Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

1. Монополистическая конкуренция и ее признаки. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Монополистическая конкуренция – это смешение конкуренции с некоторой долей монопольной власти, которое наблюдается, когда на рынке конкурируют множество продавцов дифференцированного продукта.
Чистая конкуренция и чистая монополия яв

Содержание

Контрольный теоретический вопрос ........................................................
2
Контрольные тестовые задания .................................................................
6
Задача ...........................................................................................................
7
Список литературы .........................

Работа содержит 1 файл

КР МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 961.50 Кб (Скачать)


План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

2

Контрольные тестовые задания .................................................................

6

Задача ...........................................................................................................

7

Список литературы .....................................................................................

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический вопрос

1. Монополистическая конкуренция и ее признаки. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Монополистическая конкуренция  – это смешение конкуренции с  некоторой долей монопольной  власти, которое наблюдается, когда  на рынке конкурируют множество продавцов дифференцированного продукта.

Чистая конкуренция  и чистая монополия являются двумя  крайностями рынка, чаще всего там господствует монополистическая конкуренция или олигополия. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т.е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность.

Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах: к примеру, в зависимости от качества продукта; территориального размещения фирмы; в зависимости от методов стимулирования сбыта. Вступление в отрасль относительно легкое, т.к. производители являются небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Примерами отраслей, где  господствует монополистическая конкуренция, являются розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и  электроники, верхней одежды.

Рассмотрим кривую спроса на продукцию монополистического конкурента. Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса. 

В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, будет производить каждую последующую единицу продукта до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. То есть фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки используя правило: MC=MR. При этом цена устанавливается выше минимальных средних издержек (P > min ATC) и выше предельных издержек (P > MC) (рис.1).

Рис.1. Максимизация прибыли при монополистической  конкуренции

 

      Фирма может столкнуться и с убытками, но продолжать функционировать, пока они меньше постоянных издержек (FC) (рис.2).

      

Рис. 2. Убытки в условиях монополистической конкуренции

В долгосрочном периоде фирмы могут свободно покидать отрасль и входить в нее, в зависимости от того, получают ли они прибыль в рамках короткого периода или терпят убытки. Поэтому в длительном периоде наблюдается тенденция к получению «нормальной» прибыли, т. е. безубыточной деятельности, при которой величина экономической прибыли равна нулю.

В долгосрочном периоде в отрасли с монополистической конкуренцией, как правило, устанавливается равновесие при объеме производства, для которого предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC), и цене, покрывающей средние издержки производства P=AC. В некоторых случаях равновесие нарушается и в долгосрочном аспекте, и фирмы получают экономическую прибыль. Так, некоторые фирмы могут выпускать такую продукцию или оказывать такие услуги, которые позволяют им оставаться монополистами.

В условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективное распределение ресурсов, ни производственная эффективность. Мы знаем, что для достижения производственной эффективности необходимо выполнение равенства P=ATC, а для достижения экономической эффективности необходимо выполнение равенства P=MC.

Монополия всегда вызывает недоиспользование производственных мощностей и ресурсов для производства данного товара. Цена товара, как  правило, больше предельных издержек (P>MC). Это означает, что общество оценивает товар выше, чем он того стоит, а производители монополисты производят продукции меньше, чем можно было бы производить. Отсюда более высокие средние издержки, значительно отличающиеся от достижимого в данных условиях минимума. Соответственно, и цены будут выше, чем на конкурентном рынке.

Однако эти “издержки” монополистической конкуренции не являются столь серьезными. Во-первых, высокоэластичная кривая спроса гарантирует наличие конкуренции. Во-вторых, дифференциация продукта позволяет потребителям осуществить выбор из ряда схожих по потребительским свойствам продуктов тот, который подходит по цене.

Большое значение для  реализации дифференцированных продуктов  играет реклама. Реклама – главная  форма неценовой конкуренции. Благодаря  ей расширяется спрос на продукцию  фирмы и уменьшается его эластичность по цене.

Расходы на рекламу сдвигают кривую средних издержек фирмы от АС до АС` (рис.3). Пусть до проведения рекламных акций фирма осуществляла выпуск на уровне Q1 при издержках АС1. В результате успешной рекламы объем продаж расширился до Q2. При этом в результате перекрывающей расходы на рекламу экономии от масштаба производства становится возможным понижение издержек производства до АС2. Если же рекламная кампания не столь удачна, то тот же самый объем продукции Q1 фирма будет выпускать при более высоких издержках АС3.

Рис. 3. Сдвиг  кривой издержек фирмы

 

В целом, монополистическая  конкуренция сочетает в себе значительную долю конкуренции с небольшой  долей монопольной власти, что  способствует широкой распространенности этой рыночной структуры в реальной экономической практике.

 

 

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант  (варианты) ответа следующим образом:          /


2. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что:


а) цена на товар равна равновесной цене;


б) цена на товар ниже равновесной цены;


в) сократился объем предложения данного товара;

г) цена на товар выше равновесной цены;


д) увеличился объем спроса на данный товар.


Обоснование ответа:

Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение данного товара.

 

3. Укажите верные утверждения:

а) если номинальная процентная ставка равна 10%, а темп прироста цен равен 5%, то реальная ставка равна 5%;


б) рост реальной процентной ставки приведет к росту спроса на заемные средства;


в) процент – это сумма денег, которые кредитор выплачивает заемщику.

Обоснование ответа:

а) Номинальная ставка процента - это текущая рыночная ставка, не учитывающая уровень инфляции (в данном примере составляет 10%). Реальная ставка процента - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов прироста цен. Таким образом, 10% - 5% = 5%

б) Если темп прироста цен (темп инфляции) будет уменьшаться, а реальная процентная ставка увеличиваться, то это приведет к повышению спроса на заемные средства, т.к. реальная процентная ставка – это увеличение реального богатства. 

Задача

4. Студент ежедневно получает от родителей 30 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания по вертикальной оси, а развлечения — по горизонтальной:

 

Цена продуктов питания $ (Рх)

5

5

10

2,5

10

Цена развлечений $ (Ру)

5

10

5

2,5

10


 

Как изменится положение  бюджетной линии, если Px = Py = 5 (долл.), но     доход студента увеличится до 50 долл. в день?

 

Решение:

1) Обозначим количество возможных для приобретения продуктов питания как Qx, а развлечений – Qy.

Рис. 4. Бюджетные линии студента

2) Положение бюджетной линии при Px = Py = 5 (долл) и  доходе студента 50 долл. в день:

Рис. 5. Бюджетная линия студента при увеличении дохода

При увеличении дохода увеличивается  количество возможных для приобретения продуктов и развлечений.

 

 

Список литературы

1. Экономическая теория: учебник / Под ред. И.П. Николаевой. Гл. 9. – М.: Проспект, 2000.

2. Курс по экономической теории. – Москва: ИНФРА-М, 1997. – 345 с.

3. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Экономическая теория: Компьютерная обучающая программа  – http://moodle.vzfei.ru/resources/KOPR378/03_firefox.htm


Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"