Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:41, реферат

Описание работы

Понятие контроллинга в зарубежной литературе достаточно широко и разнообразно. В одном из немецких экономических словарей контроллинг определяется как концепция информации и управления. В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 225.16 Кб (Скачать)
="1">
  • Инструментарии  оперативного контроллинга.
  •  
                     Анализ возникающих на предприятии узких мест.

      В прошлом предприниматели занимались оптимизацией программы производства и продаж почти исключительно с затратной точки зрения. Ориентированными на прибыль целевыми установками часто пренебрегали. Однако для оптимизации планирования производственной программы недостаточно изучения затрат. Необходимо учитывать их влияние на выручку от продаж и на суммы покрытия.

      При планировании производственной программы  речь идет об оптимизации прибыли, в частности о следующих вопросах:

    1. собственное производство или поставки со стороны?
    2. какие продукты?
    3. в каких количествах?
    4. с использованием, каких технологических процессов?
    5. в течение, какого периода?
    6. с какой выручкой от продаж?
    7. с какими переменными затратами?
    8. с какими постоянными затратами?
    9. с какими суммами покрытия?
    10. с какой прибылью?
    11. с какой рентабельностью?

        Таким образом, при определении оптимальной  производственной программы на первом плане стоит достижение высокой рентабельности. Речь идет о получении прибыли с учетом выручки от продажи и затрат.

      При планировании оптимальной производственной программы следует учитывать, взяты ли данные из расчетов по полным затратам или из расчетов сумм покрытия.

      При использовании данных из расчетов по полным затратам планирование оптимальной программы невозможно, поскольку при этих расчетах затраты не разделяются на переменные и постоянные.

      При оптимизации производственной программы  необходимо использовать ориентированные  на прибыль критерии. Рассмотрения одних только затрат, как это принято при расчетах по полным затратам, недостаточно. Наряду с затратами необходимо учитывать дополнительные факторы, влияющие на величину выручки от продаж

      Таким образом, существует тесная взаимосвязь  между производством и сбытом. Планирование сбытовой и производственной программ - единый проблемный комплекс. Однако на практике руководитель отдела сбыта и начальник производственного отдела обычно по-разному смотрят на проблемы. Поэтому на многих предприятиях возникают противоречия между сбытом и производством.

      Задача  оперативного планирования производственной программы заключается в определении номенклатуры и объемов продукции. Для этого должны быть известны следующие данные:

    1. цены на продукцию;
    2. затраты на производство продукции;
    3. загрузка мощностей каждым видом продукции;

                4)располагаемые производственные мощности. 
    Проблематика планирования производственной программы определяется,

    прежде  всего, видом и количеством узких мест в производстве. Кроме того, значение имеют возможные альтернативные технологические процессы. Речь идет об устанавливаемом оборудовании и об интенсивности его использования в производственном процессе.

        Возможны  различные подходы к планированию производственной программы (рис. 2).

        На  предприятии существуют три принципиальных подхода:

    а) Отсутствие узких мест.

        Поскольку нет узких мест, то производиться  может вся продукция.

    б) Наличие одного узкого места.

        Предположим, установлено, что на предприятии  есть одно узкое место Необходимо различать случаи единственного и возможного альтернативного технологического процесса.

      Если  переменные затраты в единицу  времени одинаковы для всех продуктов, то нужно проверить, для всех ли продуктов  и процессов суммы покрытия положительны или для отдельных комбинаций продуктов и процессов они отрицательны

      Если  известны выручка от продажи и  переменные затраты на единицу продукции, а значит, и сумма покрытия, то оптимальную производственную программу можно сформировать поэтапно Ориентация на величину суммы покрытия позволяет последовательно составлять программу, если есть только одно узкое место.

      в) Наличие нескольких узких мест.

      Если  при проверке программ сбыта и  производства оказывается, что в производстве есть сразу несколько узких мест, то принять решение сложнее. В этом случае следует применять методы линейного программирования.

       Рис. 2. Подходы к решению задач планирования производственной программы. 
     

     

        

        Планирование  оптимальной производственной программы  не должно осуществляться исключительно с затратной точки зрения, необходимо учитывать ориентированные на прибыль критерии.

        Данные  расчетов по полным затратам недостаточны для планирования оптимальной производственной программы, поскольку при таких расчетах затраты не разделяются на переменные и постоянные Наряду с затратами необходимо учитывать влияние управленческих решений на выручку от продажи и суммы покрытия. В связи с этим требуется использовать данные расчетов сумм покрытия. 

       Что следует принимать во внимание при планировании производственной программы в условиях отсутствия узких мест?

      Если  в производстве нет узких мест, то вся приносящая прибыль продукция могут быть произведена в максимально возможном количестве предполагается, что для каждого продукта возможен только один производственный процесс. Переменные затраты за штуку, таким образом, нельзя изменить за счет использования альтернативного оборудования.

                На результат планирования оказывают влияние только выручка  от продаж и переменные затраты на единицу продукта. Постоянные затраты, напротив, зависят от времени и не должны приниматься во внимание при планировании. При заданной мощности постоянные затраты возникают независимо от окончательного варианта производственной программы.

        До  тех пор пока в производстве нет  узких мест, критерием принятия решения о включении продукта в оптимальную производственную программу является положительная сумма покрытия, которая представляет собой разность между выручкой от продаж и переменными затратами на единицу продукции. Действительно, каждый продукт с положительной суммой покрытия в условиях отсутствия узких мест вносит свой вклад в покрытие постоянных затрат.

     

            Таблица №2. Планирование производственной программы в условиях отсутствия узких мест 

    Продукты Выручка от реализации за единицу продукции, ДМ Переменные  затраты на единицу продукции, ДМ Сумма покрытия за единицу продукции, ДМ
    1
    250    180
    70
    2
    360
    260
    100
    3
    190
    210
    20
    4
    150
    120
    30
    5
    220
    180
    40
     
     

      Если  в производстве нет узких мест, то все продукты с положительной суммой покрытия, данные о которых приведены в табл. 2. Можно включить в производственную программу. Не следует изготавливать только продукт номер три, поскольку у него отрицательная сумма покрытия в размере 20 ДМ. Другую продукцию можно производить в максимально возможных количествах.

     

        

          Что следует принимать во внимание при планировании производства в условиях наличия одного узкого места?

      Наличие одного узкого места может объясняться  двумя причинами:

       а) если производственный процесс одноступенчатый, то существующих мощностей оказывается недостаточно для производства максимально возможного количества всех продуктов с положительными суммами покрытия;

       б) если производственный процесс многоступенчатый, то узкое место возникает только на одном участке, мощности которого не хватает для производства всех продуктов.

      Если  на предприятии нет узких мест, то критерием принятия решений является абсолютная величина суммы покрытия, которая должна быть положительна. Когда на предприятии возникает узкое место, для оптимизации производственной программы необходимо использовать относительную сумму покрытия, которую определяют в единицу времени загрузки узкого места.

    Относительная сумма покрытия рассчитывается так:

      Таким образом, мы должны определить, сколько  минут и часов необходимо для обработки отдельных продуктов на участке, являющемся узким местом. Если время изготовления известно, следует проранжировать продукты по величине относительной суммы покрытия. Начнем с продукта, имеющего наибольшую величину относительной суммы покрытия. В соответствии с этим рангом продукты до тех пор включаются в производственную программу в максимально возможном для продажи количестве, пока

     

      

    не будут  полностью использованы имеющиеся  мощности в узком месте. Например, если на предприятии узким местом является определенное оборудование, то необходимо изменить существующую последовательность производства продуктов с целью достижения оптимального производственного результата. Каким образом должен меняться ранг и какая сбытовая и производственная программы являются оптимальными при наличии одного узкого места, покажем на примере

       Если  производство располагает достаточными мощностями, чтобы производить то количество различных продуктов, которое возможно продать, получим такой расчет:

    Таблица №3. План производства 

    Продукт Количество  единиц продукции Сумма покрытия за единицу, ДМ/шт  Итоговая  сумма покрытия, ДМ
    А В С  D
    2000 5000 3000 4000
    40 12 30 17
    80 000 60 000 90 000 68 000
     
      298 000

      В этом случае продажа всей произведенной  продукции обеспечит получение суммы покрытия в размере 298 000 ДМ.

      Результаты  ранжирования продуктов по абсолютной величине суммы покрытия выглядят следующим образом:

        ранг 1 продукт А

        ранг 2 продукт С

        ранг 3 продукт D

        ранг 4 продукт В

      Если  в течение года на одном производственном участке возникло узкое место, характеризующееся мощностью 1500 часов, то производственную программу необходимо сориентировать на данное узкое место. Для этого необходимо знать время изготовления единицы каждого продукта в узком месте:

        продукт А 0,5 ч/шт.

        продукт  В 0,1 ч/шт.

        продукт С 0,4 ч/шт.

        продукт  D 0,2 ч/шт.

        Теперь  нужно определить оптимальную программу  продажи с учетом наличия одного узкого места в производстве. Сначала  для каждого продукта рассчитывается удельная сумма покрытия за час загрузки узкого места:

    Значения удельных сумм покрытия за час загрузки узкого места представлены в табл. 4. 

    Таблица №4. Сумма покрытия за час загрузки узкого места 

    Продукт А 40 ДМ/шт :    0,5 ч/шт      = 80 ДМ
    Продукт В 12 ДМ/шт :     0,1 ч/шт      = 120 ДМ
    Продукт С 30 ДМ/шт :     0,4 ч/шт      = 75 ДМ
    Продукт D 17 ДМ/шт :      0,2 ч/шт     = 85 ДМ

    Информация о работе Контроллинг