Конкурентоспособность национальной экономики на примере РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 40.93 Кб (Скачать)

    Конкурентоспособность выражает отношения рыночного господства одних производителей над другими, возникающее в силу монопольного обладания преимуществами в условиях производства и распределения продукта и позволяющее им присваивать  на этой основе экономическую ренту  в зависимости от размеров рыночного  пространства,  на которое распространяются эти  преимущества. Конкурентоспособность представляет собой обобщающий критерий эффективности функционирования предприятия, поскольку от достигнутого уровня конкурентоспособности в решающей степени зависят возможности его выживания и развития. Вместе с тем она напрямую зависит от  количества, качества и темпов развития элементов, процессов и взаимосвязей, образующих предприятие как экономическую систему. Таким образом, конкурентоспособность не может не рассматриваться как важнейший системообразующий признак, ориентируясь на который экономическая система должна формироваться и совершенствоваться.

    Значимость  конкурентных преимуществ ограничена во времени. По мере распространения  и освоения передового опыта снижается  уровень дополнительного дохода, который эти преимущества способны приносить. Для сохранения достигнутого уровня конкурентоспособности процесс  формирования преимуществ должен стать  непрерывным.  Причем сроки разработки и внедрения инноваций должны соответствовать темпам диффузии нововведений. Следовательно, конкурентоспособность это не только экономическое явление, но и процесс непрерывного поиска инноваций, совершенствующих сам продукт, его производство и распределение.

 

    

    1.3

    На  протяжении многих лет к конкурентному  механизму в нашей стране относились крайне осторожно. Однако, в процессе реформирования экономики отношение  к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное, и ее стали рассматривать  как силу, без которой рыночные отношения теоретически не мыслимы  и практически состояться не могут.

    Сопровождаемый  глобальными процессами переход  к устойчивому развитию предполагает формирование нового уровня регулирования  экономических отношений. Поэтому  в условиях становления новой  модели социально-экономического развития страны вопросы конкурентоспособности  и устойчивого развития российской экономики занимают главенствующее место в теории национального  хозяйствования.

    Результатом проведенных в России институциональных  преобразований стало формирование в значительном объеме системы рыночных институтов. Вместе с тем, в отличие  от стран с развитой хозяйственной  системой в России еще не разработан институциональный механизм. Функционирующие  в отечественной хозяйственной  системе институциональные аналоги  промышленно развитых экономических  систем в большинстве своем реализуются  в аномальных формах, определяя значительный объем негативных трансакционных издержек.

    Мировая практика и исторический опыт самой  России наглядно показывают, что максимальная экономическая эффективность, обеспечивающая устойчивый экономический рост и  повышение благосостояния нации, достигается  при условии поддержания частичной  инициативы там, где рыночная конкуренция  обеспечивает реализацию частных интересов  в интересах общества. Следовательно, одним из главных принципов структурной  политики является формирование конкурентной среды через преодоление эклектичной  системы рыночных институтов и создание равных условий для всех хозяйствующих  субъектов.

    Основная  цель стратегии устойчивого развития России должна быть сформулирована как  сохранение единого экономического пространства и политической целостности  страны на основе формирования, развития и управления конкурентными преимуществами. Разработка и реализация стратегии  устойчивого развития в зависимости  от глубины исследования проблемы может  осуществляться на основе системного подхода. Успешная стратегия устойчивого  развития хозяйства зависит, прежде всего, от достоверной оценки реальной обстановки и разработки новых методологических подходов к пониманию конкурентоспособности  экономической системы и механизма  управления ею.

    Системный подход, основанный на признании конкурентоспособности  как имманентного рыночной среде  императива функционирования разноуровневых экономических систем и предполагающий учет влияния всех факторов на устойчивое развитие экономики, позволяет сконструировать  целостную систему формирования национальных приоритетов и механизмов их реализации.

    Системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных  систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов, вносящих свой вклад и  влияющих на результат функционирования и использования объекта.

    Необходимость применения системного подхода при  изучении объектов, состоящих из разных взаимосвязанных частей, обусловлена  тем обстоятельством, что в таких  объектах проявляется принцип эмерджентности, в соответствии с которым, совокупный объект обладает качествами, не присущими  каждому из составляющих его элементов, рассматриваемых в отдельности, изолированно друг от друга. Соединение этих элементов в единую систему  приводит к появлению дополнительного, синергетического эффекта, порождаемого не отдельными частями системы, а  их взаимосвязью и совместным действием.

    Сущность  инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития производства на активизацию инновационной  деятельности, в области базовых  наукоемких технологий, являющихся двигателями  развития производственной системы. Факторы  производства и инвестиции должны быть средствами научно-обоснованной инновационной  деятельности, а не ее целью.

    При применении комплексного (междисциплинарного) подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические аспекты управления и их взаимосвязи. Если упустить один из аспектов управления, проблема не будет решена полностью.

    Глобальный  подход реализуется через развитие новых информационных технологий, что позволило значительно упростить международную интеграцию и кооперацию. В связи с этим, решение большинства управленческих проблем должно отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации.

    Маркетинговый подход предусматривает ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления будут следующие: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества продукции, сервиса и других факторов; экономия ресурсов в процессе производства за счет реализации эффекта масштаба, НТП и совершенствования системы менеджмента.

    Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Объектом для реализации эксклюзивного подхода являются: конкурентный персонал, патент, торговая марка, новые информационные технологии. Эксклюзивная ценность может быть сформирована за счет применения современных научных подходов, методов и технологий управления различными объектами.

    Процессный  подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть наиболее значимые из них.

    Планирование– функция управления по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию и оценке альтернативных вариантов достижения намеченных целей.

    Организация процессов – функция управления, представляющая комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов, по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы.

    Учет  и контроль– функция управления по фиксации ресурсов на разных этапах управления и обеспечение выполнения программ, реализующих управленческие решения.

    Мотивация- процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы.

    Регулирование – функция управления по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность менеджмента.

    Структурный подход по отношению к проблеме управления конкурентоспособностью заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Прежде чем применить структурный подход, необходимо произвести структуризацию проблемы, выявить элементы, которые данную структуру образуют.

    Ситуационный  подход концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на организацию, велико, то не существует единого способа наилучшим образом управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который, более всего, соответствует данной ситуации.

 

    

    2.

    Постепенное формирование развитой рыночной экономики  во всех странах мира ведет к усложнению отношений конкуренции на внутренних и мировых товарных рынках. Конкуренция  по многим ее параметрам обостряется  и одновременно приобретает системный  характер.

    В связи с этим возникает необходимость  и в систематизации оценок конкурентоспособности  отдельных видов продукции и  услуг, их производителей. Для стран с переходной экономикой, в том числе для России, повышение конкурентоспособности — одна из важнейших стратегических задач, от решения которой зависит степень удовлетворения их внутренних потребностей (населения, предприятий, организаций) и

    возможность успешного включения в современную  мировую систему производства и  обмена.

    Большинство стран мира обеспечивает повышение конкурентоспособности своих товаров благодаря внедрению инноваций, разработке высокотехнологичных продуктов, производство которых невозможно без эффективного использования научно-технических достижений.

    В мировой практике используется комплексный показатель – затраты на инновации.

    Он  характеризуется величиной расходов на НИОКР, расходов на дизайн и маркетинг, числом патентов, полученных внутри страны и за рубежом, уровнем защиты интеллектуальной собственности и развития образования.

    К сожалению, не поддаются точной количественной оценке культура предпринимательства, частная инициатива, желание рисковать.

    Невосприимчивость российской экономики к нововведениям  была одной из причин возникновения  технологического и экономического застоя, а начавшиеся рыночные реформы привели и к определенной деградации в научно-технической сфере. До последнего времени прослеживалась устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку.

    При оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать целый ряд  экономических показателей: качество  товара; эффект от его применения; затраты покупателя (потребителя) при использовании данного товара; способ продвижения товара на рынок;

    условия поставки и платежа; каналы сбыта; условия  обслуживания (сервиса); организацию  маркетинга и т.д.

    На  мировом рынке 80% покупателей принимают  решения о покупке, исходя в первую очередь из качества продукции. Затраты  предприятий развитых стран на обеспечение качества составляют в среднем 15–20% от общих расходов на производство, а при создании новой продукции – 30–35%.

    В данном случае понятие “качество” рассматривается в широком его значении, учитывающем как потребительную стоимость товара (его полезные свойства), так и затраты на его покупку и использование.

    Экономические показатели конкурентоспособности  дополняются техническими ее показателями:

    – классификационными показателями, позволяющими отнести товар в ту или иную

    группу (так как при определении конкурентоспособности  можно сравнивать товары

    только  одной группы);

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики на примере РФ