Контрольная работа По дисциплине: Хозяйственное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Отдельным видом предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования является деятельность, связанная с перемещением товаров, работ или услуг через таможенные границы государств. Эта деятельность получила название внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.
В социалистической системе хозяйствования термин «внешнеэкономическая деятельность» ни в теории, ни на практике не применялся, поскольку сделки с гражданами и организациями укладывались в рамки внешнеторговой деятельности. И лишь когда сотрудничество указанных субъектов хозяйствования перешло в область международной торговли, возникли предпосылки для введения в оборот такого обобщающего понятия, как «внешнеэкономическая деятельность».

Содержание

Вариант № 19
Тема: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 1. Понятие внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 2. Валютное регулирование.
Вопрос 3. Валютные операции между резидентами и нерезидентами.
Задача.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование ВЭД.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Перечни видов товаров, подлежащих лицензированию, порядок лицензирования, государственные органы Республики Беларусь, уполномоченные выдавать соответствующие лицензии, определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Законодательством предусматривается автоматическое лицензирование экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров (далее - автоматическое лицензирование), которое представляет собой контроль уполномоченного государственного органа за количественными показателями экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменениями, сопровождаемый обязанностью участников внешнеторговой деятельности информировать в соответствии с законодательством уполномоченный государственный орган о совершаемых внешнеторговых операциях. Автоматическое лицензирование устанавливается как временная мера и не может преследовать цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров.

Автоматическое  лицензирование вводится только в случае, когда отслеживание количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений невозможно осуществить иными способами. Автоматическое лицензирование осуществляется до тех пор, пока существуют обстоятельства, послужившие основанием для его введения, и пока его цель не может быть достигнута иными способами.

Экспортный  контроль происходит по правилам, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 6 января 1998 г. «Об экспортном контроле» [65].

Под экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля. Экспортный контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях:

  • обеспечения национальной безопасности и защиты экономических интересов Республики Беларусь;
  • выполнения обязательств Республики Беларусь по международным договорам и поддержания международных усилий по нераспространению оружия массового поражения и обычных средств вооружений.

Объектами экспортного контроля (специфическими товарами (работами, услугами)) являются:

  • товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
  • химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
  • товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
  • товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового поражения;
  • оружие массового поражения и средства его доставки;
  • продукция военного назначения;
  • товары и технологии двойного применения;
  • шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации.

Контроль  качества ввозимых товаров  и контроль за соблюдением технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических требований в отношении ввозимых товаров предусмотрен ст. 21 Закона о внешнеторговой деятельности. Ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь допускается только при условии их соответствия установленным актами законодательства и нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям. Подтверждение соответствия ввозимых товаров указанным требованиям осуществляется в порядке, установленном законодательством. Стандарты и требования, предусмотренные законодательством, и требования о подтверждении соответствия товаров этим требованиям применяются к товарам, происходящим с территории иностранного государства, в таком же порядке и объеме, как и к аналогичным товарам, происходящим с территории Республики Беларусь.

Статьей 16 Закона о внешнеторговой деятельности установлено исключительное (монопольное) право на осуществление внешней торговли товарами. Право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров, которое реализуется уполномоченными Президентом Республики Беларусь государственными органами, организациями, гражданами Республики Беларусь. Перечень отдельных видов товаров, на осуществление внешней торговли которыми предоставляется исключительное право, определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Меры  по защите экономических  интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами как меры нетарифного регулирования осуществляются в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь при проведении внешнеторговых сделок с товарами, могут применяться меры по ограничению импорта товаров посредством введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер в соответствии с законодательством (ст. 19 Закона о внешнеторговой деятельности).

Приграничная  торговля как форма установления особого режима осуществления внешней торговли товарами предусматривает предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами (услугами), произведенными в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенными для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими постоянное место нахождения на этих территориях, и осуществляется, как правило, на основе международного договора Республики Беларусь с сопредельным иностранным государством (группой сопредельных иностранных государств). При этом приграничная торговля осуществляется только между резидентами Республики Беларусь, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Республики Беларусь, и нерезидентами Республики Беларусь, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории.

Режим приграничной торговли не распространяется на другие иностранные государства (группы иностранных государств), с которыми у Республики Беларусь заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств). Порядок осуществления приграничной торговли определяется законодательством Республики Беларусь и нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь (ст. 33 Закона о внешнеторговой деятельности).

К нетарифному  регулированию можно отнести  и меры, связанные с установлением запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, а также меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.

Меры, связанные с установлением  запретов и ограничений  внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, определены главой 5 Закона о внешнеторговой деятельности.

Президент Республики Беларусь по представлению Правительства Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Республики Беларусь может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, в том числе ввести ответные меры, в случае, если иностранное государство или межгосударственное образование затрагивает экономические интересы Республики Беларусь и ее резидентов и не выполняет обязательства, принятые по международным договорам, в отношении Республики Беларусь, что предусматривается законодательством Республики Беларусь, нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, и в пределах, необходимых для обеспечения эффективной защиты интересов Республики Беларусь и резидентов Республики Беларусь.

В целях  развития и повышения эффективности  внешнеторговой деятельности на территории Республики Беларусь действует система информации, которая может быть предоставлена любому участнику внешнеторговой деятельности и содержит сведения: о программе развития внешнеторговой деятельности; о резидентах и нерезидентах Республики Беларусь, осуществляющих внешнеторговую деятельность на территории Республики Беларусь; о праве Республики Беларусь, международном и иностранном праве в сфере внешнеторговой деятельности; о деятельности белорусских банков, страховых и других организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности; о конъюнктуре рынков других государств (групп государств) по основным товарным группам; иные сведения в области внешнеторговой деятельности.

В свою очередь Правительство Республики Беларусь в целях обеспечения экономических интересов Республики Беларусь, создания благоприятных условий для доступа резидентов Республики Беларусь на рынки других государств и в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь по международным договорам, может осуществлять мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, включающие: разработку программ развития внешнеторговой деятельности; кредитование участников внешнеторговой деятельности; обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков; организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; организацию рекламных кампаний и др. Данная деятельность будет характеризоваться как меры экономического и административного характера, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. 
 
 

2. Валютное регулирование

Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) установлены основы валютного регулирования и валютного контроля в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь [67].

Под валютным регулированием понимается деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими (ст. 1 Закона о валютном регулировании). Валютное регулирование осуществляется с помощью широкого круга нормативных правовых актов, в состав которых входят:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» [68];
  • постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 сентября 2004 г. № 151 «Об утверждении Инструкции по осуществлению банками контроля внешнеторговых операций» [135];
  • постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций и внесении изменений в Правила открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь» [136];
  • постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 июня 2004 г. № 90 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений (свидетельств о регистрации) на проведение   валютных  операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также предоставления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала» [137];
  • и др.

Со стороны  государства валютное регулирование  и валютный контроль осуществляют: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и агенты валютного контроля. Агентами валютного контроля являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст. 26 Закона о валютном регулировании).

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования и контроля в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования и контроля в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как  орган валютного регулирования в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами; осуществляет иные полномочия в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Национальный  банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции: устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте; устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях; устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь; устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами; и др. Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь как орган валютного регулирования и валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине: Хозяйственное право