Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:11, контрольная работа
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
ПЛАН
Теоретическая часть………………………………… ………….С. 3
1.1.Труд как социологическая и экономическая категория.
1.2. Последствия безработицы.
1.3. Нормативное задание.
1.4. Понятие и оценка кадрового потенциала.
1.5. Экономически активное и неактивное население.
1.6. Виды соглашений.
1.7. Метод нормирования труда.
1.8. Эффективность труда.
1.9. Основные теории рынка труда.
1.10. Рабочее место, классификация и планировка.
1.11. Дифференциация заработной платы.
1.12.Трудовая мобильность.
2. Практическая част……………………………………………….С. 22
Проведение анализа и оценки состояния рынка труда России в 2010 г.
Список литературы…………………………………………………...С. 28
Приложения…………………………………………………………...С. 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт менеджмента и экономической безопасности
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Экономика и социология труда»
Вариант 1
Студент Полякова Лариса
Владимировна
Екатеринбург
2012
1.3. Нормативное задание.
1.4. Понятие и оценка кадрового потенциала.
1.5. Экономически активное и неактивное население.
1.6. Виды соглашений.
1.7. Метод нормирования труда.
1.8. Эффективность труда.
1.9. Основные теории рынка труда.
1.10. Рабочее место, классификация и планировка.
1.11. Дифференциация заработной платы.
1.12.Трудовая мобильность.
2. Практическая част……………………………………………….С. 22
Проведение анализа и оценки состояния рынка труда России в 2010 г.
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.
Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как хотелось бы. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.
Трудовой процесс и связанные с этим социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы обозначения круга категорий этой науки. В экономике и социологии труда используются как социологические и экономические, так и социально-экономические категории.
Социологические категории. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей являются общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага.
Термин "социальные отношения" в социологии труда используется в узком смысле.
Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп. Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально.
Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение их носителя (группы, индивида). Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, между определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудового коллектива не может существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.
Социальная группа - это совокупность людей, объединенных по формальным или существенным признакам.
Социальная
структура производственного коллектива
представлена группами работников преимущественно
умственного и физического труда, функциональными,
профессионально-
Таким образом, "социальные взаимодействия", "социальные отношения", "социальные группы", "социальная структура" - важнейшие социологические понятия, составляющие основу понятийного аппарата ("языка") социологии труда, который позволяет описывать изучаемые социальные явления и процессы, обеспечивая правильное их понимание.
В свою очередь экономика труда оперирует такими исходными экономическими понятиями как потребность, благо, ресурсы, норма, капитал, эффективность, социально-экономическая система.
Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.
Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.
На индивидуальном уровне
неэкономические последствия
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП.
1.3. Нормативное задание
Нормированное задание — это установленный состав и объем
работ, который должны выполнить рабочий
или группа (бригада) за определенный период
времени, или время, в течение которого
необходимо выполнить заданный объем
работ с соблюдением установленных требований
к качеству продукции (работ).
Нормированные
задания наряду с нормами выработки в
натуральных единицах — это разновидность
норм выработки за единицу времени, установленная
в виде определенного набора работ. Регламентируя
состав, последовательность и периодичность
выполнения работ, нормированные задания
конкретизируют нормы обслуживания или
численности и тем самым способствуют
росту производительности труда.
В зависимости от
организации производства и характера
выполненных работ нормированные задания
могут устанавливаться на смену, месяц,
или период полного осуществления заданного
объема работ.
Наиболее
широкое распространение нормированные
задания получили на работах по обслуживанию
производства: наладка, ремонт, межремонтное
обслуживание, транспортные работы, то
есть для большинства вспомогательных
работ. Нецелесообразно их применение
для категорий персонала, основные функции
которых состоят в обеспечении правильной
эксплуатации обслуживаемого оборудования
(машинисты паровых котлов, компрессорных
установок); выполняющих работы, объем
и состав которых заранее не может быт
предусмотрен (крановщики, занятые транспортировкой
и установкой деталей на станки).
При решении вопроса
о целесообразности установления нормированного
задания необходимо принимать во внимание
не только специфику профессии рабочего,
сколько содержание и состав выполняемых
им функций.
1.4. Понятие и оценка кадрового потенциала
Важнейшими предпосылками успешного перехода России к устойчивому развитию является развитие и рациональное использование потенциала человека. Каждый специалист как личность обладает только ему одному присущими свойствами, которые определяют его способности к выбранной профессиональной деятельности. Потенциал отдельного человека это его возможности в будущем что-то сделать, реализовать свои интересы, достигнуть своих целей.
В структуре кадрового потенциала можно выделить ряд составляющих: физических, интеллектуальных, социальных, технологических и интегративных.
Физические - способности ограниченные определенными пределами работника и используются в значительной степени.
Интеллектуальные - способности чётких границ не имеют, используются лишь частично.
Социальные отношения и связи - порожденные коллективной деятельностью с учётом особенностей каждого сотрудника, могут и должны при определённых условиях порождать эффект, усиливающий потенциал кадров организации.
Социальная общность работников - образующая команду, отличается целостностью, выражающаяся в единых или согласованных целях, задачах, технологиях, потребностях и мотивах. Следовательно, социальный потенциал способствует развитию коммуникативных способностей персонала.
Интегративный потенциал - механизм компенсации отсутствующих или недостаточно развитых способностей.
Значительным фактором формирования потенциала является профессиональный опыт, получаемый в период трудовой деятельности.
Рассмотрим схему формирования кадрового потенциала:
Естественно, что качество потенциала человека на каждом этапе карьеры существенно зависит от качества соответствующих компонентов этого потенциала.
Оценка качества кадрового потенциала проводится на этапах обучения, самообразования, обобщения профессионального опыта. Для гарантии качества обучения проводится стандартизация в сфере образования. Основными результатами стандартизации являются:
Рассмотрим общую структуру Государственного образовательного стандарта:
Таким образом, потенциал кадров организации, являющийся её главным конкурентным богатством, определяется на основе обобщения потенциала сотрудников и введения дополнительных характеристик, отражающих особенности коллективной профессиональной деятельности
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономика и социология труда»