Контрольная работа По дисциплине: Хозяйственное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Отдельным видом предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования является деятельность, связанная с перемещением товаров, работ или услуг через таможенные границы государств. Эта деятельность получила название внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.
В социалистической системе хозяйствования термин «внешнеэкономическая деятельность» ни в теории, ни на практике не применялся, поскольку сделки с гражданами и организациями укладывались в рамки внешнеторговой деятельности. И лишь когда сотрудничество указанных субъектов хозяйствования перешло в область международной торговли, возникли предпосылки для введения в оборот такого обобщающего понятия, как «внешнеэкономическая деятельность».

Содержание

Вариант № 19
Тема: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 1. Понятие внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 2. Валютное регулирование.
Вопрос 3. Валютные операции между резидентами и нерезидентами.
Задача.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование ВЭД.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Хозяйственное право 

Выполнила:

Студентка

Специальность

«Экономика  и управление

на предприятии» 

            «___» ____________2010г.            

Проверила:

Преподаватель:                        «___» ____________2010г.                
 
 

БРЕСТ 2010

План  работы 

Вариант № 19 

Тема: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Вопрос 1. Понятие  внешнеэкономической деятельности.

Вопрос 2. Валютное регулирование.

Вопрос 3. Валютные операции между резидентами и  нерезидентами. 

Задача. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Понятие внешнеэкономической  деятельности. Законодательное регулирование внешнеэкономической деятельности. Субъекты внешнеэкономической деятельности

Отдельным видом предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования является деятельность, связанная с перемещением товаров, работ или услуг через таможенные границы государств. Эта деятельность получила название внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

В социалистической системе хозяйствования термин «внешнеэкономическая деятельность» ни в теории, ни на практике не применялся, поскольку  сделки с гражданами и организациями укладывались в рамки внешнеторговой деятельности. И лишь когда сотрудничество указанных субъектов хозяйствования перешло в область международной торговли, возникли предпосылки для введения в оборот такого обобщающего понятия, как «внешнеэкономическая деятельность».

Понятие внешнеэкономической деятельности на территориях постсоветских государств начало появляться в конце 80-х годов. В Республике Беларусь его появление было продиктовано экономической реформой 90-х гг., что связано с принятием 25 октября 1990 г. Закона Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», способствовавшего расширению международного сотрудничества и внешнеэкономических связей с другими государствами [63].

В настоящее  время внешнеэкономическая деятельность как вид предпринимательской деятельности регулируется Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее — Закон о внешнеторговой деятельности), который установил правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных органов Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности [64].

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма и др. Легальное определение понятия внешнеэкономическая деятельность в законодательстве Республики Беларусь на сегодняшний день отсутствует, однако в ст. 1 Закона о внешнеторговой деятельности закреплено понятие внешнеторговой деятельности, под таковой понимается деятельность по осуществлению внешней торговли товарами и (или) услугами и (или) объектами интеллектуальной собственности [64].

Основной  правовой формой сотрудничества во внешнеторговой деятельности являются международные договоры. Они играют значительную роль во взаимодействии государств в различных сферах внешнеэкономической деятельности. Договоры могут содержать основные принципы и направления экономического сотрудничества, содержать конкретные аспекты такого взаимного сотрудничества и проблемы, подлежащие урегулированию.

Внешнеэкономическая деятельность субъектов различных государств ставится в зависимость от правового режима, устанавливаемого для этих субъектов в конкретном государстве. Каждое государство стремится создать наиболее благоприятный режим для своих субъектов, участвующих в международной торговле. С этой целью между государствами заключаются договоры, направленные на установление льготного режима на территориях других государств для своих субъектов. Субъекты хозяйствования будут иметь такие правила торговли, льготы и преимущества во внешнеторговой деятельности, которые были объявлены международными соглашениями и приняты национальным законодательством.

Мировая практика внешнеэкономической деятельности показала существование нескольких видов правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, специальный режим, преференциальный режим [5, с. 371]. Причем каждый режим имеет свои преимущества и недостатки. Например, подп. 1.15 п. 1 ст. 1 Закона о внешнеторговой деятельности определяет понятие «национальный редким» — это режим, заключающийся в предоставлении товарам (услугам), происходящим с территорий иностранных государств (групп иностранных государств), равного режима в отношении продажи товаров (оказания услуг), предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Республики Беларусь с режимом, предоставляемым аналогичным или непосредственно конкурирующим товарам (услугам), происходящим с территории Республики Беларусь. Таким образом, национальный режим предусматривает единые правила осуществления внешнеэкономической деятельности для субъектов хозяйствования как своего государства, так и субъектов хозяйствования государства, заключившего с ним международный договор.

Статьей 33 Закона о внешнеторговой деятельности предусматриваются особенности государственного регулирования приграничной торговли или торговли на территориях свободных экономических зон. Такой режим именуется специальным, поскольку связан с предоставлением для субъектов внешнеэкономической деятельности особых прав в осуществлении такой деятельности на основе договора.

В то же время под внешнеэкономической  деятельностью понимается и предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу товаров (продукции) и капитала (инвестиций), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государства, причем правовой основой этой деятельности являются внешнеторговые договоры. Иначе в литературе они носят название «внешнеторговые контракты», которые, по определению B.C. Мартемьянова, являются «специфическим видом хозяйственного договора» [9, с. 354].

В рамках понятия внешнеторговые контракты  можно назвать отношения между субъектами, складывающиеся по перемещению через таможенные границы товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности на территории иностранных государств. Предметом отношений, возникающих при ведении внешнеторговой деятельности, следует назвать договоры (контракты) на куплю-продажу (постав--ку) товаров, перевозку грузов, строительство различных объектов, лизинговые отношения, отношения, связанные с интеллектуальной собственностью, и др.

Относительно  инвестирования как одной из форм осуществления внешнеэкономической деятельности. Оно предполагает вложения на территории другого государства капитала (финансовых средств), например при строительстве здания торгового центра либо вложении в иной инвестиционный проект.

Таким образом, законодательством предусматриваются основные правовые формы ведения внешнеэкономической деятельности: во-первых, это заключение международных дву- и многосторонних договоров (контрактов), устанавливающих правовые основы взаимодействия между государствами и направленные на установление благоприятных и льготных режимов для субъектов, участников международной торговли, осуществляющих импортно-экспортные операции; во-вторых, это деятельность, связанная с осуществлением инвестиционных вложений на территории других государств.

Внешнеторговая  политика Республики Беларусь осуществляется в целях создания благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности Республики Беларусь. Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конституции Республики Беларусь [22] и законодательных актов Республики Беларусь, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, принятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности.

Правовая  основа внешнеэкономической деятельности закреплена и содержится в ряде нормативных актов, не только международных, но и национальных. К таковым относятся:

— Закон  Республики Беларусь от 6 января 1998 г. «Об  экспортном контроле» [65];

  • Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе» (в ред. Закона от 3 августа 2004 г.) (далее — Закон о таможенном тарифе) [66];
  • постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке продления сроков проведения внешнеторговых операций» [132];
  • и др.

При осуществлении  внешней торговли очень часто  на практике используется для регулирования отношений между контрагентами обычай, который предусматривает единообразное правило, получившее признание различных государств (ст. 1093 ГК Республики Беларусь).

Субъектами  внешнеэкономической деятельности являются: резиденты (физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь; юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь) и нерезиденты (физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь; юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств; международные организации) Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в целях обеспечения „национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь строится с учетом следующих основных принципов:

  • реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
  • обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
  • единства таможенной территории Республики Беларусь;
  • приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
  • обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
  • применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
  • выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников,    чем   это    необходимо   для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине: Хозяйственное право