Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:28, шпаргалка

Описание работы

Несмотря на происхождение слова "контроллинг" от англ. "to control" - контроллировать, управлять, в англоязычных странах используется термин "управленческий учет" и работников, которые собирают и обрабатывают информацию называют контроллерами. За рубежом термин "контроллинг" означает слияние методов планирования, анализа, учета, нормирования, контроля и управления для обеспечения эффективности работы и управления предприятием.

Работа содержит 1 файл

контроллинг.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     С осознанием того, что координационные  проблемы могут возникнуть внутри всех и между всеми подсистемами управленческой системы (включая организацию и  персонал), координационная задача контроллинга была расширена, в результате чего появились концепции с ориентацией на общеуправленческую систему. По мнению Х.-У.Кюппера, Ю. Вебера и А. Цюнда, функция контроллинга состоит, по сути, в координации всей управленческой системы для обеспечения целенаправленного руководства предприятием. 

     Сам Ю. Вебер ранее давал следующую дефиницию контроллинга: “Это определенная функция внутри системы управления такого предприятия, которое координирует систему исполнения преимущественно с помощью планов. Выполняемая контроллингом функция – координация. Она охватывает структуры всех управленческих подсистем, все процессы согласования между ними, а также координацию внутри самих подсистем”.

Основные  концепции контроллинга:

Ориентация  концепции Сущность  и основные задачи контроллинга  
в рамках данной концепции
На  систему учета Переориентация  системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений,  
связанных с планированием и контролем деятельности предприятия
На  управленческую информационную  
систему
Создание общей  информационной системы управления (management information system). Разработка концепции  единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация потоков
На  систему управления:

·      с акцентом на планирование и контроль

·      с акцентом на координацию

 
Планирование  и контроль деятельности структурных  подразделений предприятия.

Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)

 
       
  1.   Современное толкование понятия контроллинга.
 

     Сегодня термин «контроллинг» насчитывает 10 определений, т.е. не существует единого  определения в силу различных  подходов к пониманию данного  управленческого инструмента.

     С точки зрения концепции, контроллинг можно определить, как совокупность целей, задач, функций и структурных элементов.

     Контроллинг – это ориентированное достижение целей, интегрированная система  информационной поддержки руководителей  в процессе планирования, контроля и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия. 

       
  1.   Задачи контроллинга.
 

     Главная задача контроллинга - путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимых действий.

     Другие  задачи контроллинга:

     - обеспечить соответствие деятельности  компании целевым установкам  и ориентирам;

     - обеспечить устойчивость компании  с финансовой, экономической, рыночной  и правовой точек зрения;

     - обеспечить сохранность ресурсов и потенциала компании;

     - обеспечить должный уровень полноты  и точности первичных документов;

     - обеспечить рациональное использование  всех видов ресурсов;

     - обеспечить соблюдение работникам  установленных администрацией требований, правил, процедур положения о подразделениях, должностных инструкций.

     Задачи  контроллинга: организация учета  доходов и расходов; дифференциация видов затрат; формирование информации о результатах деятельности в разрезе отдельных структурных подразделений; разработка планов в целом по предприятию и по ее структурным подразделениям .

     Контроллинг предполагает систематический поиск  узких мест по стратегическим направлениям. 

       
  1.   Функции контроллинга.
 

     Основные  функции контроллинга:

  1. информационно – аналитическая поддержка основных и специальных функций менеджмента;
  2. координация интеграционная деятельность организации по достижению целей;
  3. обеспечение оптимального использования потенциала организации;
  4. поддержка принятия оптимальных управленческих решений, направленных на достижение системы целей организации;
  5. формирование системы обеспечения конкурентоспособности (СОК) предприятия;
  6. управление прибылью организации;
  7. формирование интегрального комплекса планирования;
  8. с помощью методов оперативного контроллинга обнаружения и устранения «узких мест» экономического роста и потенциала.
 
       
  1.   Причины возникновения контроллинга.
 

     Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно  объяснить следующими причинами: 
1. повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления  предприятием: 
• необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия – является основополагающим требованием к системе управления, в связи с тем, что отреагировать на изменение факторов внешней среды руководство предприятия может лишь в том случае, когда это изменение достоверно определено, а так же рассчитана степень его влияния (позитивное или негативное) на предприятие что позволяет осуществить система  контроллинга; 
• увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия – это одно из наиболее значимых требований, так как чем быстрее руководство предприятия отреагирует на изменившиеся факторы внешней среды, тем больше шансов у предприятия на выживание и занятие лидирующего положения среди конкурентов. В свою очередь служба контроллинга предоставляет системе управления необходимую информацию для принятия эффективных  решений; 
• необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций – представляет собой требование к системе управления по прогнозированию тенденций будущих изменений факторов внешней и внутренней среды предприятия, что обеспечивается службой  контроллинга;  
• смещение акцента с контроля прошлого, на анализ будущего – использование прогнозирования расширяет возможности системы управления по повышению эффективности функционирования предприятия, так как изменить с помощью принятия управленческого решения возможно только прогнозируемую ситуацию, последствия же произошедших событий, чаще всего уже недоступны для изменений, поэтому контроллинг на предприятии направлен на оценку будущих явлений и выбор наиболее оптимального пути развития  предприятия; 
2. усложнение системы управления предприятием требует механизма координации внутри данной системы, так как для достижения поставленной перед предприятием цели необходимо совместное активное участие всех его подразделений. В этом случае служба контроллинга является необходимым звеном в обеспечении эффективного управления предприятием, так как налаженная система планирования, учета и анализа объединяет усилия всех подразделений в направлении достижения поставленных целей; 
3. информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления, что осуществляется службой контроллинга путем создания адаптированной для данного предприятия системы управленческого  учета; 
4. общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности обуславливает применение для повышения эффективности управления предприятием наиболее целесообразных методов, поэтому система контроллинга была создана на стыке нескольких наук, таких как прогнозирование, планирование, управленческий учет, анализ, информационные технологии, математическое моделирование и др.
 
 
 

       
  1. Виды  контроллинга.
 

     1. Административный контроль - это  проверка процессов и явлений  и постоянное наблюдение за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений

от установленных  администрацией значений для обеспечения  достижения организацией своих целей.

     2. Технологический контроль - это операция, являющаяся неотъемлемой частью  технологического процесса (производственного или управленческого). Синонимы технологического контроля: операционный контроль, специальная приемка продукции и управленческий контроль использования ресурсов.

     3. Ревизия - документарная проверка  финансово-хозяйственной деятельности  организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия обычно проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации.

     4. Аудит - это документарная проверка данных в соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов выбирает обычно контролируемая организация.

     Существуют  следующие виды аудита: 1) функциональный; 2) комплексный; 3) системный.

     Кроме вышеприведенной классификации  выделяют также несколько другое деление контроллинга.

1. Пассивный  контроль характеризуется периодическими  действиями специалистов или  руководителей по анализу текущей  информации о функционировании

системы производства и управления организации.

2. Активный  контроль характеризуется непрерывным  контрольным процессом обеспечения  достижения целей организации.

3. Предварительный  контроль осуществляется до начала  реализации целей и программ  организации.

Основная  задача - разработка и корректировка  критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего  контроля.

4. Текущий  контроль проводится в ходе  выполнения работ организацией  по установленному регламенту.

5. Заключительный  контроль выполняется после завершения работ и достижения целей.

     Современный менеджмент разделяет цели предприятия  на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет  осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

     Классификация видов контроллинга:

     1) по степени развития:

     - контроллинг затрат;

     - контроллинг результата;

     - контроллинг эффективности.

     2) по виду измерения:

     - количественный контроллинг;

     - качественный контроллинг.

     3) по объекту и/или времени:

     - оперативный контроллинг;

     - стратегический контроллинг. 

       
  1. Сущность стратегического контроллинга.
 

     Стратегический  контроллинг – интегрированная  система измерения и интерпретации  показателей деятельности, которые  можно использовать для корректировки  стратегии и управления ней. Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.

     Роль  стратегического контроллинга –  содействовать эффективному использованию  действующих преимуществ предприятия  и созданию новых потенциалов  успешной деятельности на перспективу.

     Главная роль стратегического контроллинга – предоставление руководству информации про возможные приоритеты, направления  развития стратегии предприятия, что  должно обеспечить поддержку принятия стратегических управленческих решений.

     Цель стратегического контроллинга − обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.

     Если  выбранный вариант стратегического  плана нас устраивает, то для разработки системы следящего контроля за достижением стратегических целей необходимо выбрать области контроля:

Информация о работе Контроллинг