Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:31, контрольная работа
По прошествии немногим более трех лет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства, как это было показано во второй главе, привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений.
Современное состояние развития экономики стран ЕС.
4. Проблема дальнейшего расширения ЕС.
7. Анализ перспектив вступления современных стран-кандидатов.
МІНСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
МІЖНАРОДНИЙ ГУМАНІТАРНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
ВІДДІЛЕННЯ
ЗАОЧНОГО НАВЧАННЯ
ЄВРОПЕЙСЬКА ЕКОНОМІКА
(найменування навчальної
дисципліни)
КОНТРОЛЬНА
РОБОТА
Студента/ки __ курсу
Спеціальність МЗЕД
________________
(ПІБ)
____________
(оцінка)
(дата перевірки, підпис викладача)
Одеса, 2011 р.
План
2. Современное состояние развития экономики стран ЕС.
4. Проблема дальнейшего расширения ЕС.
7. Анализ
перспектив вступления современных стран-кандидатов.
2. Современное состояние развития экономики стран ЕС.
По прошествии
немногим более трех лет после полного
перехода стран, входящих в Европейский
валютный союза, на евро, можно говорить
о том, что единая европейская валюта используется
многими странами для создания собственных
валютных резервов, некоторые государства,
как это было показано во второй главе,
привязывают курсы национальных валют
к евро. Также евро все чаще используется
как валюта международных контрактов
и соглашений.
Экономический потенциал. В последние
годы Еврозона несколько опережала Соединенные
Штаты по численности населения. По размерам
ВВП она вдвое превосходила Японию, но
пока все еще уступала США (данные на 2000
год приведены в таблице 2.1). Структура
хозяйства в странах ЭВС почти идентична:
на аграрный сектор приходится около 2%
ВВП, на промышленность соответственно
– 31 и 26%, на услуги – 67 и 72%.
Таблица 2.1
Основные макроэкономические показатели в странах Еврозоны, США и Японии
Показатель | Год | Единица измерения | Еврозона | США | Япония |
Население | 2000 | млн. | 302,2 | 272,0 | 127,0 |
ВВП (доля в мире) | 2000 | % | 16,0 | 22,0 | 7,3 |
Экспорт товаров и услуг* | 1999 | %ВВП | 16,9 | 10,3 | 10,7 |
Импорт товаров и услуг* | 1999 | %ВВП | 15,9 | 13,2 | 9,1 |
Экспорт (доля в мире)* | 1999 | % | 18,9 | 15,2 | 9,1 |
Безработица | 2000 | % | 8,9 | 4,0 | 4,7 |
Баланс госбюджета | 2000 | %ВВП | 0,3 | 2,2 | -12,1 |
Государственный долг | 2000 | %ВВП | 69,7 | 44,5 | 130,4 |
Текущий баланс | 2000 | %ВВП | -0,53 | -4,4 | 2,5 |
* Исключая
торговлю между странами зоны
евро, экспорт FOB, импорт CIF
К 2005 году
по сравнению с 2000 годом ситуация в целом
изменилась не значительно. В то же время,
если бы Великобритания вошла в ЭВС, это
отставание было бы сведено к минимуму.
Вхождение в 2007-2010 годах в Европейский
валютный союз стран ЦВЕ с одной стороны
увеличит такие показатели Еврозоны, как
совокупный ВВП, экспорт и импорт, население,
однако может негативно отразиться на
экономическом потенциале, а именно на
уровне безработицы, государственном
долге, текущем балансе и в целом несколько
снизить средний уровень жизни в странах
ЕВС.
На 2005 год по своей экономической силе Еврозона вплотную приближается к США, однако в области развития финансовых рынков между двумя регионами имеются крупные различия.
Уровень
развития финансовых рынков. Как видно
из таблицы 2.2, абсолютная величина выданных
в Еврозоне банковских ссуд была в июне
1999 года в полтора раза больше, чем в США.
В то же время показатели общей стоимости
находящихся в обращении ценных бумаг
и капитализации фондового рынка в зоне
евро были в 3 раза меньше. За последние
5 лет ситуация на финансовых рынках Еврозоны
практически не изменилась. Особенно велико
отставание европейцев в настоящее время
в сфере корпоративных ценных бумаг, а
единственным сектором фондового рынка,
где Европа удерживает сильные позиции,
являются облигации.
Таблица 2.2
Финансовые рынки Еврозоны, США и Японии на июнь 1999 г.
Инструмент | Единица измерения | Зона евро | США | Япония |
Банковские депозиты | млрд. евро | 4752 | 4743 | 4468 |
% ВВП | 78 | 55 | 112 | |
Банковские ссуды | млрд. евро | 6136 | 4155 | 4281 |
% ВВП | 100 | 48 | 107 | |
Национальные ценные бумаги в обращении, в том числе: | млрд. евро | 5423 | 14141 | 5061 |
% ВВП | 89 | 165 | 127 | |
- корпораций | млрд. евро | 202 | 2494 | 583 |
- финансовых институтов | млрд. евро | 1892 | 3900 | 754 |
- госсектора | млрд. евро | 3329 | 7747 | 3724 |
Проблема Западной Европы состоит не только
в том, что ее фондовые рынки значительно
меньше американских, но и в том, что они
во многом остаются национальными. В настоящее
время в США функционируют 8 фондовых бирж,
причем две из них – NYSE и NASDAQ занимают
95% рынка. В Евросоюзе функционируют 32
национальные фондовые биржи, и возможность
их слияния в 2-3 крупные биржи пока даже
не просматривается.
Еще один дезинтегрирующий фактор – налоговое
законодательство, оно является национальным
сейчас и будет таковым в обозримой перспективе.
Налоги – один из немногих инструментов
макроэкономического регулирования, оставшийся
в руках национальных властей после создания
ЭВС, с их помощью государства могут адаптировать
общую экономическую и денежно-кредитную
политику к текущей ситуации в стране.
Из восьми экономических условий, которые, как полагают экономисты, необходимы для успешного становления евро на внешних рынках, страны ЭВС полностью отвечают пяти: они обладают значительным по масштабам хозяйством; их экономика достаточно открыта; она хорошо интегрирована в мировую; в течение ряда последних лет отмечаются низкие темпы инфляции; баланс по текущим операциям близок к бездефицитному. Вполне удовлетворительно соблюдаются еще два критерия: экономика стран ЭВС относительно устойчива к внешним воздействиям и имеет неплохой потенциал роста.
Самым слабым местом зоны евро являются финансовые рынки: по степени своего развития, глубине, широте и ликвидности они значительно уступают американским. Другими словами, страны ЭВС не выполняют одно из трех принципиальных условий, необходимых для того, чтобы евро могло на равных условиях конкурировать с долларом в мире.
Впрочем, способность евро потеснить доллар в качестве международной валюты во многом зависит от того, удастся ли ЕС заручиться поддержкой наибольшего количества третьих стран.
Перспективы принятия в ЕВС стран ЦВЕ. В результате ожидаемого расширения Европейского валютного союза с 12 до 22 стран-членов в орбиту ЕС попадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью почти в 5 млн. кв. км с населением более 500 млн. человек населения и ВВП – порядка 7 трлн. долларов.
Нельзя,
однако, не учитывать того факта, что речь
идет о принципиально новом варианте присоединения
стран к ЕВС по сравнению со всеми ранее
происходившую. Расширение ЕВС происходит
за счет присоединения стран, которые
ранее не развивались на основе западноевропейской
социально-экономической модели и не принадлежали
к западноевропейской системе безопасности.
Речь идет о государствах, осуществляющих
невиданный в истории переход от государственной
командно-административной экономики
к рыночной, от авторитаризма к парламентской
демократии и правовому государству. Страны
Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают
специфическими чертами, которые оказывают
принципиальное воздействие как на характер,
так и на последствия расширения ЕС.
Укрепление стабильности и предсказуемости
на восточной границе в результате расширения
Европейского союза и Еврозоны соответствует
его интересам. Это положение не подвергается
сомнениям и фактически является общепризнанным.
Расширяясь на Восток, Европейский валютный
союз заметно наращивает свой ресурсный
потенциал: на 34% увеличивается территория,
на 29% - население. ЕВС превращается в одни
из крупнейших в мире рынков.
Однозначный ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом «шансом» или угрозой для Европейского Союза и Европейского валютного союза дать сложно. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование союза.
Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав сообщества входило всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации, особенно это касается принятия в ЕВС, может попросту парализовать ее работу.
Анализ
источников формирования бюджета ЕС и
основных направлений его использования
свидетельствует о том, что радикальная
реформа бюджетной, региональной и аграрной
политики должна была быть завершена еще
до начала расширения на восток. Однако,
не изменив ныне действующих процедур
управления, Европейский союз, по существу,
загнал себя в институциональную ловушку,
когда экономический потенциал стран,
а следовательно, и их роль в формировании
бюджета становятся совершенно не увязанными
с их возможностями влиять на принимаемые
в организации решения. Сказанное подтверждается
данными таблицы 2.3.
Таблица 2.3
Основные показатели развития стран-членов ЕС-27 и вес их голосов
Группы стран | Доля в населении ЕС | Доля в ВВП ЕС | Доля в бюджете ЕС | Доля голосов в соответствии с Договором о ЕС в редакции 2001 г. |
Основные
плательщики в бюджет ЕС
Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС Страны-члены ЕС-15 с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС Новые члены, претендующие на средний уровень поддержки из фондов ЕС Новые члены, претендующие на высокий уровень поддержки из фондов ЕС |
23,94 38,65 13,25 2,25 4,42 17,49 |
32,24 49,13 11,94 1,58 1,42 3,70 |
33,65 46,59 12,63 1,79 1,54 3,80 |
17,97 27,54 16,81 4,64 9,86 21,45 |
* Основные плательщики вносят те бюджет свыше 0,3% ЕС. Среди них Германия, Нидерланды, Швеция и Австрия. Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС вносят до 0,3% бюджета. В эту группу входит Дания, Франция, Италия, Финляндия и Великобритания. Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС получают от Европейского Союза помощь в размере до 3% их валового национального продукта. В эту группу входят Бельгия, Испания, Ирландия и Португалия. Помощь в отношении стран-членов с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС превышает 3% их ВНП. В группу входят очень разные по экономическому потенциалу страны - Греция и Люксембург. Новые члены со средним уровнем поддержки из фондов ЕС также должны получать до 3% национального валового продукта. По имеющимся оценкам, к их числу будут относиться Кипр, Чехия, Латвия, Мальта, Словения и Словакия. Новыми членами с высоким уровнем поддержки окажутся Полина, Эстония, Венгрия, Болгария, Литва и Румынии, чей ВНП более чем на 3% будет формироваться за счет помощи из фондов Европейского Союза. |