Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:31, контрольная работа
По прошествии немногим более трех лет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства, как это было показано во второй главе, привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений.
Современное состояние развития экономики стран ЕС.
4. Проблема дальнейшего расширения ЕС.
7. Анализ перспектив вступления современных стран-кандидатов.
На этом
фоне более сдержанными стали
не то что намерения о расширении
политического европейского пространства,
но даже и публичные высказывания об углублении
интеграции внутри ЕС. В приведенной ниже
таблице даны результаты ответов на вопрос «Когда
речь идет о Европейском
Союзе, некоторые люди
считают, что процесс
дальнейшего объединения
стран, которые уже являются
членами ЕС, необходимо
продолжать. Другие
говорят, что это зашло
уже слишком далеко.
Скажите, какое число
на шкале наиболее отвечает
Вашей позиции?». Для корректности понимания
данных таблицы следует отметить, что
ответы распределены по шкале от 0 до 10
баллов (0 – объединение зашло слишком
далеко, 10 – объединение необходимо
продолжать). То есть 5 баллов является
медианой, в соотношении с которой показатели меньше
5 свидетельствуют о нежелании дальнейшей
интеграции ЕС, а больше 5 – наоборот,
о согласии на дальнейшее объединение
с другими европейскими государствами.
Таблица 4.1
Отношение граждан европейских государств к перспективам дальнейшего углубления интеграционных процессов в ЕС (по 10-балльной шкале)
|
Примечание: в
таблице представлены результаты трех
волн мониторингового исследовательского
проекта «Европейское социальное исследование»
(European Social Survey), в котором принимают участие
более 20 европейских государств, в т.ч.
и Украина [3].
Данная
статья не позволяет подробно рассмотреть
все тонкости внутриевропейских отношений.
Но применительно к теме заметным является
факт довольно-таки сдержанного отношения
к углублению интеграции со стороны именно
«старых» членов ЕС. Что касается стран,
граждане которых продемонстрировали
в своих ответах большее стремление к
интеграции в ЕС, то в их числе преимущественно
«новые» члены. Это Болгария, Эстония,
Польша, Румыния, Словакия, Словения (показательным
является факт, что все они относятся к
восточноевропейским странам и большинство
из них не входит в зону использования
евро). Причем именно Болгария и Румыния,
наиболее бедные страны Евросоюза, имеют
наивысшие баллы поддержки курса углубления
интеграции.
Все это
в определенной степени свидетельствует
о сдержанном желании более развитых
государств-членов ЕС углублять отношения
с вновь принятыми странами. Что, впрочем,
совсем не исключает намерений использования
их ресурсов – трудовых, сырьевых, научного
потенциала и др. Эта ситуация верно была
охарактеризована доктором социологических
наук, главным научным сотрудником Института
социологии НАНУ Н. Паниной: «Бедные хотят
интегрироваться с богатыми, которые принимают
этот порыв к единению с заметно меньшим
энтузиазмом» [4]. И это нежелание проявляется
не только в общественном мнении европейцев,
но и в конкретной политике. Так, например,
недавно был предложен проект концепции
внешнеполитической стратегии ЕС. Авторы
- министры иностранных дел Швеции и Польши
Карл Бильдт и Радослав Сикорский. Суть
предложенной ими стратегии заключается
в невозможности дальнейшего расширения
Евросоюза в течение ближайших 10 лет.
Поскольку
есть столь серьезные различия между
странами, развивавшимися в лоне европейского
пространства с его фактически единой
исторической канвой, что можно говорить
об Украине на этом фоне? По результатам
Европейского социального исследования,
углубление интеграции ЕС имеет положительный
резонанс в общественном мнении жителей
стран, которые не являются членами Евросоюза,
в т.ч. и Украины (см. табл. 1). В Швейцарии
и России средний балл отношения к этим
процессам достаточно умеренный, близкий
к медиане (5 баллов) и имеет (по крайней
мере, на первый взгляд) характер общей
лояльности. Опрос украинских респондентов
показал более высокие результаты положительного
отношения к евроинтеграции (более 6 баллов
в 2005 и 2007 годах). Близкий показатель к
результату Украины в 2007 году дали граждане
Турции, принявшие участие в «Европейском
социальном исследовании» в 2009 г. (6,16 балла).
Разница в этом вопросе между Швейцарией,
Россией, с одной стороны, и Украиной и
Турцией - с другой, может объясняться
тем, что первые две страны не имеют намерений
вступления в ЕС. В то время как Украина
определила одним из главных приоритетов
своей внешней политики именно евроинтеграцию
(свое вхождение в состав ЕС), что является,
пожалуй, единственным неизменным постулатом
государственной идеологии. Довольно
четкие евроинтеграционные интересы имеет
и Турция. В условиях, когда вхождение
в объединенную Европу провозглашается
едва ли не высшей ценностью и идеалом
для украинской государственности, вполне
вероятно, что через механизмы углубления
внутренней евроинтеграции украинское
общество имеет свое видение вхождения
страны в ЕС. Следует отметить, что показатели
лояльности ненамного снизились в соотношении
между 2005 и 2007 годами: 6,46 и 6,10 баллов соответственно.
Таким
образом, проблемы упорядочивания
экономически разнокалиберных
и культурно отличающихся
друг от друга составляющих
Евросоюза (что особенно
обострилось в
период мирового финансового
кризиса) отодвигают
перспективы расширения
ЕС на неопределенные
сроки. Надо отметить,
что и в украинском обществе
нереальность программы
евроинтеграции Украины
начинает осознаваться
все более явственно.
7. Анализ перспектив вступления современных стран-кандидатов.
Еврокомиссия
(ЕК) рекомендует Совету ЕС предоставить
Сербии официальный статус кандидата
на вступление в блок. Однако главное
условие Евросоюза —
Хорватия присоединится к Евросоюзу в 2013 году, Черногории и Сербии предоставляется статус стран-кандидатов, сообщает пресс-служба ЕК. «Комиссия считает, что Хорватия отвечает всем политическим критериям, и ожидает, что Хорватия будет готова к присоединению к 1 июля 2013 года», — говорится в сообщении. В нем также сказано, что Сербии предоставляется статус кандидата, передает информационное агентство РБК.
Однако перед тем, как ЕС начнет переговоры с Белградом о членстве в блоке, Сербия должна выполнить некоторые условия. Главное из них — нормализация отношений с Косово, отделившемся от Сербии в 2008 году. ЕК отмечает, что Сербия уже добилась значительного прогресса на пути в ЕС с точки зрения политики и экономики. Кроме того, Белград успешно решил все вопросы, связанные с военными преступниками бывшей Югославии. Так, страна передала Международному трибуналу двоих последних разыскиваемых — Ратко Младича и Горана Хаджича.
Интеграция страны в европейское сообщество официально началась с подписания в апреле 2008 года так называемого Соглашения о стабилизации и ассоциации. В декабре 2009 года Сербия подала заявку на вступление в ЕС. Пока Сербия обладает статусом потенциального кандидата на вступление в ЕС.
Кроме Сербии зеленый свет дали и Черногории. Сегодня ЕК рекомендовала начать переговоры со страной о вступлении в ЕС. Статус кандидата был предоставлен Черногории в декабре 2010 года. Параллельно Евросоюз ведет переговоры и о приеме в блок Исландии. Она уже входит в европейскую экономическую зону и шенгенскую зону.
В то же время фактически зашли в тупик переговоры о сотрудничестве ЕС и Турции, которая подала заявку на вступление в блок еще в 1987 году. «К сожалению, переговоры о вступлении не продвигаются вперед уже более года, что вызывает неудовлетворенность и с той и с другой стороны»,— заявил еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле [5].
В качестве одного из основных условий ЕК здесь называет нормализацию отношений Турции с Кипром.
Кроме
того, ЕК считает, что предоставлять
Албании статус кандидата в члены
Евросоюза преждевременно. «В 2010 году
ЕС установил 12 ключевых приоритетов,
которые стране необходимо выполнить
для начала переговоров о присоединении.
Хотя прогресс был достигнут в некоторых
из этих областей, комиссия не может рекомендовать
принятие в этом году дальнейших шагов
для Албании», — сообщает пресс-служба
ЕК.
[6].
Сербия, которая всего два года стоит в очереди на вступление в Европейский союз, может вступить раньше, чем нынешние официальные кандидаты: Македония и Турция.
Европейская комиссия предложила начать переговоры о приеме двух балканских стран: Черногории и Сербии. Правда поставила Сербии условие: переговоры с ней начнутся, только если Белград возобновит диалог с Приштиной.
В коммюнике Еврокомиссии так и говорится: «предоставить Сербии статус страны-кандидата с учетом достигнутого на нынешний день прогресса и с условием, что Сербия возобновит диалог с Косово и будет быстро продвигаться по пути выполнения в духе доброй воли существующих соглашений (с Приштиной)».
Президент
Сербии Борис Тадич доволен
Сербия подала заявку на вступление в ЕС в 2009 году и ожидает начала переговоров. Черногория признана кандидатом в прошлом году.
Решение о начале переговоров с Сербией и Черногорией может быть принято на саммите 27 стран ЕС в декабре в Брюсселе. Оно должно быть единогласным. Тогда же, как ожидается, будет официально объявлена членом ЕС Хорватия, переговоры с которой недавно завершены. Она станет вторым осколком бывшей Югославии, принятым в ЕС.
Декабрьское решение будет непростым. Ибо не все в ЕС с нетерпением ждут Сербию в составе союза. Прежде всего, прохладно относится к этому Германия, которая, впрочем, вообще не хочет спешить с приемом в ЕС новых бедных родственников. Италия, наоборот, активно лоббирует вступление Сербии.
Продвижение Сербии на пути в Европу сдвинулось с мертвой точки после того, как Гаагскому трибуналу были выданы обвиняемые в военных преступлениях бывшие генералы Ратко Младич и Горан Хаджич.
На сегодняшний день кандидатами в ЕС, кроме Хорватии и Черногории, являются также (с 2005) года Македония и Турция.
С первой
переговоры заблокированы Грецией,
которая требует изменить название
этой страны (чтобы не было и намека
на греческую провинцию Македония)
С Турцией
переговоры начались тогда же, что
и с Хорватией, но заморожены из-за
разногласий по статусу Кипра. Разногласия
в последнее время обострились,
и турецкое руководство даже пригрозило
заморозить отношения с ЕС во втором
квартале будущего года, когда Кипр будет
председательствовать в союзе. Фактически
членом ЕС состоит только южная часть
Кипра, которую Анкара не признает. К тому
же ЕС обвиняет Анкару в многочисленных
нарушениях прав человека [7].
Список
литературы
2.
ЕС перепишет Лиссабонский договор // http://podrobnosti.ua/power/
3. Головаха Є. Соціальні зміни в Україні та Європі: за результатами «Європейського соціального дослідження» 2005 – 2007 роки / Євген Головаха, Андрій Горбачик – К.: Інститут соціології НАН України, 2008. – с. 25.
4.
Панина Н. Украина и Европа: результаты
сравнительного социологического исследования
/ Наталья Панина // Грани+. – 6 ноября 2006
г. - http://dialogs.org.ua/issue_
5. http://odnarodyna.com.ua/