумя годами ранее в этом списке Бразилию.
Достаточно благоприятной представляется структура долга: почти 85% его общего объёма приходится на средне- и долгосрочные кредиты. Предпочтение отдаётся займам международных финансовых организаций (Всемирный банк, Азиатский банк развития и т.д.) и займам иностранных правительств. Проценты по таким долгам сравнительно низкие, а сроки погашения достаточно велики. Такие средства, как правило, привлекаются для инвестирования проектов в сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте, т.е. в капиталоёмких отраслях с длительным сроком окупаемости вложений.
- Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике
К середине 90-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в своё время от Китая (Гонконг – особый административный район Китая с 1997 года, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объёма прямых инвестиций в экономику КНР.
Этот
потенциал инвестиционного
- Зоны совместного предпринимательства
Зона свободного предпринимательства — часть территории страны, на которой разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются "мягкие" режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма. Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций.
В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.
В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь — самая быстро развивающаяся зона: в 1980—2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.
Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники. В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечной сети в Китае.
-
Типы экономических
реформ в Китае
По каждому из основных направлений
экономической политики (политики занятости,
социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной,
бюджетной) определены важнейшие показатели
участия государства в экономической
жизни. Их различные величины, а также
направления и скорость их изменений свидетельствуют
об осуществлении той или иной модели
экономических реформ (табл. 2).
Таблица 2. Типы экономических реформ
Направления экономической политики | Показатели | Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ | |
Реформы | |||
Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства) | Либеральные (быстрые, т.н. шоковая терапия) | ||
1. Политика занятости | Удельный вес в общей численности занятых: | ||
-
занятых в государственном |
Высокий | Низкий | |
-
занятых в государственном |
Высокий | Низкий | |
2. Социальная политика | Социальные субсидии в % к ВВП | Высокие | Низкие |
Удельный вес лиц, получающих субсидии и пособия из госбюджета | Высокий | Низкий | |
3. Внешнеэкономическая политика | Импортные пошлины в % к объему импорта | Высокие | Низкие |
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % | Высокие | Низкие | |
4. Денежно-кредитная политика | Среднегодовые темпы: | ||
- прироста кредитов ЦБ | Высокие | Низкие | |
% прироста денежной массы | Высокие | Низкие | |
5.Бюджетная политика | В % к ВВП: | ||
- государственные налоги | Высокие | Низкие | |
- государственные расходы | Высокие | Низкие | |
- государственные субсидии | Высокие | Низкие | |
- государственное потребление | Высокое | Низкое | |
- бюджетный дефицит | Высокий | Низкий | |
- государственный долг | Высокий | Низкий |
Прим. Если значения
показателей, характеризующих степень
вмешательства государства в экономическую
жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются,
но медленно, то это свидетельствует о
постепенном, градуалистском, варианте
экономических реформ.
Если значения показателей, характеризующих
степень вмешательства государства в
экономическую жизнь низки, или снижаются,
или снижаются особенно быстро, то это
свидетельствует о либеральном характере
варианте осуществляемых экономических
реформ.
1.2 Место Китая в мировой экономике.
Китай – индустриально-аграрная страна. При населении страны в 1 млрд. 313 млн. человек (каждый пятый житель нашей планеты – китаец) показатель ВВП на душу населения составляет 1470 USD, а совокупный объём ВВП страны – 1932 млрд. USD[7,С.150]. За годы реформ народное хозяйство Китая приобрело динамичный характер; к концу 80-х удвоен объем валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Получила развитие космическая, авиационная, атомная, нефтехимическая и радиоэлектронная промышленность. Традиционно развитые отрасли – текстильная (1-е место в мире по выпуску тканей, хлопчатобумажных, шерстяных), угольная, черная металлургия. По количеству промышленных предприятий, по числу занятых на них Китай занимает 1-е место в мире. Около половины продукции производят мелкие предприятия. Крупная индустрия сосредоточена главным образом в приморских районах. Добыча угля (свыше 1,14 млрд т. в год), нефти (144 млн. т, 5-е место в мире). По производству электроэнергии (820 млрд. кВт*ч., главным образом на ТЭС, работающих на угле) Китай на 4 месте в мире. Развита отрасль – машиностроение, выплавка цветных металлов, производство бытовой техники. Китай на 1-м месте по производству велосипедов (свыше 3 млн. шт. в год).
Среднегодовой прирост реального ВВП в период с 1994 по 2004 год составил 9,1 % и является пятым в мире показателем среди стран с самым высоким уровнем экономического роста в этот период, а темпы роста за все годы реформ – примерно 5 – 7 % в год[7,С.20].
Из данных
таблицы видно, что величина заметно
колебалась, достигнув своего максимума
в 1994 году, а уже спустя 4 года приблизившись
к своему минимальному значению, зафиксированному
в 1978 году[8, С.622].
Таблица 3. Динамика экономических показателей КНР, % | |||||
Год | Прирост
ВВП |
Инфляция | Год | Прирост
ВВП |
Инфляция |
1977 | 7,8 | 2,0 | 1987 | 11,6 | 7,3 |
1978 | 11,7 | 0,7 | 1988 | 11,3 | 18,5 |
1979 | 7,6 | 2,0 | 1989 | 4,1 | 17,8 |
1980 | 7,8 | 6,0 | 1990 | 3,8 | 2,1 |
1981 | 5,2 | 2,4 | 1991 | 9,2 | 2,9 |
1982 | 9,1 | 1,9 | 1992 | 14,2 | 5,4 |
1983 | 10,9 | 1,5 | 1993 | 13,5 | 13,2 |
1984 | 15,2 | 2,8 | 1994 | 12,6 | 21,7 |
1985 | 13,5 | 8,8 | 1995 | 10,2 | 14,8 |
1986 | 8,8 | 6,0 | 1996 | 9,7 | 6,1 |
1997 | 8,8 | 0,8 |
- Циклический характер экономического роста
Экономическое развитие КНР в 80—90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Объем ВВП увеличился более чем в 5,5 раза, производство на душу населения — более чем в 4,4 раза (в 90-е годы — более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трех десятилетий (1952—1978 гг. — 6,1%, цены 1952 г.). По темпам экономического роста КНР превосходила все развивающиеся страны в два-три раза (табл.4).
Таблица №4. Темпы экономического роста КНР (текущие валютные курсы, долл. 1995 г.)
Страны и территории | 1981—1990 | 1991—1999 |
КНР | 9,1 | 10,3 |
Сянган | — | 3,8 |
Тайвань | — | 6,2 |
Развивающиеся страны | 2,3 | 4,4 |
Резкие
ускорения прироста ВВП обычно сопровождаются
явлениями «перегрева»
Предварительные результаты, казалось бы, свидетельствовали об успехе выбранной линии и о том, что власти КНР научились воздействовать на факторы циклической динамики. Подавление инфляции заняло на этот раз больше времени, чем в конце 80-х гг.; но к концу 1996 г. темпы роста цен в годовом исчислении снизились до однозначных показателей, а темпы экономического роста остались на уровне, близком к 10% в год. В этой связи в конце 1996 г. правительство официально объявило о достижении «мягкой посадки».
Однако
последующие события показали, что
такой вывод был
В первой половине 1998 г. прирост ВВП едва превышал 7% в годовом исчислении, тогда как по планам властей он не должен был опускаться ниже отметки 8% (считается, что при меньших показателях роста в экономике Китая не будет создаваться достаточного числа рабочих мест для абсорбации трудовых ресурсов).
В течение 1998 г. приоритетом макроэкономической политики стал новый «разогрев» хозяйственной конъюнктуры за счет смягчения денежной политики и осуществления крупных государственных инвестиций в инфраструктурные проекты. Это вполне укладывалось в ставшую уже привычной картину циклической динамики.
Причины такого рода цикличности можно обнаружить как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. На микроуровне они связаны, прежде всего, с отставанием реформы государственных предприятий от темпов рыночной перестройки по другим направлениям.
В рамках прежней, административно-командной системы в КНР, как и в других социалистических странах, сложился специфический механизм распределения инвестиционных ресурсов через «торга» между звеньями административной системы. Обязывая предприятия выполнить определенное плановое задание, управленческий орган мог опираться как на силу политико-административного авторитета, так и на свои возможности предоставить предприятию дополнительные ресурсы.
Но на деле предприятие, обладающее реальной информацией о своих производственных возможностях, всегда могло сослаться на нереальность плана, срыв выполнения которого был бы невыгоден и органу управления.
В ходе согласования интересов предприятия требовали увеличения выделяемых сверху ресурсов, а вышестоящий орган — больших результатов в обмен на эти ресурсы. Понятно, что позиции предприятия в процессе «торгов» тем лучше, чем больше исходный объем предоставляемых ресурсов, а поэтому предприятия заинтересованы в его завышении.
К тому же инвестиционная деятельность предприятия слабо увязывалась с конкретными результатами его работы: доходы от реализации не накладывали жестких ограничений на расходы предприятий, государственная собственность гарантировала им выживание вне зависимости от прибыльности.
В итоге
предприятия склонны до бесконечности
форсировать спрос на капиталовложения,
так как они не сталкиваются с
инвестиционным риском — угрозой
банкротства в результате осуществления
неудачных проектов.
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"