Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение предприятия (фирмы) можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности.

Содержание

1.1 Цель деятельности фирмы
1.2 Экономическая прибыль
1.3 Нормальная бухгалтерская прибыль
1.4 Средний доход и предельный доход. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы
1.5 Правило максимизации прибыли или минимизации потерь фирмы на конкурентном рынке
1.6 Условие прекращения производства в краткосрочном периоде
2.1 Частное благо и общественное благо.
2.2 Неконкурентность и неисключаемость блага.
2.3 Предельная полезность блага и предельная общественная полезность блага.

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика все.docx

— 152.67 Кб (Скачать)

Средние издержки (АС) - издержки в расчете на единицу произведенной  продукции; равны общим издержкам  производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной  продукции. Различают три вида средних  издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

  • цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки;
  • цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль;
  • цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки;
  • цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки; цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки.

1.6 Условие прекращения  производства в краткосрочном  периоде.

В условиях, когда текущая  рыночная цена не приносит в краткосрочном  периоде положительной экономической  прибыли, фирма становится перед  выбором:

  • либо продолжать убыточное производство,
  • либо временно приостановить свое производство, но понести

убытки в размере постоянных издержек (FC) производства.

Решение по данному вопросу  фирма принимает исходя из соотношения  своих средних переменных издержек (AVC) и рыночной цены.

Когда фирма принимает  решение о закрытии, то ее совокупные доходы (ТR) падают до нуля, а возникающие убытки становятся равными ее совокупным постоянным издержкам. Поэтому до тех пор, пока цена больше средних переменных издержек

P>АVС,

фирме следует продолжать производство. В этом случае получаемый доход позволит покрыть все переменные и хотя бы часть постоянных издержек, т.е. убытки будут меньше, чем при закрытии.

Если цена равна средним  переменным издержкам

P=AVC,

то с точки зрения минимизации  убытков фирме безразлично, продолжать или прекращать свое производство. Однако скорее всего фирма будет продолжать свою деятельность, чтобы не потерять своих покупателей и сохранить рабочие места служащих. При этом ее убытки будут не выше, чем при закрытии.

И, наконец, если цены меньше средних переменных издержек то фирме следует прекратить свою деятельность. В этом случае ей удастся избежать ненужных потерь.

Условие прекращения  производства 

Докажем справедливость данных рассуждений.

По определению, п=ТR-ТС. Если фирма максимизирует свою прибыль, производя n-ое количество изделий, то эта прибыль (пn) должна быть больше или равна прибыли фирмы в условиях закрытия предприятия (по), ибо в противном случае предприниматель сразу закроет свое предприятие.

Другими словами, 

Таким образом, фирма будет продолжать свою деятельность лишь до тех пор, пока рыночная цена больше или равна ее средним переменным издержкам. Только при этих условиях  фирма минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде, продолжая деятельность.

2.1 Частное благо  и общественное благо

Большая часть предлагаемых производителями и находящих  спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для  личного потребления, или частные  блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно  не может одновременно быть потребленным другим.  
 
Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик.

Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Например, затраты на возведение и эксплуатацию маяка не зависят от количества проплывающих мимо него судов.

Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого  числа. Маяк обеспечивает безопасное плавание всем судам, попадающим в радиус действия его сигналов. Большинство общественных благ требуют весьма значительных затрат на производство и распределение. Налицо, таким образом, некая особая группа товаров, производство и распределение  которых исходя, из самой их природы, подлежит государственному контролю. Их можно было бы назвать «чисто общественными товарами».

 Например, утверждение  ставок «маячного сбора», который  платят владельцы судов за  каждый кубометр условного объема  судна при каждом входе в  порт или транзитном проходе.  Для того чтобы определить  общественное благо, необходимо  оценить количество потребителей, извлекающих выгоду из пользования  благом, и возможность помешать  им. Проблема бесплатного использования  возникает, когда число пользователей  велико, а исключение хотя бы  одного из них невозможно. Если  маяк приносит пользу капитанам  многих кораблей, это общественное  благо, если выгоду извлекает,  прежде всего, владелец порта,  речь идет скорее о частном  благе. 4 
 
         Опыт постиндустриального общества показывает, что рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создания и реализация общественных благ является задачей государства. Однако общественные блага не являются однородными. Они выступают как чисто и частично общественные блага. Производство чисто общественных благ полностью возлагается на государство (охрана общественного порядка, например). В то же время создание частично общественных благ (образование, здравоохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики.

При этом государство гарантирует  лишь такой уровень воспроизводства  частично общественных благ, который  в данный момент может быть обеспечен  ресурсами государственного бюджета, определяемого в свою очередь  развитием производства. 

2.2 Неконкурентность  и неисключаемость блага

Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они неконкурентны и они неисключаемы. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне производства предельные издержки для дополнительного  потребителя равны нулю. Для большинства  благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек.

Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены  из сферы его потребления. Как  следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование  неисключаемыми благами — ими  можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага  служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами.

Неисключаемые блага не обязательно  общенациональны по своему характеру. Если администрация штата или  города проводит программу борьбы с  сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все  потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера  тех преимуществ, которые даст эта  программа. Большинство благ, конечно, являются исключаемыми. Автомобили, например, исключаемы (и конкурентны). Если магазин  продает новый автомобиль одному потребителю, тогда он исключает  возможность других лиц купить данную машину.

Некоторые блага исключаемы, но неконкурентны. Например, в период неинтенсивного движения проезд по мосту  неконкурентен, так как появление  дополнительной машины не скажется на скорости других автомобилей. Но проезд по мосту является исключаемым, потому что его владельцы могут запретить  пользоваться этим мостом.

Другим примером служит телевизионный  сигнал. Как только сигнал передан  в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной другому пользователю, составляют нуль, и поэтому благо  неконкурентно. Но передача сигналов исключительна, так как скремблирование сигнала  и установление кода, позволяющего дескремблирование, дает возможность  компании ограничить число потребителей.

Ряд благ являются неисключаемыми, но конкурентными. Воздух является неисключаемым, но может быть конкурентным, если выбросы  в атмосферу, производимые одной  фирмой, имеют вредное воздействие  на качество воздуха и на способность  других в полной мере пользоваться им. Океан или большой водоем неисключаемы, но рыболовство на них конкурентно, потому что, чем больше рыбы поймано одними, тем меньше ее остается другим.

Общественные блага, являющиеся как неконкурентными, так и неисключаемыми, приносят выгоду людям при нулевых  предельных издержках — ни один человек не может быть исключен из пользования ими. Классическим примером общественного блага служит национальная оборона. Система обороны неисключаема, как мы видели, но она и неконкурентна, так как предельные издержки на ее обеспечение одному дополнительному  человеку равны нулю. Маяк, упомянутый ранее, также представляет собой  общественное благо, потому что он неконкурентен  и неисключаем, так как весьма сложно"* назначить кораблям плату  за преимущества от пользования им.

Список общественных благ куда короче, чем тех, производство которых обеспечивается государством. Многие общественные блага либо конкурентны  в потреблении, либо исключаемы, либо и то и другое. Например, обучение в средней школе конкурентно  в потреблении. Существуют положительные  предельные издержки при обеспечении  образования для одного дополнительного  ребенка, так как остальным детям  уделяется меньше внимания по мере увеличения числа учеников в классе. Аналогичным образом назначение платы за обучение может исключить  возможность некоторых детей  получить образование. Общественное образование  обеспечивается местными властями, потому что влечет за собой положительные  внешние эффекты, но не из-за того, что  является общественным благом.

2.3 Предельная  полезность блага и предельная  общественная полезность блага.

Главными агентами рыночных отношений являются потребитель  и фирма. Они формируют спрос  и предложение на рынке, взаимодействуют  в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – это “высшая и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, “голосуя” своими деньгами “за” или “против” выпущенных товаров. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. В данном разделе мы более подробно остановимся на экономических принципах, определяющих закономерности потребительского спроса, лежащего в основе формирования цены покупателя.

Чтобы глубже раскрыть сущность рыночного спроса, разберемся в теории потребительского поведения. Целью  потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих  запросов и потребностей и получение  удовольствия от потребления товаров  и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или  иного товара.

Полезность – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Материальные блага важны  не сами по себе, а потому, что люди с их помощью удовлетворяют свои потребности, например, утоление голода, защита от непогоды, домашний комфорт. Каждый индивид по-своему оценивает  то или иное благо. Одним словом, полезность – это суждение человека о благе.

Понятие “полезность” было введено в экономическую науку  английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о  рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.

Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что  нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или  быть совершенно бесполезно для другого.

Обычно экономисты рассматривают  не полезность блага вообще, а полезность определенного количества блага. Это  означает, что потребитель оценивает  для себя не полезность, например, хлеба  и воды, а полезность определенного  количества этих продуктов. Когда человек  голоден, его субъективная оценка первого  съеденного им бутерброда и выпитого стакана чая высокая, но по мере насыщения  потребностей субъективная оценка полезности новых потребленных единиц блага  будет уменьшаться.

Мы уже отмечали, что  полезность – понятие субъективное, поэтому точному количественному  измерению она не поддается. Однако экономисты установили, что полезность обладает свойством порядковой измеримости, с помощью которого можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя при увеличении количества потребляемых благ, хотя саму эту степень удовлетворения точно определить нельзя.

Для удобства оценки степени  удовлетворения полезности введена  условная единица измерения, которую  назвали “ютиль” (от англ. utility– полезность). Она позволяет установить зависимость между количеством потребляемых единиц блага и добавочной (дополнительной) полезностью, извлекаемой из каждой последующей потребляемой единицы. Это, в свою очередь, определяет ценность продукта в глазах покупателя, а значит, максимальную цену, по которой он готов его купить.

Различают две формы полезности: совокупную и предельную. Совокупная полезностьпредставляет собой общую полезность, получаемуюв результате потребления всех единиц блага. Совокупная полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность – добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага. Один из видных представителей маржиналистского (от англ. marginal – предельный) направления экономической теории – американский экономист Уильям Джевонс (1835–1882) писал: “Когда получено определенное количество предмета, дальнейшее количество нам безразлично или даже может вызвать отвращение. Каждое последующее приложение будет обыкновенно вызывать чувства менее интенсивные, чем предыдущие. Тогда полезность последней доли предмета обычно уменьшается в некоторой пропорции или как некоторая функция от всего полученного количества”

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"