Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:28, шпаргалка
Несмотря на происхождение слова "контроллинг" от англ. "to control" - контроллировать, управлять, в англоязычных странах используется термин "управленческий учет" и работников, которые собирают и обрабатывают информацию называют контроллерами. За рубежом термин "контроллинг" означает слияние методов планирования, анализа, учета, нормирования, контроля и управления для обеспечения эффективности работы и управления предприятием.
· стратегические цели (как качественные, так и количественные);
· критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов;
· узкие
и слабые места, выявленные в результате
анализа стратегического плана.
Оперативный
контроллинг – интегрированная
система активного управления прибылью
путем определения и
Цель оперативного контроллинга − создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты − прибыль.
В отличие от стратегического оперативный контролинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.
Основные подконтрольные показатели:
· рентабельность капитала;
· производительность;
· степень ликвидности.
Систему
оперативного контроллинга используют
для поддержания оперативных
решений по недопущению кризисного
состояния.
Разработайте схему разделов, входящих в контроллинг.
В
структуру контроллинга
входят по определению
следующие разделы:
Установление целей - это определение качественных и количественных целей предприятия, а также выбор критериев, позволяющих проводить оценку степени достижения поставленных целей.
Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Сначала выполняется анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей, а затем на основании этого разрабатывают стратегию предприятия и план. Оперативный управленческий учет - отражение всего процесса финансово - хозяйственной деятельности предприятия по реализации плана. Он отличается принципиально от бухгалтерского учета и ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и его структурных подразделений, на поддержку принятия управленческих решений.
Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управления рассматривается как процесс преобразования информации: управленческие воздействия - это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Владея информацией, руководитель может проводить мониторинг всей финансово - хозяйственной деятельности предприятия - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах деятельности предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с практически достигнутыми. На основании сравнения делают выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий. Полученные изменения целевых параметров, а также прогноз изменения сильных и слабых сторон самого предприятия, дают возможность корректировки плана действий по достижению целей, и полученный план воплощается в действие.
На основании всей накапливаемой информации система контроллинга осуществляет контроль.
Контроллинг
не тождественен контролю: контроль занимается
фиксированием и оценкой уже
свершившихся фактов в процессе деятельности
предприятия, а контроллинг нацелен
на перспективу, выполняя определенные
контрольные функции.
Все предыдущие элементы системы контроллинга
- от планирования до мониторинга реализации
планов - необходимы в первую очередь для
обеспечения возможности анализа
планов, результатов и отклонений. На основе
аналитических данных, полученных при
проведении анализа, вырабатываются
рекомендации для принятия
управленческих решений. С учетом
сложившейся ситуации, а также будущих
возможностей и опасностей, контроллинг
определяет, какие альтернативные действия
есть у предприятия в настоящее время,
и оценивает эти альтернативы с точки
зрения возможности достижения целей
предприятия. Используя полученные рекомендации,
руководитель может осмысленно и целенаправленно
принимать решения.
Составьте
сопоставительную таблицу
стратегического и оперативного
контролинга.
Сравнительные
характеристики
стратегического и оперативного
контроллинга
Наименование | Стратегический | Оперативный |
Ориентация | Внешняя и внутренняя
среда предприятия |
Экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия |
Уровень
управления |
Стратегический | Тактический и оперативный |
Цели | Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха | Обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия |
Главные
задачи |
· Участие в установлении
количественных и качественных целей
предприятия.
· Ответственность за стратегическое планирование. · Разработка альтернативных стратегий. · Определение критических
внешних и внутренних условий, лежащих · Определение узких и поиск слабых мест. · Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями. · Сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений · Анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций) |
· Руководство
при планировании и разработке бюджета
(текущее и оперативное планирование).
· Определение узких и поиск слабых мест для тактического управления. · Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями. · Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений. · Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов. · Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений |
Разница между оперативным и стратегическим контроллингом: |
-стратегический
контроллинг ориентирован на
тенденции будущего, а операционный
контроллинг наоборот смотрит
на современность;
-стратегический
контроллинг ориентирован на
потенциал, а оперативный -объекты планирования контроля в оперативном контроллинге совпадают, а в стратегическом – нет; -в оперативной
сфере доминирует внешний |