Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа
Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования.
Введение.
Современный уровень развития мировой экономики, характеризующийся всеобщей интеграцией и глобализацией, высоким уровнем технологичности и наукоемкости производства, привел к росту взаимозависимости национальных экономических систем, к их взаимному проникновению, стиранию границ национального рынка и как следствие к снижению уровня защищенности национального производителя. Сегодня производитель любой страны должен противостоять конкурентам, независимо от их страны базирования. Причем национальному производителю даже не приходится покидать отечественный рынок, так как политика фритредерства превратила мировое хозяйство в общий рынок с едиными конкурентными условиями для всех производителей аналогичной продукции.
Проблемы
развития конкурентоспособности и
конкуренции являются одной из наиболее
изученных областей экономических
отношений в мире. Целью является
определение путей и средств формирования
конкурентоспособности национальной
экономики страны, определение сущности
конкурентоспособности страны в современных
условиях, выяснение необходимости государственного
регулирования конкурентных отношений
в условиях переходной экономики для обеспечения
успешного завершения экономических реформ
и формирования конкурентоспособности
национальной экономики, разработка модели
конкурентоспособности национальной
экономики в условиях переходного периода,
анализ конкурентной среды, ее состояния
и факторов конкурентоспособности экономики
Российской Федерации.
1.1
Наиболее
важным событием в эволюционном развитии
всемирного хозяйства в течение
XX столетия явилась интернационализация
конкуренции во многих ее сферах
– не только в обрабатывающих отраслях,
но во все возрастающих размерах также
и в сфере услуг. Международная
конкуренция предоставляет
1) способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
2)
уровень производительности
3) способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
Следует отметить, что национальная конкурентоспособность в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в мирохозяйственных связях, в рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.
Национальная
конкурентоспособность —
Процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории — все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. М. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
Теория
М. Портера основывается на так называемых
детерминантах или факторах, формирующих
национальную конкурентоспособность.
Она нашла практическое применение
при разработке экономической политики
ведущих экономически развитых государств.
Свидетельством ее международного признания
является также ее использование
и дальнейшее развитие в ежегодных
докладах такой международной
Первое — факторные условия. М. Портер утверждает, что «ключевые» факторы производства создаются, а не наследуются. Это квалифицированные трудовые ресурсы, капитал и инфраструктура. «Неключевые» факторы или факторы общего пользования, такие как неквалифицированные трудовые ресурсы и сырье, могут быть приобретены любой компанией и, следовательно, не создают устойчивое конкурентное преимущество. Однако специализированные факторы предполагают значительные, устойчивые инвестиции. Их трудно дублировать. Это и создает конкурентное преимущество, потому что если другие фирмы не могут легко скопировать эти факторы, то они ценны.
Второе — условия спроса — каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые этой отраслью. Если клиенты очень требовательны, то на фирмы оказывается постоянное давление улучшать свою конкурентоспособность через инновационные продукты, высокое качество.
Третье
— родственные и поддерживающие
отрасли — наличие или
Четвертое — стратегия, структура и конкуренция фирм. То есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм и каков характер конкуренции на внутреннем рынке. Прямая конкуренция побуждает фирмы увеличивать производительность и стимулировать инновации (см. рисунок).
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране, — случайные события (то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать) и государственная политика. Случай — событие, которое имеет мало общего с условиями развития в государстве и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся: изобретательство, крупные технологические достижения, резкие изменения цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках или обменных курсов, резкое повышение мирового или местного спроса, политические решения зарубежных правительств, войны.
Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В их результате могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности.
1.2
Национальные интересы должны быть своими у каждой страны - лишь в этом случае возможна продуктивная глобальная конкуренция. Если все страны захотят одного и того же - глобальный кризис неизбежен, потому что одного и того же на всех не хватит. Каждая страна должна хотеть своего, и стремиться к этому по-своему, и находить способы вовлечь другие страны в достижение своей собственной цели, но так, чтобы те тоже достигли - своих собственных. Страна, подобно фирме, участвует в кооперации и определяет свою рыночную и социальную нишу, место международном разделении труда. Глобальная конкурентоспособность определяется в итоге способностью страны найти и сохранить это место. Если страна ищет свое уникальное место в мировом хозяйстве, она становится глобальным конкурентом. Критерий максимизации собственной доли в мировом доходе может являться здесь второстепенным. То есть, если для страны безразличны способы увеличения своего денежного потока, она участвует не в глобальной, а лишь в традиционной международной конкуренции, т.е. ценовой, включаясь в мирохозяйственные связи неуправляемым образом. в обретении глобальной конкурентоспособности первостепенное значение приобретает не столько формирование внешнего имиджа страны, при всей его важности, сколько внутреннего образа жизни и деятельности. Страна должна быть привлекательной, прежде всего для своих граждан и предприятий, поскольку формирование внешнего имиджа и попытки соответствовать внешним стандартам образа жизни и деловой привлекательности неизбежно приведут к утрате уникальности и суррогатам развития вместо полноценного развития.
Конкурентоспособности
национальной экономики в современном
мире во многом определяется способностью
промышленного производства вводить
новшества и модернизироваться.
Действительно, промышленность и сегодня
остается ведущим производителем товаров
инвестиционного и личного
Непременной
характеристикой
Обобщённый показатель конкурентоспособности отражает эффективность функционирования не только хозяйственной системы, но и многих других блоков – правового, политического, социального и др., то есть эффективность всей целостной хозяйственной системы страны. о повышении конкурентоспособности можно говорить только по отношению к странам с устойчиво развивающейся экономикой, где сохраняется внутренний баланс социальных и политических сил. Страна, находящаяся в состоянии внутренней или внешней нестабильности, по определению попадает в разряд неконкурентоспособных, поскольку такая нестабильность резко подрывает доверие к её государственным и финансовым институтам. Это в свою очередь неминуемо сказывается на снижении её привлекательности для инвесторов, устойчивости её экономических связей на всех уровнях, стабильности ее валюты и других показателях, отражающих уровень национальной конкурентоспособности и влияющих на характер национального развития.
В
немалой степени
Всё
многообразие конкурентных преимуществ
можно свести к четырем основным
видам: ресурсные, технологические, структурные
и связанные с эффективностью
экономической политики государства.
В основе ресурсных конкурентных
преимуществ лежат наделённостъ
страны факторами производства (природными
ресурсами, рабочей силой и др.)
и степень эффективности их использования
(издержки производства, цены, валютные
курсы). Технологические преимущества
– это такие факторы, как ресурс
знаний, технологический ресурс, инвестиционные
ресурсы и др., обеспечивающие весь
спектр современных конкурентных преимуществ
от технологического опережения в одной
или нескольких отраслях (частичное
техническое преимущество) до технологического
лидерства страны в целом. Структурные
преимущества связаны с наличием
прогрессивной структуры
Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики на примере РФ