Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 11:41, реферат
Понятие контроллинга в зарубежной литературе достаточно широко и разнообразно. В одном из немецких экономических словарей контроллинг определяется как концепция информации и управления. В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой.
Понятие контроллинга в
Наиболее точным является
Понятие «контроллинг»
Говоря о предмете
Основная цель контроллинга –
реализация глобальных и
Конкретные цели контроллинга
состоят в следующем:
-
идентифицировать представление об отклонениях
и требованиях к адаптации, обеспечивать
своевременное наблюдение и разработку
мероприятий по устранению отклонений;
-
оказывать помощь в
-
распозновать проблемы и
-
оказывать помощь при
-
помогать руководству в
Особенностью контроллинга
Сущность контроллинга
Контроллинг подразумевает
Контроллинг выполняет роль
Основной целью контроллинга
является ориентация
Анализ
сильных и слабых сторон предприятия.
Методы контроллинга находят
свое выражение в совокупности
конкретных инструментов, позволяющих
практически реализовать цель
контроллинга.
В контроллинге различают стратегическую и оперативную области решений. Для каждой из этих областей можно применять различные инструменты, помогающие руководителям в управлении предприятием.
Стратегические инструменты используются, прежде всего, для выявления и улучшения будущих шансов и рисков предприятия, т.е. для поиска, расширения и сохранения потенциала успеха.
К стратегическим целям относятся, в частности, разработка новых продуктов и предложение новых услуг, создание новых и расширение имеющихся мощностей, внедрение новых технологий, обучение персонала, привлечение дополнительного капитала, освоение новых рынков, улучшение организационной структуры, увеличение рыночных долей и создание новых каналов сбыта. Для быстрого и качественного достижения этих целей руководство предприятия должно применять ряд стратегических инструментов.
Стратегический контроллинг охватывает долгосрочный период в 4—5 лет. Прежде чем разрабатывать новые стратегии, руководство предприятия должно разобраться с индикаторами раннего предупреждения. Изменения во внешней среде оказывают сильное влияние на стратегический контроллинг.
Успех предприятия зависит от способности его руководства и менеджеров своевременно выявлять и анализировать внутрифирменные проблемы. Затем можно быстро наметить пути решения проблем. Необходимая для принятия решений информация должна своевременно готовиться и передаваться в распоряжение руководителей. Эффективный контроллинг является важной предпосылкой для принятия решений менеджерами, поскольку контроллер должен регулярно проводить анализ и применять инструменты информационного обеспечения руководства.
Оперативный и стратегический контроллинг
не должны строго разделяться, поскольку
между обеими областями существует тесное
взаимовлияние. Оперативное планирование
сильно зависит от стратегического и,
в свою очередь, дает импульсы для изменения
стратегической направленности предприятия.
Таким образом, оперативный и стратегический
контроллинг образуют единый контур регулирования.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия (АСС) является важнейшим инструментом стратегического планирования. Посредством него можно быстро и просто определить мнение менеджеров о собственном предприятии. Совместно проведенный АСС усиливает понимание проблемы командой менеджеров. Участники обсуждения быстро схватывают информацию о слабых и сильных сторонах своего предприятия. Эти познания особенно важны для разработки предложений по проблемам, которые должны быть разрешены в будущем.
Для
оценки сильных и слабых сторон определяют
критерии по всем важнейшим сферам ответственности
предприятия. После этого составляют соответствующий
вопросник. Критерии можно устанавливать
на внутрифирменном семинаре менеджеров.
Предложения руководителей и менеджеров
предприятия по критериям оценки сводят
в каталог, включающий, например, такие
позиции:
17) технический уровень;
27)производительность;
28) творчество;
29) НИОКР.
Затем
разработанные критерии могут быть
сгруппированы по областям ответственности
и оцениваться по различным шкалам, например,
от +3 до -3 или от 0 до +3. В последнем случае
оценка 0 означает полное отсутствие, 1
- очень незначительное, 2 - хорошее, 3 - максимальное
соответствие критерию. Другая шкала предполагает
оценки от 1 до 9 баллов: 1 балл - "очень
хорошо", 5 - "средне", 9 - "очень
плохо". (Оценка может проводиться также
только по трем категориям: "сильно",
"средне" и "слабо".)
Рис. 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Менеджерам следует предложить в течение 5-10 минут спонтанно высказать свое мнение об отдельных критериях. Чтобы каждый участник дискуссии мог объективно дать свою оценку состоянию собственного предприятия, анкеты должны быть анонимны.
В
некоторых случаях можно
Отмеченные крестиком оценки по каждому критерию суммируются и делятся на число участников. Получаются обладающие информационной ценностью средние оценки, которые вносятся в сводный формуляр. По этим оценкам строят ломаную линию, представляющую собой профиль сильных и слабых сторон предприятия.
Обобщение итогов анализа предполагает обсуждение позитивных и негативных оценок предприятия. Участники внутрифирменного семинара должны иметь возможность для открытой критики.
После исчерпывающего обсуждения, в первую очередь слабых сторон предприятия, целесообразно установить новые цели и разработать планы мероприятий, чтобы как можно быстрее устранить слабые стороны
Анализ сильных
и слабых сторон предприятия помогает
улучшить стратегическое планирование.
Сильные стороны предприятия можно еще
усилить. При помощи целенаправленных
мероприятий руководство и менеджеры
предприятия могут превратить слабые
стороны в сильные. При этом необходимо
помнить, что для реализации мероприятий
руководство должно предоставить соответствующие
средства, позволяющие обеспечить непрерывность
процесса.
|