Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:50, контрольная работа
Отдельным видом предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования является деятельность, связанная с перемещением товаров, работ или услуг через таможенные границы государств. Эта деятельность получила название внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.
В социалистической системе хозяйствования термин «внешнеэкономическая деятельность» ни в теории, ни на практике не применялся, поскольку сделки с гражданами и организациями укладывались в рамки внешнеторговой деятельности. И лишь когда сотрудничество указанных субъектов хозяйствования перешло в область международной торговли, возникли предпосылки для введения в оборот такого обобщающего понятия, как «внешнеэкономическая деятельность».
Вариант № 19
Тема: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 1. Понятие внешнеэкономической деятельности.
Вопрос 2. Валютное регулирование.
Вопрос 3. Валютные операции между резидентами и нерезидентами.
Задача.
Государственными органами, регулирующими внешнеторговую деятельность, являются Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь и иные государственные органы в пределах их компетенции.
В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент Республики Беларусь может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности либо может предоставить Правительству Республики Беларусь право на принятие решений о применении методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отнесенных к компетенции Президента Республики Беларусь.
Координация работы государственных органов Республики Беларусь по разработке предложений по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности осуществляется Правительством Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Республики Беларусь в пределах их компетенции, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Статьей 7 Закона о внешнеторговой деятельности установлены основные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемые посредством:
Общепризнанной классификацией методов государственного регулирования являются тарифное и нетарифное регулирование.
Основой
тарифного регулирования
Следует определить основные цели введения таможенного тарифа:
Объектом
обложения таможенными
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе. Ставки ввозных таможенных пошлин установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 865 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» [115], в соответствии с которым:
— товары, происходящие из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли, и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из этих стран, ввозными таможенными пошлинами не облагаются, за исключением сахара белого, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь с территорий государств, не входящих в Евразийское экономическое сообщество, и происходящего из этих государств, который облагается ввозными таможенными пошлинами по утвержденным ставкам;
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона о таможенном тарифе, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений, установленных Законом о таможенном тарифе.
Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Индивидуально тарифные льготы юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.
При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34 Закона о таможенном тарифе).
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования установлены постановлением Совета Министров от 28 июня 2002 г. № 864 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин» и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь [114].
Законом о таможенном тарифе предусмотрены таможенные пошлины трех видов:
— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (ст. 4 Закона о таможенном тарифе).
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Советом Министров Республики Беларусь могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам Совет Министров Республики Беларусь может временно вводить особые виды таможенных пошлин:
Определение
таможенной стоимости товаров
Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности — это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования (ст. 1 Закона о внешнеторговой деятельности). Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего характера, так и меры защитного (ограничительного) характера.
Меры нетарифного регулирования осуществляются с помощью: установления количественных ограничений внешней торговли товарами (квотирование и лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров); регистрации контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров; установления отдельных форм контроля (экспортного контроля; контроля качества ввозимых товаров и контроля за соблюдением технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических требований в отношении ввозимых товаров; ценового контроля на экспорт и импорт отдельных видов товаров); установления исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами; мер по защите экономических интересов в отношении импорта товаров; установления особого режима осуществления внешней торговли товарами и др.
Квотирование понимается как количественное ограничение импорта и экспорта торговли товарами, работами, услугами. Согласно ст. 13 Закона о внешнеторговой деятельности внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений, за исключением случаев введения ограничений Президентом Республики Беларусь в целях особой важности для внутреннего рынка Республики Беларусь или в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь либо национальных интересов и обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Лицензирование внешней торговли — выдача государственными органами Республики Беларусь лицензий на внешнюю торговлю отдельными видами товаров, дубликатов лицензий, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, продление или приостановление действия лицензий, их аннулирование.
Внешняя торговля отдельными видами товаров может осуществляться только на основании лицензий. Порядок правового регулирования лицензирования внешней торговли товарами установлен постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров» [120] и Министерства торговли Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 г. № 25/29 «Об утверждении Положения о порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь и Положения о порядке регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в Республике Беларусь» [133].
Лицензирование внешней торговли отдельными видами товаров устанавливается: в случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров; по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности, в целях установления разрешительного порядка экспорта и (или) импорта товаров; в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств.
Информация о работе Контрольная работа По дисциплине: Хозяйственное право