Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:25, контрольная работа
Под планированием деятельности предприятия сферы туризма понимают «непрерывный систематический информационно  обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения  будущих целей, средств и методов  формирования, развития и управления им» [4, с.66].
Планирования в сфере  туризма включает:
- маркетинговый анализ (анализ  соответствия новых видов деятельности  требованиям рынка и конкуренции);
- технико-экономический  анализ (анализ соответствия новых  видов деятельности специализации  предприятия, его организации  и технологии);
- финансовый анализ (анализ  экономической эффективности новых  видов деятельности) [4, с.66].
Объектами плановых решений  выступают цели и задачи, пути и  средства, ресурсы, необходимые для  выполнения
I.	Дать понятие планированию, указать цели, задачи, принципы планирования в сфере туризма. Привести виды планирования и охарактеризовать их.
II.	Охарактеризовать показатели рентабельности. Привести формулы расчета рентабельности.
Индустриально-педагогический колледж
Республиканский институт
Профессионального образования
Экономика в сфере туризма
(наименование дисциплины)
Контрольная работа №1
Вариант №9
Паршиков
(фамилия,
Илья Витальевич
Имя, отчество учащегося)
Курс 3, группа 272-11,
Шифр уч-ся 1549
Адрес учащегося: г.Барановичи, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.8, кВ.57
Контактный телефон: (8-029) 826 74 14
Вариант 9 (13 страниц)
Задача 1. Определить величину нормативной прибыли, включенную в состав отпускной цены, если отпускная цена изделия – 200000 руб., ставка акциза – 10%, ставка НДС – 20%, полная себестоимость одного изделия 110000 руб.
На современном этапе планирование и контроль развития туризма являются обязательной основой обеспечения его успешного развития, а подходы к планированию туризма, определение его роли и места в развитии страны или региона должны рассматриваться в пределах широкого контекста общественного экономического развития.
Под планированием деятельности 
предприятия сферы туризма 
Планирования в сфере туризма включает:
- маркетинговый анализ (анализ 
соответствия новых видов 
- технико-экономический 
анализ (анализ соответствия новых 
видов деятельности 
- финансовый анализ (анализ 
экономической эффективности 
Объектами плановых решений выступают цели и задачи, пути и средства, ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач, организация выполнения плана и контроль.
Процесс планирования включает в себя такие структурные элементы, как прогнозирование, моделирование, программирование (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура планирования
Основная цель планирования состоит в том, чтобы – насколько это возможно в конкретных условиях – найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией [4, с.69].
В процессе планирования предполагается получение ответов на вопросы:
- Каково наше сегодняшнее реальное положение?
- Какой путь следует избрать для достижения целей туристской фирмы?
- Посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели? [4, с.66].
2. Эффективность планирования во многом зависит от того, на основе каких принципов оно осуществляется.
Выделяют общие и специальные принципы планирования.
К общим принципам относятся:
- участие максимального количества сотрудников в работе над планом, начиная с самых ранних этапов;
- непрерывность, обусловленная 
непрерывностью хозяйственных 
- гибкость (возможность корректив или пересмотра ранее принятых планов);
- согласованность планов (интеграция «по горизонтали» и интеграция «по вертикали»);
- экономичность (затраты на планирование должны быть меньше эффекта от реализации плана);
- создание условий выполнения 
плана путем перестройки 
К специальным принципам планирования относятся:
- научность (на высших 
уровнях организации при долго-
- учет «узкого места» 
(лимитирующего фактора) (на низших 
уровнях организации при 
3. Все разновидности 
1) по видам:
- согласованные и ранжированные планы-цели (набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем);
- планы для повторяющихся действий (содержат сроки выполнения действий, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях; имеют вид графиков, расписаний);
- планы для неповторяющихся действий (составляются для решения неспецифических проблем, возникающих в процессе функционирования организации; имеют вид программ, бюджетов, сетевых графиков);
2) по срокам:
- долгосрочные (5 и более лет; планы-цели, программы);
- среднесрочные (1 – 5 лет; бюджеты, программы);
- краткосрочные (до 1 года; 
бюджеты, сетевые графики, 
3) по типам целей:
- стратегические (осуществляются на высшем уровне);
- тактические (на среднем уровне);
- оперативные (на низшем уровне) [4, с.72].
Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить тенденции, наблюдающиеся в ее окружении; определить, каким будет поведение конкурентов. Стратегическое планирование – это процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков.
Тактическое планирование включает в себя определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. К тактическим вопросам относятся: создание определенной организационной структуры, порядок найма сотрудников, технология оборота документов, процедуры взаимодействия с потребителями продукции и контрагентами и т.д.
В оперативном планировании стандарты деятельности, описание работ и др. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. В оперативных планах содержатся плановые задания по большинству важнейших показателей деятельности предприятия и его подразделений. Оперативный план устанавливает границы количественных и качественных задач, конкретизируя их для фирмы в целом и для каждого ее подразделения.
Таким образом, планирование 
в сфере туризма представляет 
собой процесс определения 
Прибыль – это обобщенный показатель результатов деятельности предприятия, поскольку ее размер зависит от эффективности использования всех факторов производства.
Для предприятия важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли.
Абсолютная величина прибыли выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.
При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия.
Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве.
При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции [3, с.85].
Рентабельность производства отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как отношение балансовой прибыли (Пб) к величине основных производственных фондов (Оф) и собственных оборотных средств (Ос):
бухгалтерской
где Rп – рентабельность производства, %;
Пб – балансовая прибыль, руб.;
Оф – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
Ос – величина оборотных средств, руб.
Рентабельность продукции показывает степень выгодности производства того или иного вида изделия. Она рассчитывается путем соотношения балансовой прибыли к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме полной себестоимости (Сn):
где Rпр – рентабельность реализуемой продукции, %;
Пб – балансовая прибыль, руб.;
Сn – себестоимость реализованной продукции (полная себестоимость), руб.
При расчете рентабельности используются разные показатели прибыли, что позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
Уровень рентабельности может характеризовать эффективность работы предприятия только в том случае, если цены на его продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования.
В настоящее время для 
определения эффективности 
а) общая рентабельность продаж
где - общая рентабельность продаж, %;
- балансовая прибыль, руб.;
- объем продаж, руб.
б) чистая рентабельность продаж
где - чистая рентабельность продаж, %;
- чистая прибыль, руб.;
- объем продаж, руб.
Соотношение данных общей 
и чистой рентабельности по одному 
предприятию с данными других 
предприятий позволяет 
в) рентабельность собственного капитала
где RСК–рентабельность собственного капитала, %;
- чистая прибыль, руб.;
КСР –капитал – средняя его величина на начало и конец периода, руб.
Этот коэффициент 
г) рентабельность инвестированного капитала
где RИК –рентабельность инвестированного капитала, %;