Контрольная работа по "Экономике "

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Часть I. Введение в экономическую теорию
Тема 1. Система экономических отношений и экономическая теория

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

     Рост  потребительской задолженности, увеличение налогов сокращают размер реального дохода и вносят свои коррективы и в потребление, и в сбережения, сокращая, как правило, и те и другие. 

Тема 25. Деньги и денежное обращение в рыночной экономике. Модель денежного  рынка

     Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: М1, М2, M3, Какой из денежных агрегатов, с точки зрения микроэкономического моделирования и реальной экономической политики, считается наилучшим и почему? 

     Если  требуется оценить количество активов, которые используются в качестве платежного средства, то наилучшим является, несомненно, параметр М1 в нем, как мы видели, деньги используются как средство обращения. На этом основании денежный агрегат М1 считается наиболее подходящим для оценки денежной массы, и поэтому самым распространенным.  

     Однако  в последние годы признанно, что параметр М2 лучше отражает связь денежной массы с другими экономическими переменными, фигурирующими в уравнении денежного обмена: M * V =Py, а именно со скоростью обращения денег V, взвешенным уровнем цен Р и реальным объемом производства y. Поэтому начиная с 80-х годов многие экономисты стали склонятся к мысли, что параметр М2 больше подходит в качестве основы для теории и проведения экономической политики. Существует, однако, и иные точки зрения, сторонники которых ни один из параметров (М1, М2, М3) не считают оптимальным, и поэтому рекомендуют выбрать такой денежный агрегат, который представлял бы собой общий взвешенный агрегат всех ликвидных активов. 

Тема 26. Банки и кредитная  система

     Существуют  ли отличия российской банковской системы от немецкой и американской? 

     Да, конечно. Современная банковская система  России представляет собой систему  переходного периода. Она выступает  как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения центрального Банка РФ, осуществляющего  выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из деловых различных банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставления им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые депозитные валютные операции и др.). До настоящего времени характерными остаются те же тенденции:

  1. Преобладают мелкие и средние банки.
  2. По форме собственности банки делятся на паевые, акционерные и смешанные.
  3. Основная часть банков все так же сосредоточена в Центральном районе.
  4. Увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом.
  5. Для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.
  6. Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов - населения, предпринимателей и государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков.
  7. В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения и юридических лиц.

     В ФРГ после Второй мировой войны  была создана двухуровневая банковская система, где на верхнем уровне находится  центральный банк страны - Немецкий федеральный банк, а на втором - коммерческие, или кредитные, банки, а также специализированные кредитные учреждения.

     Ядром современной централизованной банковской системы США стала Федеральная  резервная система (ФРС), которая  состоит: 1) из 12 федеральных резервных  банков; 2) из большого количества банков-членов. Согласно федеральному резервному акту 1913 года все банки-члены Федеральной резервной системы должны были: а) внести 6% собственных капиталов в качестве паевого взноса в основной капитал федеральных резервных банков; б) держать в последних свои резервы в объеме 3% суммы срочных вкладов и от 7 до 13% суммы вкладов до востребования. Федеральные резервные банки были обязаны иметь резерв в золоте и законных платежных средствах в размере 35% своих депозитов. Таким образом, пассивы федеральных резервных банков состоят: 1) из собственных капиталов, созданных за счет паевых взносов банков-членов; 2) из банкнотной эмиссии; 3) из банковских депозитов, представляющих собой резервы банков - членов ФРС.

     Сосредоточение  в федеральных резервных банках денежных резервов коммерческих банков явилось фактором экономии денег. Организация ФРС способствовала экономии наличных денег ив другом отношении - благодаря развитию безналичных расчетов, которые стали в широких размерах осуществляться через федеральные резервные банки.

     Вместе  с тем, создание ФРС усилило централизацию  банковской системы США и господство крупных банков – цитадели финансовой олигархии. С конца 1915 года по август 1972 года удельный вес ФРС в общем  числе американских коммерческих банков поднялся с 28 до 41%, а в общей сумме их депозитов - с 48, до 78%. Хотя членами ФРС являются многие банки, решающее влияние в ней имеет лишь небольшое число крупных и крупнейших банков. 

Тема 27. Денежно-кредитная  политика: цели и  инструменты

     Представьте себя членом совета Центрального банка России. Какие изменения Вы предложили бы в проведении денежно-кредитной политики? Рассмотрите влияние этих мер на размеры денежного предложения, резервы коммерческих банков, ставку процента. 

     Руководство Банка России декларирует, что одной из целей его денежно-кредитной политики является снижение процентных ставок, "удешевление кредитных ресурсов для реального сектора".    Под процентной политикой Банк России понимает не регулирование ставки процента в экономике, а лишь установление ставок по операциям самого ЦБР. Снижение ставки процента по кредитам реальному сектору не является ни конечной, ни промежуточной целью политики Банка России, никаких ориентиров динамики ставки процента доклад Банка России не содержит, связь между динамикой денежной массы и процентом не рассматривается.

     Руководство Банка России исходит из того, что  экономика в настоящее время  не способна воспринять всю денежную массу, создаваемую Центральным  банком в результате покупки иностранной  валюты, поэтому значительная часть этой денежной массы должна быть стерилизована. "Не смотря на достигнутый рост объемов производства и ВВП в реальном выражении, производственный сектор российской экономики и население еще не готовы к столь масштабному росту денежного предложения, который формируется под воздействием сильного платежного баланса, и пока не отвечает адекватным спросом на деньги. Поэтому Банк России в 2000 году активно использовал инструменты абсорбции свободной денежной ликвидности, в первую очередь, путем проведения депозитных операций с банками". Ответственность за низкую кредитную активность и снижение денежного мультипликатора авторы доклада возлагают на предприятия реального сектора экономики: "Опора на самофинансирование, недостаточная активность предприятий по привлечению временно свободных финансовых ресурсов, сохраняющаяся низкая кредитоспособность предприятий ограничивали экономический рост". Однако именно те методы, которыми Банк России осуществляет стерилизацию денежной массы, способствуют ограничению кредита и повышению процента (или препятствуют его дальнейшему снижению), и тем самым уменьшают спрос на деньги.

     Центральные банки развитых стран обычно выступают  на открытом рынке ценных бумаг не как продавцы, а как покупатели. При этом они решают следующие задачи. Во-первых, увеличивая спрос на государственные облигации, центральные банки добиваются снижения их доходности и, следовательно, снижения ставки процента в экономике в целом. Во-вторых, покупая облигации у коммерческих банков, центральные банки предоставляют им дополнительные резервы ликвидности, и этим способствуют росту их кредитной активности. В-третьих, покупая государственные облигации, центральные банки сокращают государственный долг и процентные расходы из государственного бюджета (прибыль центральных банков почти полностью перечисляется в бюджет, поэтому выплаты правительства по облигациям в портфеле центральных банков практического значения не имеет). Все это в совокупности способствует экономическому росту.

     Банк  России, вопреки мировой практике, видит себя на открытом рынке ценных бумаг не в роли покупателя, а в роли продавца. "Основной формой участия Банка России на рынке государственных ценных бумаг могла бы быть продажа им по рыночным ставкам государственных бумаг из своего портфеля ", говорится в докладе ЦБ. Задачи, которые он при этом решает, прямо противоположны тем, которые были перечислены выше. Продавая государственные облигации (или собственные облигации Банка России), ЦБ РФ увеличивает предложение облигаций, способствует повышению их доходности, а, следовательно, -повышению ставки процента, сокращает резервы ликвидности у коммерческих банков, что ведет к сокращению кредитов или, во всяком случае, препятствует их росту. Переход государственных облигаций из рук Центрального банка в руки частных инвесторов, а также повышение доходности государственных облигаций увеличивает государственный долг и обременяет федеральный бюджет. Все это вместе ведет к торможению экономического роста. Моим предложением было бы пересмотрение роли ЦБ на открытом рынке.

     Профицит  федерального бюджета можно было бы использовать для расширения совокупного  спроса: для инвестиций в народное хозяйство, для повышения пенсий и заработной платы в бюджетной  сфере, для помощи бедствующим регионам. Вместо этого профицит бюджета используется для стерилизации денежной массы. Тем самым сковывается рост платежеспособного спроса, подавляется экономическая активность, и в результате - действительно снижается спрос на деньги. В своих целевых ориентирах на 2001 год прогнозах Банк России упускает из вида целый ряд факторов. Он не учитывает, во-первых, эластичность спроса на деньги со стороны фирм по прибыли и со стороны населения - по реальным денежным доходам, во-вторых, влияние динамики процента на спрос на реальные денежные остатки, в-третьих, воздействие динамики процента на кредит и экономическую активность в целом, в конечном счете, - на рост ВВП. По моему мнению следует учитывать все эти факторы, имеющие ключевое влияние на все заявленные в вопросе позиции. 

Тема 28. Рынок ценных бумаг и его регулирование

     Объясните, почему привилегированные  акции, обеспечивающие высокий уровень дохода вне зависимости от рентабельности фирмы, не дают права их владельцам участвовать в управлении. 

     Привилегированные акции – это акции дающие право на получение накопленных за прошлые годы (ранее невыплаченных) дивидендов. Кумулятивные привилегированные акции имеют приоритет перед обыкновенными, поэтому дивиденд по обыкновенным акциям не может быть уплачен, если не выплачен дивиденд по кумулятивным акциям. Именно в приоритетности их перед обыкновенными и заложен ответ на вопрос.

     Привилегированные акции обладают большей гарантией: дивиденды по ним выплачиваются регулярно. Однако размер их фиксирован, что может означать меньшую доходность. Кроме того префакции не дают права голоса.

     Привилегированные акции обычно дают право на первоочередное получение дохода в виде фиксированного, заранее установленного процента, а также на приоритетное участие в распределении имущества акционерного общества в случае его ликвидации. Как правило, доход, недополученный держателем привилегированной акции в бесприбыльном году, компенсируется в последующие годы или за счет резервного фонда. Привилегированные акции не дают права голоса при решении дел компании. За счет их выпуска мобилизуется относительно небольшая часть акционерного капитала. 

Тема 29. Финансы и финансовая политика государства

     Какие проблемы порождает  концепция функциональных финансов? 

     В соответствии с идеей функциональных финансов, вопрос о балансировании бюджета - на ежегодной или циклической основе - второстепенный. Певоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией, проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, незначительны по сравнению с в высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике "