Контрольная работа По дисциплине: Хозяйственное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Отдельным видом предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования является деятельность, связанная с перемещением товаров, работ или услуг через таможенные границы государств. Эта деятельность получила название внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.
В социалистической системе хозяйствования термин «внешнеэкономическая деятельность» ни в теории, ни на практике не применялся, поскольку сделки с гражданами и организациями укладывались в рамки внешнеторговой деятельности. И лишь когда сотрудничество указанных субъектов хозяйствования перешло в область международной торговли, возникли предпосылки для введения в оборот такого обобщающего понятия, как «внешнеэкономическая деятельность».

Содержание

Вариант № 19
Тема: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 1. Понятие внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 2. Валютное регулирование.
Вопрос 3. Валютные операции между резидентами и нерезидентами.
Задача.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование ВЭД.doc

— 173.50 Кб (Скачать)
 
  • обоснованности  и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  • гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4 Закона о внешнеторговой деятельности).

Государственными  органами, регулирующими внешнеторговую деятельность, являются Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь и иные государственные органы в пределах их компетенции.

В отношении  внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент Республики Беларусь может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности либо может предоставить Правительству Республики Беларусь право на принятие решений о применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отнесенных к компетенции Президента Республики Беларусь.

Координация работы государственных органов  Республики Беларусь по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности осуществляется Правительством Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Республики Беларусь в пределах их компетенции, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Статьей 7 Закона о внешнеторговой деятельности установлены основные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемые посредством:

  • таможенно-тарифного регулирования;
  • нетарифного регулирования;
  • запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
  • мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности [64].

Общепризнанной  классификацией методов государственного регулирования являются тарифное и нетарифное регулирование.

Основой тарифного регулирования является таможенный тариф, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 2 Закона о таможенном тарифе) [66]. В связи с этим в Закон о внешнеторговой деятельности, который является правовой основой регулирования данной деятельности, вошло понятие таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности как метода государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемого путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

Следует определить основные цели введения таможенного тарифа:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь;
  • защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

Объектом  обложения таможенными пошлинами  признаются товары: ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь; вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки  таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» [115], в соответствии с которым:

— товары,   происходящие  из  стран,   в  торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, ввозными таможенными пошлинами не облагаются, за исключением сахара белого, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь с территорий государств, не входящих в Евразийское экономическое сообщество, и происходящего из этих государств, который облагается ввозными таможенными пошлинами по утвержденным ставкам;

  • товары, происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением условий, установленных в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, облагаются ввозными таможенными пошлинами по утвержденным ставкам;
  • товары, происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, при отсутствии сертификата о происхождении товара формы СТ-1 на момент таможенного оформления, но возможности определения их происхождения на основании сведений, указанных в товаросопроводительных документах и содержащихся на товаре в виде маркировки, ярлыков, бирок, табличек, паспортов и так далее, облагаются ввозными таможенными пошлинами по утвержденным ставкам;
  • товары, происходящие из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, облагаются ввозными таможенными пошлинами по утвержденным ставкам;
  • товары, происходящие из Республики Беларусь и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, облагаются ввозными таможенными пошлинами по утвержденным ставкам, за исключением товаров, ввозимых из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли в соответствии с соглашениями о зоне свободной торговли;
  • утвержденные данным постановлением ставки ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, не распространяются на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь физическими лицами в качестве личного имущества [115].

В отношении  товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона о таможенном тарифе, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений, установленных Законом о таможенном тарифе.

Тарифные  льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34 Закона о таможенном тарифе).

Ставки  вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования установлены постановлением Совета Министров от 28 июня 2002 г. № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь [114].

Законом о таможенном тарифе предусмотрены  таможенные пошлины трех видов:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров;

— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (ст. 4 Закона о таможенном тарифе).

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Советом Министров Республики Беларусь могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях  защиты экономических интересов  Республики Беларусь к ввозимым товарам Совет Министров Республики Беларусь может временно вводить особые виды таможенных пошлин:

  • специальные пошлины. Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов (ст. 8 Закона о таможенном тарифе);
  • антидемпинговые пошлины. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях экспорта на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь (ст. 9 Закона о таможенном тарифе);
  • компенсационные пошлины. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или   угрожает   нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь (ст. 10 Закона о таможенном тарифе).

Определение таможенной стоимости товаров устанавливается Законом о таможенном тарифе с помощью специальных систем и методов, основывающихся на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике и распространяющихся на товар, ввозимый на таможенную территорию Республики Беларусь.

Нетарифное  регулирование  внешнеэкономической деятельности — это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования (ст. 1 Закона о внешнеторговой деятельности). Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего характера, так и меры защитного (ограничительного) характера.

Меры  нетарифного регулирования  осуществляются с помощью: установления количественных ограничений внешней торговли товарами (квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров); регистрации контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров; установления отдельных форм контроля (экспортного контроля; контроля качества ввозимых товаров и контроля за соблюдением технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических требований в отношении ввозимых товаров; ценового контроля на экспорт и импорт отдельных видов товаров); установления исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами; мер по защите экономических интересов в отношении импорта товаров; установления особого режима осуществления внешней торговли товарами и др.

Квотирование  понимается как количественное ограничение импорта и экспорта торговли товарами, работами, услугами. Согласно ст. 13 Закона о внешнеторговой деятельности внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений, за исключением случаев введения ограничений Президентом Республики Беларусь в целях особой важности для внутреннего рынка Республики Беларусь или в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь либо национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Лицензирование  внешней торговли — выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицензий, их аннулирование.

Внешняя торговля отдельными видами товаров может осуществляться только на основании лицензий. Порядок правового регулирования лицензирования внешней торговли товарами установлен постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров» [120] и Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29 «Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь и Положения о порядке регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь» [133].

Лицензирование  внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается: в случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров; по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности, в целях установления разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров; в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств.

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине: Хозяйственное право