Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:17, контрольная работа
Разделение труда внутри предприятия представляет собой единичное разделение труда, к которому конкретно относится разделение труда между отдельными звеньями предприятия (основными и вспомогательными цехами, их участками, а также между бригадами, органами управления и обслуживания производства), охватывающее различные группы работников.
Формы разделения труда и их развитие
Кооперация труда
Бригадная организация труда
Совмещение профессий и функций
Многостаночное обслуживание
Анализ организации труда и оценка ее уровня
Выводы
Список использованной литературы
Организация работы на нескольких станках, как и обслуживание агрегатов сверх установленного норматива обслуживания, — важный фактор повышения эффективности использования рабочих кадров, роста эффективности труда и производства. Эта прогрессивная форма организаций труда способствует повышению коэффициента сменности работы оборудования, росту выпуска продукции без дополнительной численности и увеличению фондоотдачи.
Материальные предпосылки развития многостаночного обслуживания определяются применяемым технологическим оборудованием, степенью оснащения средствами автоматизации и механизации, использованием станков с программным управлением, что обусловливает уменьшение как абсолютной величины ручного (машинно-ручного) времени, так и его доли в балансе рабочего времени. Как показывают исследования, время пассивного наблюдения в период машинно-автоматической работы станков нередко достигает 45—50% времени оперативной работы, что и позволяет обслуживать другие станки (агрегаты).
Условием организации многостаночного обслуживания является такое соотношение затрат времени, при котором время машинно-автоматической работы одного станка больше или по крайней мере равно суммарному времени ручной и машинно-ручной работы на всех других обслуживаемых станках и переходов между ними.
Организационными предпосылками развития многостаночного обслуживания являются: рациональная планировка рабочих мест, участков, обеспечивающая обозримость станков, обслуживаемых многостаночником, и кратчайшие маршруты перехода от одного станка к другому; изменение форм разделения и кооперации труда (передача функций наладки и подналадки станков от рабочих-станочников рабочим-наладчикам, переход к коллективным формам труда и т. д.); организация централизованной заточки инструментов; введение статистического контроля качества продукции.
Системы многостаночного обслуживания, формы организации и методы нормирования труда рабочих-многостаночников зависят от применяемого оборудования и организации производства. Рабочие места многостаночников можно расклассифицировать по ряду признаков.
С точки зрения технологии производства и применяемого оборудования многостаночные рабочие места могут быть технологически однородными, если в их состав включены однотипные станки (например, в машиностроении зуборезные, токарные автоматы, фрезерные, резьбонарезные и т. д.), или технологически разнородными, если в их состав входят разнотипные станки. В последнем случае рабочие-многостаночники совмещают несколько профессий соответственно типам станков, включенных в их рабочее место.
На станках, не связанных общим ритмом работы, может иметь место циклическое обслуживание по заранее разработанному и систематически повторяющемуся маршруту и нециклическое (сторожевое) обслуживание, когда рабочий-многостаночник постоянно меняет маршрут обслуживания с тем, чтобы предупредить простои станков и улучшить их использование.
График циклической работы многостаночника представлен на рисунке. Время цикла Тц при таком обслуживании равно сумме свободного машинного времени Тм.с и времени занятости рабочего Тз. Поскольку время ручной работы не является постоянной величиной, то при полной занятости рабочего внутри цикла в данном случае будут возникать кратковременные простои станков, удлиняющие цикл. При наличии некоторых микропауз в работе станочника, компенсирующих колебания затрат ручного времени, т. е. при условии Тз<Тц работа станков при циклическом обслуживании может протекать без потерь.
При нециклическом
обслуживани возникают такие
моменты, когда на одном или нескольких
обслуживаемых станках
Время цикла Тц определяется как сумма свободного машинного времени Тмс, времени занятости Тз и времени перерывов в работе станка вследвствии ожидания обслуживания, отнесенное к одному циклу, Тпс. Задача определения Тпс может быть решенв двумя путями.
Первый путь — проведение массовых наблюдений при различных соотношениях между свободным машинным временем и временем занятости и при различном числе обслуживаемых станков. Такие наблюдения требуют тщательного измерения времени работы и простоев рабочего и каждого обслуживаемого им станка.
Второй путь - проведение расчетов с использованием методов математической статистики и теории массового обслуживания. Теория массового обслуживания позволяет рассчитать относительные и абсолютные значения времени простоев станка из-за ожидания обслуживания при совпадении в необходимости одновременного обслуживания нескольких станков одним или несколькими рабочими. Теория массового обслуживания позволяет также определить величину свободного времени у рабочих, обслуживающих оборудование.
Основное условие применения этой теории заключается в том, что поток требований на обслуживание подчинен законам случайных процессов.
На станках, связанных общим ритмом работы, применяется циклическое обслуживание, при котором рабочий выполняет операции циклически по определенному маршруту. В этих случаях может иметь место эластичная связь между станками, когда при выходе из строя одного из обслуживаемых станков работа может проходить с изменением принятого маршрута, или жесткая связь, когда изменение маршрута невозможно. Может иметь место и смешанная система обслуживания, при которой часть элементов трудового процесса выполняется циклически, а другая часть—нециклически. Так, например, приемы вспомогательной работы могут выполняться многостаночником циклически, а обслуживание рабочего места — по мере возникновения необходимости.
При организации
многостаночного и
· определение участков производства, на которых возможно и целесообразно многостаночное обслуживание;
· выбор наиболее эффективных систем обслуживания;
· определение оптимальной зоны обслуживания;
· рациональное размещение оборудования и транспортных средств на рабочем месте;
· установление обоснованных норм.
Последовательность проведения работ не всегда будет такой. Систему обслуживания нельзя выбрать, не зная, для каких станков решается эта задача. В свою очередь, чтобы определить зону обслуживания, надо знать нормативное время на элементы работы. Поэтому на практике все эти вопросы должны решаться одновременно и комплексно.
Для того чтобы проанализировать, в какой мере задачи развития многостаночного обслуживания решены на предприятии или в цехе и какие возможности в этом направлении еще не использованы, необходимо определить общие коэффициенты:
Кос = N ос / Nр
Ком = N мо / Nрм
где Nос — общее число эксплуатируемых станков (агрегатов) на данном предприятии, в цехе, на участке;
Nр — общее число рабочих-станочников на данном предприятии, в цехе, на участке, работающих в наибольшую смену;
Nмо — число станков (arpeгатов), включенных в многостаночные рабочие места;
Nрм – число рабочих многостаночников.
По величине Кос можно судить о степени развития многостаночного обслуживания, а по величине Ком о величине зон обслуживания.
Для успешной организации многостаночного /многоагрегатного/ обслуживания важным вопросом является выбор системы и маршрута обслуживания.
Решая данный вопрос,
оценивают возможность и
Если станки не связаны общим ритмом работы, то циклическое обслуживание целесообразно применять в тех случаях, когда на всех станках выполняется одна и та же технологическая операция или затраты времени на каждом из станков не имеют существенных различий.
В условиях серийного и мелкосерийного производства при разнообразной номенклатуре обрабатываемых деталей циклическое обслуживание обычно оказывается экономически невыгодным. Различия в затратах времени на разных станках приведут к значительным потерям рабочего времени. В массовом производстве, на непоточных участках (участки токарно-револьверных, высадочных и других автоматов) может иметь место и циклическая, и нециклическая работа. Если разность оперативного времени обработки деталей на каждом из станков невелика либо имеет место кратность оперативного времени, то преимущество следует отдавать циклическому обслуживанию.
Циклы могут быть простыми, когда каждый из них содержит по одному подходу к каждому станку, и сложными, при которых на один подход к части станков приходится по два — три подхода к другим станкам, на которых время обработки соответственно меньше, чем на первых. Система многостаночного обслуживания в данном случае выбирается с учетом необходимых затрат времени на обработку детали.
Повышение эффективности производства в условиях нециклического обслуживания достигается установлением определенной последовательности подходов к станкам. Если все станки по стоимости и загрузке равноценны, то первым обслуживается тот станок, на котором раньше закончилась машинная работа. При различной стоимости или загрузке оборудования регламентация труда многостаночников в условиях нециклической работы заключается в установлении системы приоритетов в обслуживании станков.
Эффективность
многостаночного обслуживания в значительной
мере зависит от планировки рабочих мест
многостаночников. Время переходов многостаночника
от одного станка к другому достигает
30% всего рабочего времени многостаночника.
Это время может быть значительно уменьшено
в результате установления оптимального
маршрута многостаночника и соответствующего
расположения оборудования на его рабочем
месте.
6. Анализ организации
труда и оценка ее уровня
Анализ
организации труда на предприятии
– необходимое условие
-
определение факторов, влияющих
на изменение организации
- установление результатов как скрытых, так и явных при осуществлении мероприятий по научной организации труда;
-
расчленение выявленных
- оценка силы влияния каждого фактора на общий результат;
- обнаружение явных просчетов и упущений, а также величину потерь, вызванных действием отрицательных факторов;
-
разработка мероприятий по
Различают текущий и детальный анализ организации труда. Текущий анализ проводится ежемесячно и охватывает: использование рабочего времени, сроки осуществления запланированных мероприятий, текучесть кадров и их движение, улучшение условий труда. Детальный анализ проводится один - два раза в год и охватывает все показатели НОТ. Он очень трудоемок и требует определенных навыков проведения аналитической работы.
Основная задача текущего анализа НОТ – выявить и оценить имеющиеся резервы дальнейшего ее совершенствования и разработать мероприятия по их использованию в предстоящем периоде. В задачи детального анализа входит также определение достигнутого уровня НОТ.
В
последние годы разработано и
действует несколько методик
определения уровня организации
труда, которые имеют общую основу
– выведение частных
Уровень производительности труда может быть выражен показателем выработки продукции на одного работающего или показателем трудоемкости единицы продукции.
При
изучении обеспеченности предприятия
трудовыми ресурсами исходят
из количественного и
Анализ квалификационного состава рабочих учитывает соотношение среднего тарифного разряда со средним разрядом работ по предприятию. Изучается обеспеченность предприятия рабочими определенной профессии для выполнения производственной программы. Анализ движения рабочей силы исчисляется коэффициентом текучести – отношением числа уволенных работников к среднесписочному числу работающих за анализируемый период.