Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Особенности современного мирового развития связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.

Содержание

I. Место Китая в мировой экономике. Демографические ресурсы и демографическая политика, производственный потенциал и изменение структуры экономики страны 2
1. Место Китая в мировой экономике. Производственный потенциал и изменение структуры экономики страны 4
1.1. Общая характеристика экономики Китая. Производственный потенциал изменение структуры экономики страны 4
1.2 Место Китая в мировой экономике 12
1.2.1 Современная экономическая ситуация 12
1.2.2 КНР в мировых связях 15
2. Демографические ресурсы и демографическая политика Китая 18
2.1 История народонаселения Китая 18
2.2 Демографические ресурсы и политика Китая 20

II. Виды международной экономической интеграции 26
1. Этапы (виды) интеграции 27
III. Административные средства регулирования внешней торговли со стороны государства: квотирование импорта, эмбарго, "добровольное" ограничение экспорта, нетарифные барьеры экспорта и импорта 34
1. Квотирование импорта 35
2. Эмбарго 37
3. "Добровольное" ограничение экспорта 39
4. Нетарифные барьеры экспорта и импорта 41
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Копия Контрольная готовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)
 

По данным таблицы - государство сумело добиться устойчивого притока инвестиций из-за рубежа уже в 80-е годы. Период 90-х годов характеризуется резким возрастанием объёмов и изменениями в структуре иностранного инвестирования. Если в 80-х годах прошлого столетия пальма первенства принадлежала иностранным кредитам, то с начала 90-х годов ведущую роль стали играть иностранные инвестиции.

Внешний долг КНР по данным за 2004 год достиг отметки в 248,93 млрд. долларов (для  сравнения в 1998 году он составлял 131,0 млрд. долларов, в 1988 году – 42,4 млрд. долларов) и составляет 15% от ВВП страны и 48% от общего объёма экспорта. По данному показателю в рейтинге стран с наибольшим внешним долгом (долг нерезидентам, подлежащий выплате в иностранной валюте; развитые страны из этого рейтинга были исключены составителями) занимает первое место, опережая лидировавшую двумя годами ранее в этом списке Бразилию.

Достаточно  благоприятной представляется структура  долга: почти 85% его общего объёма приходится на средне- и долгосрочные кредиты. Предпочтение отдаётся займам международных финансовых организаций (Всемирный банк, Азиатский банк развития и т.д.) и займам иностранных правительств. Проценты по таким долгам сравнительно низкие, а сроки погашения достаточно велики. Такие средства, как правило, привлекаются для инвестирования проектов в сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте, т.е. в капиталоёмких отраслях с длительным сроком окупаемости вложений.

- Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике

К середине 90-х годов КНР стала вторым в мире (после США) и крупнейшим среди развивающихся стран получателем прямых иностранных инвестиций. Зарубежных предпринимателей привлекают в Китае возможности освоения гигантского и быстрорастущего внутреннего рынка страны, использования местной дешёвой рабочей силы и природных ресурсов. Большое значение имеет также наличие многочисленной зарубежной диаспоры этнических китайцев, располагающих значительными капиталами, налаженными сбытовыми сетями и опытом деятельности на мировых рынках. На вложения предпринимателей китайской национальности, проживающих в других странах, а также на территориях, по тем или иным причинам отторгнутым в своё время от Китая (Гонконг – особый административный район Китая с 1997 года, Макао, Тайвань), приходится не менее 60% общего объёма прямых инвестиций в экономику КНР.

Этот  потенциал инвестиционного сотрудничества реализуется благодаря умелой политике государства по стимулированию иностранных  вложений. Её характерная черта –  предоставление предприятиям с иностранным участием специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и т.д.). В особенности это было свойственно начальному периоду политики открытости, когда Китай воспринимался большинством инвесторов как высокорискованный рынок, а перестройка хозяйственной системы КНР только набирала обороты. По мере активизации притока иностранного капитала с одной стороны, и углубления рыночных реформ – с другой стороны, происходит постепенное выравнивание режимов хозяйствования для национальных и иностранных инвесторов. Но делается это не столько путём лишения предприятий с иностранным участием преференциального статуса, сколько за счёт распространения аналогичных условий на китайские предприятия. Как и в случае с внешней торговлей, китайское руководство не спешит либерализовать режим иностранного инвестирования в возможно более короткие сроки. Специальные льготы получают, прежде всего, предприятия в приоритетных сферах материального производства (машиностроение, электроника, сельское хозяйство и т.д.). Напротив, иностранные инвестиции в сферу финансовых услуг и розничной торговли были разрешены только в нескольких городах наиболее развитого приморского пояса Китая.

- Зоны совместного предпринимательства

Зона  свободного предпринимательства — часть территории страны, на которой разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются "мягкие" режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма. Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций.

В настоящее  время в КНР действуют 4 специальные  экономические зоны — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких  и новых технологий, более 70 научно-технических  зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил  официальный статус свободной экономической  зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь — самая быстро развивающаяся зона: в 1980—2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных  Экономических Зон (СЭЗ) — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу — находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники. В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) — одной из крупнейших аптечной сети в Китае.

- Типы экономических  реформ в Китае 
По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 2). 
 

Таблица 2. Типы экономических  реформ

Направления экономической политики Показатели Значения  показателей в зависимости от типа экономических реформ
  Реформы
  Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства) Либеральные (быстрые, т.н. шоковая терапия)
1. Политика занятости Удельный вес  в общей численности занятых:    
- занятых в государственном секторе Высокий Низкий
- занятых в государственном аппарате  управления Высокий Низкий
2. Социальная политика Социальные  субсидии в % к ВВП Высокие Низкие
Удельный  вес лиц, получающих субсидии и пособия  из госбюджета Высокий Низкий
3. Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины  в % к объему импорта Высокие Низкие
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % Высокие Низкие
4. Денежно-кредитная политика Среднегодовые темпы:    
- прироста кредитов ЦБ Высокие Низкие
% прироста денежной массы Высокие Низкие
5.Бюджетная  политика В % к ВВП:    
- государственные налоги Высокие Низкие
- государственные расходы Высокие Низкие
- государственные субсидии Высокие Низкие
- государственное потребление Высокое Низкое
- бюджетный дефицит Высокий Низкий
- государственный долг Высокий Низкий

 
Прим.
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ. 
Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.

 

1.2 Место Китая в мировой экономике.

1.2.1 Современная экономическая ситуация.

     Китай – индустриально-аграрная страна. При  населении страны в 1 млрд. 313 млн. человек (каждый пятый житель нашей планеты  – китаец) показатель ВВП на душу населения составляет 1470 USD, а совокупный объём ВВП страны – 1932 млрд. USD[7,С.150]. За годы реформ народное хозяйство Китая приобрело динамичный характер; к концу 80-х удвоен объем валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Получила развитие космическая, авиационная, атомная, нефтехимическая и радиоэлектронная промышленность. Традиционно развитые отрасли – текстильная (1-е место в мире по выпуску тканей, хлопчатобумажных, шерстяных), угольная, черная металлургия. По количеству промышленных предприятий, по числу занятых на них Китай занимает 1-е место в мире. Около половины продукции производят мелкие предприятия. Крупная индустрия сосредоточена главным образом в приморских районах. Добыча угля (свыше 1,14 млрд т. в год), нефти (144 млн. т, 5-е место в мире). По производству электроэнергии (820 млрд. кВт*ч., главным образом на ТЭС, работающих на угле) Китай на 4 месте в мире. Развита отрасль – машиностроение, выплавка цветных металлов, производство бытовой техники. Китай на 1-м месте по производству велосипедов (свыше 3 млн. шт. в год).

Среднегодовой прирост реального ВВП в период с 1994 по 2004 год составил 9,1 % и является пятым в мире показателем среди стран с самым высоким уровнем экономического роста в этот период, а темпы роста за все годы реформ – примерно 5 – 7 % в год[7,С.20].

Из данных таблицы видно, что величина заметно  колебалась, достигнув своего максимума в 1994 году, а уже спустя 4 года приблизившись к своему минимальному значению, зафиксированному в 1978 году[8, С.622]. 
 

Таблица 3. Динамика экономических  показателей КНР, %
Год Прирост

ВВП

Инфляция Год Прирост

ВВП

Инфляция
1977 7,8 2,0 1987 11,6 7,3
1978 11,7 0,7 1988 11,3 18,5
1979 7,6 2,0 1989 4,1 17,8
1980 7,8 6,0 1990 3,8 2,1
1981 5,2 2,4 1991 9,2 2,9
1982 9,1 1,9 1992 14,2 5,4
1983 10,9 1,5 1993 13,5 13,2
1984 15,2 2,8 1994 12,6 21,7
1985 13,5 8,8 1995 10,2 14,8
1986 8,8 6,0 1996 9,7 6,1
  1997 8,8 0,8
 

- Циклический характер экономического роста

Экономическое развитие КНР в 80—90-е годы характеризовалось высокими темпами роста. Объем ВВП увеличился более чем в 5,5 раза, производство на душу населения — более чем в 4,4 раза (в 90-е годы — более чем в два раза). Среднегодовой темп прироста превышал 9%, что было выше показателей предыдущих трех десятилетий (1952—1978 гг. — 6,1%, цены 1952 г.). По темпам экономического роста КНР превосходила все развивающиеся страны в два-три раза (табл.4).

Таблица №4. Темпы экономического роста КНР (текущие валютные курсы, долл. 1995 г.)

Страны  и территории 1981—1990 1991—1999
КНР 9,1 10,3
Сянган 3,8
Тайвань 6,2
Развивающиеся страны 2,3 4,4
 

Резкие  ускорения прироста ВВП обычно сопровождаются явлениями «перегрева» экономики и скачками инфляции. Для ее обуздания власти вынуждены периодически прибегать к «урегулированию» экономики — мерам ограничительной финансовой политики. В результате рост цен замедляется, но платой за это является сопутствующее замедление темпов экономического роста. Периоды ускорений и урегулирований следуют один за другим, формируя определенную циклическую тенденцию.

Предварительные результаты, казалось бы, свидетельствовали  об успехе выбранной линии и о  том, что власти КНР научились  воздействовать на факторы циклической динамики. Подавление инфляции заняло на этот раз больше времени, чем в конце 80-х гг.; но к концу 1996 г. темпы роста цен в годовом исчислении снизились до однозначных показателей, а темпы экономического роста остались на уровне, близком к 10% в год. В этой связи в конце 1996 г. правительство официально объявило о достижении «мягкой посадки».

Однако  последующие события показали, что  такой вывод был преждевременным. Дефляционные эффекты жесткой финансовой политики, угнетающие экономический рост, оказались более долговременными, чем ожидалось, и в 1997—1998 гг. при снижении инфляции сначала до нуля, а затем и до отрицательных показателей происходило дальнейшее замедление темпов прироста ВВП.

В первой половине 1998 г. прирост ВВП едва превышал 7% в годовом исчислении, тогда как по планам властей он не должен был опускаться ниже отметки 8% (считается, что при меньших показателях роста в экономике Китая не будет создаваться достаточного числа рабочих мест для абсорбации трудовых ресурсов).

В течение 1998 г. приоритетом макроэкономической политики стал новый «разогрев» хозяйственной  конъюнктуры за счет смягчения денежной политики и осуществления крупных  государственных инвестиций в инфраструктурные проекты. Это вполне укладывалось в  ставшую уже привычной картину циклической динамики.

Причины такого рода цикличности можно обнаружить как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. На микроуровне они связаны, прежде всего, с отставанием реформы  государственных предприятий от темпов рыночной перестройки по другим направлениям.

В рамках прежней, административно-командной  системы в КНР, как и в других социалистических странах, сложился специфический  механизм распределения инвестиционных ресурсов через «торга» между  звеньями административной системы. Обязывая предприятия выполнить определенное плановое задание, управленческий орган мог опираться как на силу политико-административного авторитета, так и на свои возможности предоставить предприятию дополнительные ресурсы.

Но на деле предприятие, обладающее реальной информацией о своих производственных возможностях, всегда могло сослаться на нереальность плана, срыв выполнения которого был бы невыгоден и органу управления.

В ходе согласования интересов предприятия  требовали увеличения выделяемых сверху ресурсов, а вышестоящий орган — больших результатов в обмен на эти ресурсы. Понятно, что позиции предприятия в процессе «торгов» тем лучше, чем больше исходный объем предоставляемых ресурсов, а поэтому предприятия заинтересованы в его завышении.

К тому же инвестиционная деятельность предприятия слабо увязывалась с конкретными результатами его работы: доходы от реализации не накладывали жестких ограничений на расходы предприятий, государственная собственность гарантировала им выживание вне зависимости от прибыльности.

В итоге  предприятия склонны до бесконечности  форсировать спрос на капиталовложения, так как они не сталкиваются с  инвестиционным риском — угрозой  банкротства в результате осуществления  неудачных проектов. 

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"