Контрольная работа по "Экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

По прошествии немногим более трех лет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства, как это было показано во второй главе, привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений.

Содержание

Современное состояние развития экономики стран ЕС.
4. Проблема дальнейшего расширения ЕС.
7. Анализ перспектив вступления современных стран-кандидатов.

Работа содержит 1 файл

Європейська економіка in.doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 

МІНСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ  УКРАЇНИ

МІЖНАРОДНИЙ ГУМАНІТАРНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ВІДДІЛЕННЯ  ЗАОЧНОГО НАВЧАННЯ 
 
 

ЄВРОПЕЙСЬКА ЕКОНОМІКА

(найменування навчальної дисципліни) 
 
 

КОНТРОЛЬНА  РОБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента/ки        __      курсу

                                            Спеціальність            МЗЕД

________________

      (ПІБ)

                                            Викладач ________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________                                    ____________________

       (оцінка)                                (дата перевірки, підпис викладача) 

Одеса, 2011 р.

План

2. Современное состояние развития экономики стран ЕС.

4. Проблема дальнейшего расширения ЕС.

7. Анализ перспектив вступления современных стран-кандидатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современное состояние развития экономики стран ЕС.

По прошествии немногим более трех лет после полного перехода стран, входящих в Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов, некоторые государства, как это было показано во второй главе, привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений. 
Экономический потенциал. В последние годы Еврозона несколько опережала Соединенные Штаты по численности населения. По размерам ВВП она вдвое превосходила Японию, но пока все еще уступала США (данные на 2000 год приведены в таблице 2.1). Структура хозяйства в странах ЭВС почти идентична: на аграрный сектор приходится около 2% ВВП, на промышленность соответственно – 31 и 26%, на услуги – 67 и 72%.
 

Таблица 2.1

Основные  макроэкономические показатели в странах  Еврозоны, США и  Японии

Показатель Год Единица измерения Еврозона США Япония
Население 2000 млн. 302,2 272,0 127,0
ВВП (доля в мире) 2000 % 16,0 22,0 7,3
Экспорт товаров и услуг* 1999 %ВВП 16,9 10,3 10,7
Импорт  товаров и услуг* 1999 %ВВП 15,9 13,2 9,1
Экспорт (доля в мире)* 1999 % 18,9 15,2 9,1
Безработица 2000 % 8,9 4,0 4,7
Баланс  госбюджета 2000 %ВВП 0,3 2,2 -12,1
Государственный долг 2000 %ВВП 69,7 44,5 130,4
Текущий баланс 2000 %ВВП -0,53 -4,4 2,5

* Исключая  торговлю между странами зоны  евро, экспорт FOB, импорт CIF 

К 2005 году по сравнению с 2000 годом ситуация в целом изменилась не значительно. В то же время, если бы Великобритания вошла в ЭВС, это отставание было бы сведено к минимуму. Вхождение в 2007-2010 годах в Европейский валютный союз стран ЦВЕ с одной стороны увеличит такие показатели Еврозоны, как совокупный ВВП, экспорт и импорт, население, однако может негативно отразиться на экономическом потенциале, а именно на уровне безработицы, государственном долге, текущем балансе и в целом несколько снизить средний уровень жизни в странах ЕВС. 

На 2005 год по своей экономической силе Еврозона вплотную приближается к США, однако в области развития финансовых рынков между двумя регионами имеются крупные различия.

Уровень развития финансовых рынков. Как видно из таблицы 2.2, абсолютная величина выданных в Еврозоне банковских ссуд была в июне 1999 года в полтора раза больше, чем в США. В то же время показатели общей стоимости находящихся в обращении ценных бумаг и капитализации фондового рынка в зоне евро были в 3 раза меньше. За последние 5 лет ситуация на финансовых рынках Еврозоны практически не изменилась. Особенно велико отставание европейцев в настоящее время в сфере корпоративных ценных бумаг, а единственным сектором фондового рынка, где Европа удерживает сильные позиции, являются облигации. 

Таблица 2.2

Финансовые рынки Еврозоны, США и Японии на июнь 1999 г.

Инструмент Единица измерения Зона евро США Япония
Банковские  депозиты млрд. евро 4752 4743 4468
% ВВП 78 55 112
Банковские  ссуды млрд. евро 6136 4155 4281
% ВВП 100 48 107
Национальные  ценные бумаги в обращении, в том числе: млрд. евро 5423 14141 5061
% ВВП 89 165 127
- корпораций млрд. евро 202 2494 583
- финансовых институтов млрд. евро 1892 3900 754
- госсектора млрд. евро 3329 7747 3724

 
Проблема Западной Европы состоит не только в том, что ее фондовые рынки значительно меньше американских, но и в том, что они во многом остаются национальными. В настоящее время в США функционируют 8 фондовых бирж, причем две из них – NYSE и NASDAQ занимают 95% рынка. В Евросоюзе функционируют 32 национальные фондовые биржи, и возможность их слияния в 2-3 крупные биржи пока даже не просматривается. 
Еще один дезинтегрирующий фактор – налоговое законодательство, оно является национальным сейчас и будет таковым в обозримой перспективе. Налоги – один из немногих инструментов макроэкономического регулирования, оставшийся в руках национальных властей после создания ЭВС, с их помощью государства могут адаптировать общую экономическую и денежно-кредитную политику к текущей ситуации в стране.

Из восьми экономических условий, которые, как полагают экономисты, необходимы для успешного становления евро на внешних рынках, страны ЭВС полностью отвечают пяти: они обладают значительным по масштабам хозяйством; их экономика достаточно открыта; она хорошо интегрирована в мировую; в течение ряда последних лет отмечаются низкие темпы инфляции; баланс по текущим операциям близок к бездефицитному. Вполне удовлетворительно соблюдаются еще два критерия: экономика стран ЭВС относительно устойчива к внешним воздействиям и имеет неплохой потенциал роста.

Самым слабым местом зоны евро являются финансовые рынки: по степени своего развития, глубине, широте и ликвидности они значительно уступают американским. Другими словами, страны ЭВС не выполняют одно из трех принципиальных условий, необходимых для того, чтобы евро могло на равных условиях конкурировать с долларом в мире.

Впрочем, способность евро потеснить доллар в качестве международной валюты во многом зависит от того, удастся ли ЕС заручиться поддержкой наибольшего количества третьих стран.

Перспективы принятия в ЕВС стран ЦВЕ. В результате ожидаемого расширения Европейского валютного союза с 12 до 22 стран-членов в орбиту ЕС попадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью почти в 5 млн. кв. км с населением более 500 млн. человек населения и ВВП – порядка 7 трлн. долларов.

Нельзя, однако, не учитывать того факта, что речь идет о принципиально новом варианте присоединения стран к ЕВС по сравнению со всеми ранее происходившую. Расширение ЕВС происходит за счет присоединения стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной командно-административной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на последствия расширения ЕС. 
Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в результате расширения Европейского союза и Еврозоны соответствует его интересам. Это положение не подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский валютный союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕВС превращается в одни из крупнейших в мире рынков.

Однозначный ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом «шансом» или угрозой для Европейского Союза и Европейского валютного союза дать сложно. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование союза.

Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав сообщества входило всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации, особенно это касается принятия в ЕВС, может попросту парализовать ее работу.

Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений его использования свидетельствует о том, что радикальная реформа бюджетной, региональной и аграрной политики должна была быть завершена еще до начала расширения на восток. Однако, не изменив ныне действующих процедур управления, Европейский союз, по существу, загнал себя в институциональную ловушку, когда экономический потенциал стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения. Сказанное подтверждается данными таблицы 2.3. 

Таблица 2.3

Основные  показатели развития стран-членов ЕС-27 и вес их голосов

Группы  стран Доля в населении  ЕС Доля в ВВП  ЕС Доля в бюджете  ЕС Доля голосов  в соответствии с Договором о  ЕС в редакции 2001 г.
Основные  плательщики в бюджет ЕС

Страны  среднего уровня  взносов в бюджет ЕС

Страны-члены  ЕС-15 со средним уровнем поддержки  из фондов ЕС

Страны-члены  ЕС-15 с высоким уровнем поддержки  из фондов ЕС

Новые члены, претендующие на средний уровень  поддержки из фондов ЕС

Новые члены, претендующие на высокий уровень  поддержки из фондов ЕС

23,94  

38,65  

13,25   
 

2,25   
 

4,42    
 
 

17,49

32,24  

49,13  

11,94   
 

1,58   
 

1,42    
 
 

3,70

33,65  

46,59  

12,63   
 

1,79   
 

1,54    
 
 

3,80

17,97  

27,54  

16,81   
 

4,64   
 

9,86    
 
 

21,45

* Основные плательщики вносят  те бюджет свыше 0,3% ЕС. Среди них Германия, Нидерланды, Швеция и Австрия. Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС вносят до 0,3% бюджета. В эту группу входит Дания, Франция, Италия, Финляндия и Великобритания. Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС получают от Европейского Союза помощь в размере до 3% их валового национального продукта. В эту группу входят Бельгия, Испания,  Ирландия и Португалия. Помощь в отношении стран-членов с высоким уровнем поддержки из фондов ЕС превышает 3% их ВНП. В группу входят очень разные по экономическому потенциалу страны - Греция и Люксембург. Новые члены со средним уровнем поддержки из фондов ЕС также должны получать до 3% национального валового продукта. По имеющимся оценкам, к их числу будут относиться Кипр, Чехия, Латвия, Мальта, Словения и Словакия. Новыми членами с высоким уровнем поддержки окажутся Полина, Эстония, Венгрия, Болгария, Литва и Румынии, чей ВНП более чем на 3% будет формироваться за счет помощи из фондов Европейского Союза.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономика"