Конкурентоспособность национальной экономики на примере РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 40.93 Кб (Скачать)

    Введение.

    Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией  и глобализацией, высоким уровнем  технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости  национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и  как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования. Причем национальному производителю даже не приходится покидать отечественный рынок, так как политика фритредерства превратила мировое хозяйство в общий рынок с едиными конкурентными условиями для всех производителей аналогичной продукции.

    Проблемы  развития конкурентоспособности и  конкуренции являются одной из наиболее изученных областей экономических  отношений в мире. Целью является определение путей и средств формирования конкурентоспособности национальной экономики страны, определение сущности конкурентоспособности страны в современных условиях, выяснение необходимости государственного регулирования конкурентных отношений в условиях переходной экономики для обеспечения успешного завершения экономических реформ и формирования конкурентоспособности национальной экономики, разработка модели конкурентоспособности национальной экономики в условиях переходного периода, анализ конкурентной среды, ее состояния и факторов конкурентоспособности экономики Российской Федерации. 
 

 

    

      1.1

    Наиболее  важным событием в эволюционном развитии всемирного хозяйства в течение XX столетия явилась интернационализация  конкуренции во многих ее сферах  – не только в обрабатывающих отраслях, но во все возрастающих размерах также  и в сфере услуг. Международная  конкуренция предоставляет прогрессивно-синергетические  возможности для повышения продуктивности использования ресурсов страны и  одновременно является носителем деструктивно-синергетических  угроз, в частности, неравнозначностиэкономических  систем в иерархии мирохозяйственных  связей. В стратегическом плане  национальная макроэкономическая  политика  в современных условиях относительной открытости всемирного хозяйства состоит в том, чтобы  закладывать долговременные основы для наращивания конкурентных преимуществ  страны и мотивировать к этому  национальных производителей,  в  т.ч. с помощью законодательных  актов, правительственных постановлений, экономических рычагов и др. Конкурентоспособность  национальной экономики - это многоаспектное понятие, представляющее концентрированное  выражение  различных инноваций, реализуемых  в  национальном продукте, востребованном как на внутреннем, так и на внешних рынках, к тому же, это способность государства  максимально мобилизовать экономический  потенциал и обеспечить устойчиво-динамичное развитие национального хозяйства  и качества жизни на уровне ведущих  экономик. Иначе говоря, социальносущностным  синонимом понятия «конкурентоспособность национальной экономики» выступает  понятие «конкурентоспособное общество».  Понятие «национальная конкурентоспособность»  трактуется достаточно широко и означает:

    1) способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;

    2) уровень производительности факторов  производства в данной стране;

    3) способность компаний данной  страны успешно конкурировать  на тех или иных международных  рынках.

    Следует отметить, что национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в  мирохозяйственных связях, в рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.

    Национальная  конкурентоспособность — главный  показатель, отражающий состояние экономики  страны и перспективы ее развития. В современных условиях крупномасштабного  трансграничного перемещения капитала, глобализации рынков и производства конкурентоспособность товаров, предприятий  и государства все в большей  степени определяется способностью национальной экономики генерировать и внедрять новые технологии.

    Процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. М. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

    Теория  М. Портера основывается на так называемых детерминантах или факторах, формирующих  национальную конкурентоспособность. Она нашла практическое применение при разработке экономической политики ведущих экономически развитых государств. Свидетельством ее международного признания  является также ее использование  и дальнейшее развитие в ежегодных  докладах такой международной организации, как Всемирный экономический  форум (ВЭФ). Согласно методике ВЭФ, возможность  достижения экономикой устойчивого  экономического роста в среднесрочной  и долгосрочной перспективе в  равной степени зависит от трех категорий  переменных: макроэкономическая среда, государственные институты и  технология (инновации). Конкурентное преимущество страны на международном  рынке определяет «национальный  ромб». Он включает в себя четыре компонента.

    Первое  — факторные условия. М. Портер утверждает, что «ключевые» факторы производства создаются, а не наследуются. Это  квалифицированные трудовые ресурсы, капитал и инфраструктура. «Неключевые» факторы или факторы общего пользования, такие как неквалифицированные  трудовые ресурсы и сырье, могут  быть приобретены любой компанией  и, следовательно, не создают устойчивое конкурентное преимущество. Однако специализированные факторы предполагают значительные, устойчивые инвестиции. Их трудно дублировать. Это и создает конкурентное преимущество, потому что если другие фирмы не могут легко скопировать эти  факторы, то они ценны.

    Второе  — условия спроса — каков на внутреннем рынке спрос на продукцию  или услуги, предлагаемые этой отраслью. Если клиенты очень требовательны, то на фирмы оказывается постоянное давление улучшать свою конкурентоспособность  через инновационные продукты, высокое  качество.

    Третье  — родственные и поддерживающие отрасли — наличие или отсутствие в стране таких секторов, конкурентоспособных  на международном рынке. Пространственная близость этих отраслей облегчает обмен  информацией и способствует непрерывному обмену идей и инноваций.

    Четвертое — стратегия, структура и конкуренция  фирм. То есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм и каков характер конкуренции  на внутреннем рынке. Прямая конкуренция  побуждает фирмы увеличивать  производительность и стимулировать  инновации (см. рисунок).

    Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране, — случайные события (то есть те, которые руководство  фирмы не может контролировать) и  государственная политика. Случай —  событие, которое имеет мало общего с условиями развития в государстве  и на которое часто не могут  влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся: изобретательство, крупные технологические  достижения, резкие изменения цен  на ресурсы, значительные изменения  на мировых финансовых рынках или  обменных курсов, резкое повышение  мирового или местного спроса, политические решения зарубежных правительств, войны.

    Случайные события важны потому, что они  влияют на позиции конкурирующих  фирм. В их результате могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал  для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности.

 

    

    1.2

    Национальные  интересы должны быть своими у каждой страны - лишь в этом случае возможна продуктивная глобальная конкуренция. Если все страны захотят одного и  того же - глобальный кризис неизбежен, потому что одного и того же на всех не хватит. Каждая страна должна хотеть своего, и стремиться к этому по-своему, и находить способы вовлечь другие страны в достижение своей собственной  цели, но так, чтобы те тоже достигли - своих собственных. Страна, подобно фирме, участвует в кооперации и определяет свою рыночную и социальную нишу, место международном разделении труда. Глобальная конкурентоспособность определяется в итоге способностью страны найти и сохранить это место. Если страна ищет свое уникальное место в мировом хозяйстве, она становится глобальным конкурентом. Критерий максимизации собственной доли в мировом доходе может являться здесь второстепенным. То есть, если для страны безразличны способы увеличения своего денежного потока, она участвует не в глобальной, а лишь в традиционной международной конкуренции, т.е. ценовой, включаясь в мирохозяйственные связи неуправляемым образом. в обретении глобальной конкурентоспособности первостепенное значение приобретает не столько формирование внешнего имиджа страны, при всей его важности, сколько внутреннего образа жизни и деятельности. Страна должна быть привлекательной, прежде всего для своих граждан и предприятий, поскольку формирование внешнего имиджа и попытки соответствовать внешним стандартам образа жизни и деловой привлекательности неизбежно приведут к утрате уникальности и суррогатам развития вместо полноценного развития.

    Конкурентоспособности национальной экономики в современном  мире во многом определяется способностью промышленного производства вводить  новшества и модернизироваться. Действительно, промышленность и сегодня  остается ведущим производителем товаров  инвестиционного и личного потребления, главным плательщиком налогов в  государственный бюджет. От уровня ее развития зависят темпы научно-технического обновления, рост производительности труда в других сферах и отраслях, уровень благосостояния населения.

    Непременной характеристикой конкурентоспособности  страны являются высокий уровень  жизни и производительности использования  располагаемых факторов производства. Если абстрагироваться от возможных  погрешностей методики расчета и  положится на авторитет международной  аналитической службы, то мы должны прийти к выводу о том, что конкурентоспособность зависит не столько от размеров потенциала страны, сколько от способности удовлетворить конкретную рыночную потребность, а также от способности оперативно и гибко среагировать на изменение этой потребности.

    Обобщённый  показатель конкурентоспособности  отражает эффективность функционирования не только хозяйственной системы, но и многих других блоков – правового, политического, социального и др., то есть эффективность всей целостной  хозяйственной системы страны. о повышении конкурентоспособности можно говорить только по отношению к странам с устойчиво развивающейся экономикой, где сохраняется внутренний баланс социальных и политических сил. Страна, находящаяся в состоянии внутренней или внешней нестабильности, по определению попадает в разряд неконкурентоспособных, поскольку такая нестабильность резко подрывает доверие к её государственным и финансовым институтам. Это в свою очередь неминуемо сказывается на снижении её привлекательности для инвесторов, устойчивости её экономических связей на всех уровнях, стабильности ее валюты и других показателях, отражающих уровень национальной конкурентоспособности и влияющих на характер национального развития.

    В немалой степени конкурентоспособность  зависит от экономического веса и  военной мощи страны, обеспечивающих её политическое влияние. Встраивание  в мировой рынок может осуществляться на разных условиях, и эти условия  определяются уровнем конкурентоспособности  страны и структурой её конкурентных преимуществ.

    Всё многообразие конкурентных преимуществ  можно свести к четырем основным видам: ресурсные, технологические, структурные  и связанные с эффективностью экономической политики государства. В основе ресурсных конкурентных преимуществ лежат наделённостъ страны факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой и др.) и степень эффективности их использования (издержки производства, цены, валютные курсы). Технологические преимущества – это такие факторы, как ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционные ресурсы и др., обеспечивающие весь спектр современных конкурентных преимуществ  от технологического опережения в одной  или нескольких отраслях (частичное  техническое преимущество) до технологического лидерства страны в целом. Структурные  преимущества связаны с наличием прогрессивной структуры экономики, соответствующей требованиям научно-технического прогресса, а также с рациональной организацией научно-производственного  процесса в плане комплексного развития основных и поддерживающих отраслей, формирования эффективных организационных  структур на основе принципов интеграции и диверсификации. Наконец, успешное экономическое развитие базируется на благоприятной экономической среде и адекватном социально-политическом климате в стране, детерминирующих инновационные возможности экономики, её способность к созданию и усвоению новых технологий и техническому заимствованию.

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики на примере РФ