Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:28, шпаргалка

Описание работы

Несмотря на происхождение слова "контроллинг" от англ. "to control" - контроллировать, управлять, в англоязычных странах используется термин "управленческий учет" и работников, которые собирают и обрабатывают информацию называют контроллерами. За рубежом термин "контроллинг" означает слияние методов планирования, анализа, учета, нормирования, контроля и управления для обеспечения эффективности работы и управления предприятием.

Работа содержит 1 файл

контроллинг.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
  1.   Происхождение слова «контроллинг».
 

     Несмотря  на происхождение слова "контроллинг" от англ. "to control" - контроллировать, управлять, в англоязычных странах используется термин "управленческий учет" и работников, которые собирают и обрабатывают информацию называют контроллерами. За рубежом термин "контроллинг" означает слияние методов планирования, анализа, учета, нормирования, контроля и управления для обеспечения эффективности работы и управления предприятием.

     Несмотря  на то, что этимология слова контроллинг связана с английским to control (контролировать, управлять), в англоязычных странах используются термины «managerial accounting», «management accounting» – управленческий учет. В России используют оба понятия: и контроллинг, и управленческий учет, хотя, на наш взгляд, контроллинг – информационно более емкий и подразумевает не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы. В Казахстане же термин «контроллинг» активно стал применяться только в начале этого века. 

     
  1. Первоначальное  понятие контроллинга.
 

     Во  второй половине XX в. возник новый тип штабного руководителя, обладающий знаниями, которых нет у руководства фирмы, - это специалисты по отработке данных и по научному решению проблем, известные как экономисты-математики. Специалисты по обработке данных отвечают за входящую информацию для принятия решения, а экономисты-математики проводят анализ альтернативных решений.

     Довольно  быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений, систему, которая управляет предприятием, будучи сориентирована на достижение не только оперативных (текущих) целей в виде получения прибыли того или иного размера, но и на глобальные стратегические цели: выживание предприятия, его экологический нейтралитет, сохранение рабочих мест, т.е. на социальные факторы, систему, в которой преобладающим становится не узкое, конкретное ортодоксальное мышление управляющих делами, а системное, комплексное решение проблем.

     Эта система получила название «контроллинг» (упреждающий контроль на основе наблюдения за изменениями объекта). 

       
  1.   Историческое развитие понятия контроллинга.
 

     В период позднего Средневековья (XIV – XVI века) во время вынужденного пребывания римских пап в Авиньоне (1309 – 1377 гг.) при папском дворе была учреждена должность контролера (rationalis) [2]. В его обязанности  входила предварительная проверка всех доходов и расходов папского двора (папской буллой от 1344 года устанавливалось, что контролер проверяет и утверждает все счета и отчеты).

     Например, во Франции при Людовике XIV существовала должность генерала-контролера финансов, которую занимал Жак Батист Кольбер (проводивший политику меркантилизма). Для оживления торговли Кольбер разработал и издал новый торговый устав, который носил название Ордоннанса или Кодекса 1673 года, в создании которого принял серьезное участие Ж. Савари.

     В России контрольная функция учета также проявлялась в области финансового контроля по всем доходам и расходам государства. Так, например, в 1654 г. (по другим данным – в 1656 г.) был создан Приказ Счетных дел – ведомство государственного контроля, созданное для проверки правильности ведения счетных книг ведомствами и для инструктирования их по вопросам счетоводства. Приказ проверял счетные книги других ведомств; вызывал из городов целовальников (должностные лица московской Руси, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей) с их приходо-расходными книгами и проверял эти книги; если в каком-либо ведомстве оказывались свободные средства, Приказ Счетных Дел отбирал эти средства в общую кассу государства.

     Зарождение термина «контроллинг» было связано с государственным управлением финансами, денежными средствами и материальными запасами в Англии.

     Истоки  контроллинга лежат в области  государственного управления и уходят своими корнями в средние века: уже в XV в. при дворе английского короля существовала должность "Countrollour", в обязанности которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков. Дальнейшим этапом развития контроллинга явилось учреждение в 1778 г. в США ведомства "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts". Его основной задачей являлся контроль за использованием государственных средств.

     В современном значении слово "контроллинг" как характеристика области задач  на предприятии стало использоваться в США с конца XIX в., когда в 1880 г. должность контроллера появилась в железнодорожной компании "Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad", а в 1892 г. "General Electric Company" первой из промышленных предприятий ввела в свой штат таких специалистов. В то время контроллеры преимущественно занимались проведением ревизий и другими финансово-экономическими вопросами. До этого момента все вопросы, связанные с управлением предприятием, возлагались на общее собрание акционеров и совет директоров, что само по себе было неэффективно и потребовало создание специфического управляющего органа

     В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический  кризис. Годы депрессии привели к  осознанию того, что успешное руководство  хозяйствующим субъектом неизбежно связано с усилением внимания к внутрифирменному планированию и учету. Это, в свою очередь, привело к эволюции взглядов на контроллинг. Если вначале преобладало исторически-бухгалтерское видение контроллинга, и контроллер выполнял функции ведения учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных событий, то со временем эти функции были расширены, что определило контроллинг как систему, ориентированную на будущие события. Созданный в 1931 г. институт "Financial Executives Institute" (FEI) следующим образом трактовал функции контроллинга: составление и координация;планов предприятия, ведение внутрифирменного учета и отчетности, ведение учета и отчетности для внешних пользователей, разработка перспективных методов управления, вопросы налогообложения и страхования,ревизия, информационное обеспечение, оценка и консультирование. Кроме этой организации в США для решения вопросов контроллинга с 1934 г. издается журнал "The Financial Executive", а в 1944 г. был создан исследовательский институт "Financial Executives Research Foundation".

     Перечисленные выше функции в настоящее время  являются основой так называемой «американской модели» контроллинга. В противовес этой модели существует «немецкая» концепция, основными функциями  которой являются бюджетирование, внутрипроизводственный (управленческий) учет, стратегическое планирование.

     Возникновение контроллинга в Германии можно отнести  ко второй половине XX в. Предпосылкой явилось  появление и последующее внедрение  принципиально новой системы  управления по центрам ответственности на многих немецких предприятиях в середине 60-х гг. Это обусловило необходимость улучшения существующего инструментария управления, а также привлечения для решения данных проблем квалифицированных специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. В результате возник целый ряд научных и образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров в сфере производственного планирования и учета. Основными из них являются: "Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета", "Академия контроллеров" (1971 г.), "Союз контроллеров" (1975 г.). С 1989 г. в Германии издается журнал "Controller".

     В отличие от западных стран, в России контроллинг появился в начале 90-х  гг., когда юридически были закреплены рыночные принципы хозяйствования отечественных организаций. В силу специфики развития рыночных отношений первыми в стране организациями, использующими комплексный подход при внедрении контроллинга, стали банки.

     Таким образом, контроллинг как явление зародился в Англии XV в., был сформирован в США в начале XX в. 

       
  1.   Концептуальный подход к понятию контроллинга.
 

     Под концепцией контроллинга следует понимать совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и инструментальной вооруженности в контексте целей предприятия, релевантных контроллингу, и целей контроллинга, вытекающих из целей предприятия. Можно выделить три группы концепций контроллинга, которые связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением: концепции, ориентированные на бухгалтерский учет, информацию и координацию.

     Эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция,  ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970–1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.

     О концепциях с ориентацией на учет можно говорить в тех случаях, когда преследуются информационные цели, которые могут быть реализованы в первую очередь с помощью данных бухгалтерского учета. Внимание при этом концентрируется на показателях успеха в денежном выражении. Речь идет прежде всего об обеспечении прибыли всего предприятия, несмотря на различия в целях хозяйственных областей и отдельных сотрудников.

     Этот  подход может быть охарактеризован  как ориентированный на прибыль или ограниченно ориентированный на информацию, так как основывается только на данных бухгалтерского учета. Базирующийся на учете контроллинг охватывает релевантные состоянию дел данные в денежном выражении. Эта количественность задается преимущественно в оперативных связях. Поэтому контроллинг с данной точки зрения относится прежде всего к оперативному уровню и лишь отчасти – к стратегическому, когда речь заходит о потенциале успеха. Д. Шнейдер вообще предлагает ограничить контроллинг вспомогательными контрольными и координационными задачами на базе данных бухучета. Однако ограничение его чисто денежными показателями представляется слишком узким подходом.

     Более широкую перспективу открывают  концепции с ориентацией на информацию. Они выходят за рамки подхода, ориентированного на бухгалтерский учет, и охватывают всю целевую систему предприятия, включая не только денежные величины. Это расширяет релевантную базу контроллинга; наряду с бухгалтерской используется чисто количественная и качественная информация, причем ее источником являются непосредственно хозяйственные области предприятия.

     Главная задача контроллинга здесь видится  в координации получения и  подготовки информации с потребностями  в ней. Т. Рейхманн подчеркивает важность поддержки управления и считает основной задачей контроллинга обеспечение руководства компании информацией для принятия решений. В соответствии с интерпретацией П. Прайсслера контроллинг – это выходящий за рамки одной функции управленческий инструмент, который поддерживает внутрифирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации.

     Однако  рациональное включение столь обширных информационных задач в хозяйственную  структуру предприятия представляет трудную проблему. Эти задачи не самоцель, они являются производными вышестоящих целей, которые связаны со специфическими информационными потребностями. Если вся область информационного хозяйства становится функцией контроллинга, то ее включение в общефирменное поле действия приобретает неопределенный, размытый характер, поскольку информационные потребности вышестоящих инстанций слишком многоаспектны и слабо специфицированы. В этом изъян данной группы концепций.

     Концепции с ориентацией  на координацию базируются на различии между системой управления и системой исполнения. Первичная координация исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления. Вторичная координация внутри управленческой системы, разбиваемой на ряд подсистем, относится к контроллингу. В отношении объема его координационной задачи различаются две группы концепций – с ориентацией на планирование и контроль и ориентацией на управленческую систему в целом.

     Ориентированные на планирование и  контроль концепции нацелены на координацию планирования, контроля и информационного обеспечения, но характеризуются более широким спектром задач, чем подходы с информационной ориентацией. П. Хорват, основоположник и главный представитель этого направления, понимает контроллинг как подсистему управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию. Под системообразующей координацией он имеет в виду создание системных и процессных структур, которые способствуют согласованию задач, а под системоувязывающей координацией - координационную деятельность, которая осуществляется в рамках заданной системной структуры для решений проблем (а также как реакция на “помехи”) и заключается в сохранении и адаптации информационных связей между подсистемами.

Информация о работе Контроллинг