Конкуренция в здравоохранении и медицине

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:39, реферат

Описание работы

В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества. Именно в свете такого стратегического направления в настоящем сообщении представляется ряд тезисов, раскрывающих тему, заявленную в названии публикации.

Содержание

- Введение
- Понятие «конкуренции». Факторы низкой конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России
- Противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении
- Условия формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг
- Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации
- Специфика категории «прибыль» на рынке медицинских услуг в условиях совешенной конкуренции
- Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ekonomika.docx

— 40.54 Кб (Скачать)

Логично предположить, что  возникновение конкуренции, практическое проявление ее в среде медицинских  учреждений (врачебных практик), критерии и оценка конкурентоспособности - возможно лишь при создании условий определенной социальной среды, допускающей подобные отношения.

Условия, позволяющие  сформировать и реализовать в  лечебно-профилактических учреждениях (врачебных практиках) сущность конкурентоспособности, формируются определенным набором  управленческих решений на уровне государственного регулирования, законодательных инициатив, реализации ряда административно-управленческих и организационных мероприятий; при решении необходимых исследовательских, экономических и информационных задач и пр.

Конструирование организации  для оптимального функционирования в конкурентной среде должно обеспечиваться формами и методами высокой степени  формализации, моделями управленческих решений и практическими мероприятиями, подкрепленными научно-обоснованными  доказательствами, а не сентенциями.

Структурно-функциональная модель лечебно-профилактического  учреждения (медицинской практики) как субъекта рынка медицинских  услуг, а, следовательно, наделенного  функцией конкуренции, должна заключать  в себе элементы системы, характеризующие  эту организацию именно с точки  зрения ее конкурентоспособности.

Необходимо признать, что, характеризуя медицинское учреждение категориями “конкуренция”, “конкурентоспособность”, исследователь, в первую очередь, детерминирует  взаимодействие такой организации  с иными конкурирующими субъектами, либо соотносит продукцию данной организации (в данном контексте - медицинскую  услугу) с подобной продукцией по степени  конкурентоспособности.

В классической теории методологические подходы к оценке и управлению конкуренцией и конкурентоспособностью в организации вообще разработаны  довольно глубоко.

В приложении к медицинской  деятельности отечественных лечебно-профилактических учреждений такие исследования крайне скупы, не считая некоторых разработок зарубежных авторов, в основном опирающихся  на исследования своих национальных систем здравоохранения. Скорее всего, подобное состояние исследовательской  мысли связано с реальным отсутствием  практических объектов хозяйственной  деятельности системы здравоохранения, наделенных конкурентной сущностью.

Вместе с тем, приступая  к исследованию, направление которого заявлено в заголовке настоящего сообщения, следует подчеркнуть, что  сама по себе конкурентоспособность, как  одну из сущностей функционирования медицинской организации, не является абсолютно определяющей в эффективном  оказании медицинской помощи.

Лечебно-профилактическое учреждение, функционирующее вне  конкурентной среды, в силу определенных своих целевых функций (в широком  понимании - оказание медицинской помощи) вполне может быть успешно жизнедеятельной, не обладая свойствами, которые могли  бы характеризовать такую организацию  как конкурентоспособную.

Только рыночная среда, только специфические экономические  взаимоотношения требуют от субъектов, функционирующих в такой среде, качественно новых связей и характеристик, качественно иной структурно-функциональной значимости – условно обозначаемой нами как маркетинговая сущность.

Медицинские учреждения (медицинские практики) для полноценной, упорядоченной и законной деятельности в условиях совершенной конкуренции  должны быть структурно и функционально  подготовлены к такой экономической  сущности рыночных взаимоотношений.

Под маркетинговой сущностью  лечебно-профилактического учреждения (в отличие от традиционной медицинской) следует понимать такое состояние  социально-экономической среды и  структурно - функционального содержания ЛПУ, при котором организация  с высокой долей эффективности  реализует свою целевую функцию  в рамках установленной деятельности в поле рыночных отношений, обладая  определенной степенью конкурентоспособности.

В самом широком понимании, методологически конкурентоспособность  медицинского учреждения (врачебной  практики) может быть рассмотрена  и оценена с двух позиций: во-первых, в границах взаимодействия с подобными  себе организациями, выступающими в  роли реальных конкурентов, во-вторых, что более важно, - в рамках самостоятельной  деятельности учреждения, в сфере  его внутренней среды. Отсутствие на практике сформированной конкурентной среды в отечественном здравоохранении  делает бессмысленным исследование двух и более субъектов системы, как конкурентов.

Поиск и исследование определенных критериев конкурентоспособности  внутри самого лечебно-профилактического  учреждения (врачебной практики), это  путь, который по-нашему убеждению, сегодня наиболее доступен и результативен  в плане выработки и реализации управленческих решений по организации  опережающего (“реактивного”) производства медицинских услуг. В перспективе, при становлении реальной конкурентной среды на рынках медицинских услуг, такие лечебно-профилактические учреждения (врачебные практики) изначально будут  обладать высокой степенью конкурентоспособности.

Опираясь на известные  модели, отображающие суть рыночных взаимоотношений  между врачом и пациентом, нами выделен  ряд характеристик, посредством  которых с высокой степенью достоверностью описывается состояние медицинской  организации (врачебной практики), состояние, определяющие уровень возможной  конкурентоспособности этой организации (врачебной практики).

В основе предлагаемой системы, позволяющей с определенной вероятностью установить степень конкурентоспособности  конкретного лечебно-профилактического  учреждения (врачебной практики), заложена высокая степень формализации.

Функции, определяющие уровень  конкурентоспособности лечебно-профилактического  учреждения (врачебной практики) могут  быть описаны и описываются конкретными  состояниями и параметрами и, в следствии этого, могут служить объективными характеристиками оценки медицинской организации (врачебной практики) по степени конкурентоспособности как без связи с другими конкурирующими субъектами, так с высокой долей точности ранжирования при сравнении с иными медицинскими учреждениями, производящими и предоставляющими однопрофильные с конкурентами медицинские услуги.

 

СПЕЦИФИКА КАТЕГОРИИ  “ПРИБЫЛЬ” 

 

НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ  УСЛУГ В УСЛОВИЯХ

 

СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 

 

Конкуренция – это  точный расчет в прихоти случая

На первый взгляд, говорить о прибыли в медицинской деятельности, связанной, как известно, с жизнью и здоровьем человека, не вполне этично.

 

Вместе с тем, характеризуя медицинскую деятельность такими понятиями  как “качество медицинских услуг”, “эффективность медицинской помощи”, “рациональное использование ресурсов здравоохранения”, - исследователь  невольно соотносит функционирование системы здравоохранения в целом  или конкретного субъекта этой системы  с некими экономическими составляющими.

“Бесплатность медицинской  помощи” - категория, скоре всего, являющиеся социальной (я бы сказал бытовой) характеристикой, чем научно обоснованной экономической составляющей отношений в сфере производства и потребления медицинских услуг.

Экономические издержки при оказании потребной медицинской  помощи, прибыльность при производстве медицинских услуг не в коей мере не могут быть соотнесены с жизнью человека либо состоянием пациента, который нуждается в такой помощи.

При обращении к литературным источникам, в которых раскрывается понятие, сущность и обоснование  прибыли (англ. Profit), анализируя понимание этой характеристики хозяйственной деятельности, выявляется некоторая схожесть взглядов исследователей.

По мнению либеральных  экономистов, прибыль служит компенсацией за положительные действия, неотделимые  от предпринимательства.

Классики экономической  теории считают, что прибыль –  это вознаграждение за риск, за возможные  потери в условиях рыночной неопределенности.

Современные аналитики  выделяют связь между прибылями  и перспективами, открывающимися перед  предпринимателями. К примеру, в  здравоохранении такие перспективы, связанные с прибыльностью, могут  рассматриваться в границах структурных  преобразований и эффективности  использования ресурсов [1].

Прибыль – это вознаграждение за введением инноваций, позволяющее  хозяйствующим субъектам создавать  предприятия, рынки, способствовать прогрессу. Именно с этой точки зрения категория  “прибыль” не является антагонистической  в рамках медицинской деятельности.

Так или иначе, понятие  “прибыль”, отделенное от понятия  “обогащение”, соотносится с предпринимательской  деятельностью. (Вопросам предпринимательства  в здравоохранении посвящены  наши частные исследования, не представляемые в рамках этой статьи).

Прибыль (уровень прибыльности), как полученный доход от оказанных  медицинских услуг, может являться одним из регуляторов на рынке  совершенной конкуренции. Обязательным условием проявления и действия этого  регулятора является абсолютная свобода  входа и выхода в среду конкуренции  всех без исключения субъектов медицинской  деятельности. Такая возможность  должна быть обеспечена рядом условий  формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг .

Как правило, понимание  прибыли отождествляется с доходами.

Из множества определений  прибыли остановимся на следующем: прибыль – это разность между  всеми поступлениями предприятия  и всеми издержками, связанными с  производством и продажей его товаров и услуг.

В рассуждениях о рынке  медицинских услуг и некой  его саморегуляции, приводящей к желаемому целевому и экономическому оптимуму медицинской помощи на уровне конкретного пациента, лечебного учреждения (врачебной практики) либо отрасли в целом, всегда подразумевается совершенная конкуренция, соотнесенная со степенью эффективности.

Понятия “эффективность медицинской помощи”, “эффективная медицинская услуга” - подразумевают  некий оптимум интегрированной  деятельности лечебного учреждения, медицинского работника, врачебной  практики внутри цеха производства медицинских  услуг.

Оптимум в условиях конкуренции  медицинских услуг - это качество медицинской помощи, характеризующееся, помимо прочего, с экономических  позиций своеобразным равновесием, целесообразно минимальным уровнем  издержек медицинских технологий, справедливым распределением ресурсов, отсутствием  дефицита и излишков ресурсов, отсутствием  сверхприбылей и убытков.

Иными словами, характеризуя оптимум производства и предоставления медицинских услуг, т.е. высокое качество медицинской помощи, наряду с чисто  медицинскими критериями (выздоровление, улучшение, облегчение страданий и  пр., что напрямую соотносится с  личностью пациента), исследователь  не должен упускать из виду экономические  параметры. Такими экономическими параметрами  характеризуются равновесие либо дисбаланс  между затратами и издержками внутри самой системы здравоохранения  или учреждения, производящего медицинские  услуги.

Удовлетворение спроса в одном и том же виде потребной  медицинской услуги в прикладном плане может реализовываться  в рамках широкого спектра медицинских  процедур с различным набором  технологий, материального, финансового  и кадрового потенциала, а, следовательно, и различными интегрированными стоимостными характеристиками такой деятельности.

При этом конкретный конечный результат (сохранение жизни, выздоровление, облегчение страданий, профилактика и  пр.) при всем многообразии возможных  медицинских технологий, соответствующих  конкретной медицинской потребности, в прикладном плане может оказаться  однозначно результативным для конкретного  пациента.

Вполне понятно, что  в рациональной деятельности (исключая чрезвычайные ситуации), следуя разумной логике, недопустимо чрезмерное расходование материальных ресурсов, персонала и  технологий. Хотя любое производство не мыслимо без издержек.

В буквальном смысле - издержки (англ. Expenses) представляют собой совокупность перемещений финансовых средств, оказывающих воздействие на эксплуатацию и структуру предприятия [2].

В системе производства медицинских услуг важно не наличие  самих издержек, а их структура  и уровень.

В хозяйственной деятельности современных учреждений систем здравоохранения  в России высока доля структур с  высокими издержками производства.

Детально проанализированное формирование издержек при производстве медицинских услуг позволяет  в сфере здравоохранения выделить затратные участки (англ. Cost Centre), подразделяя их на “оперативные” и “структурные”.

Сравнивая долю таких  затратных участков в соизмеримых  субъектах производства медицинских  услуг можно говорить о некой  степени рентабельности медицинского учреждения (врачебной практики), а, следовательно, связать рентабельность не только с эффективностью и качеством  оказания медицинской помощи, но с  характеристиками прибыльности.

Отсюда, по всей видимости, существуют границы своеобразной “рентабельности” предоставления конкретной медицинской  услуги, в рамках которых издержки по производству этой услуги соизмеримы с конкретными параметрами медицинской  деятельности, включая соответствующие  обеспечение этой деятельности и  необходимые технологии.

Совокупные затраты  на проведение медицинских процедур в самом широком смысле, как  форме удовлетворения медицинских  потребностей пациента, и желаемый результат в рамках удовлетворенного медицинского спроса, находятся в  неком разумном равновесии.

Как известно в экономике, такое равновесие удовлетворяется тремя условиями :

предельные издержки при оказании медицинской помощи должны быть равны краткосрочному предельному  доходу и цене медицинской услуги (в контексте этой статьи нами не рассматриваются источники оплаты медицинской услуги) - [данный тезис  описывается формулой Р=МR=МС, где Р- предельные издержки, МR – краткосрочный предельный доход, МС – предельная цена];

Информация о работе Конкуренция в здравоохранении и медицине