Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:39, реферат
В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества. Именно в свете такого стратегического направления в настоящем сообщении представляется ряд тезисов, раскрывающих тему, заявленную в названии публикации.
- Введение
- Понятие «конкуренции». Факторы низкой конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России
- Противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении
- Условия формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг
- Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации
- Специфика категории «прибыль» на рынке медицинских услуг в условиях совешенной конкуренции
- Список использованной литературы
Ростовский Государственный
Реферат по экономике на тему:
«Конкуренция в здравоохранении
и медицине»
Подготовили:
-Винидиктова Екатерина Александровна
-Плотникова Анастасия Олеговна
1 курс ЛПФ 3 группа
- Введение
- Понятие «конкуренции». Факторы низкой конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России
- Противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении
- Условия формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг
- Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации
- Специфика категории «прибыль» на рынке медицинских услуг в условиях совешенной конкуренции
- Список использованной литературы
Введение
В условиях предстоящих
преобразований системы здравоохранения
Российской Федерации крайне актуальной
остается проблема поиска модели национальной
системы здравоохранения, адекватной
современным реалиям общества. Именно
в свете такого стратегического
направления в настоящем
Прежде всего, необходимо
условно охарактеризовать сегодняшнее
состояние отечественной
Понятие «конкуренции». Факторы низкой
конкурентоспособности в
Как известно, рыночная экономика не мыслится без таких понятий как “конкуренция” и “конкурентоспособность”.
Основными факторами
низкой, порою, абсолютно отсутствующей
конкурентоспособности в
революционный переход
от административно-плановой системы
социалистического
консервативная форма
собственности медицинских
отсутствие современных
менеджеров в системе общественного
здоровья, способных грамотно решать
организационно-технические и
отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов “Управление конкуренцией в здравоохранении”;
неоправданная осторожность
реализации методов научного планирования
(системного анализа, прогнозирования,
оптимизации медицинской
Противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении
В проблеме построения и
управления конкурентной средой производства
и потребления медицинских
Некоторые факторы, порождающие обозначенную проблему и не позволяющие в принципе сформировать конкурентную среду в медицине, приведены ниже.
Многоуровневая система потребителей (посредников) медицинских услуг: государство (программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи); федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) (ограничения объемов медицинских услуг в соответствии с финансовыми возможностями страховщиков); страховые медицинские организации (в Российской модели обязательного медицинского страхования – прямая финансовая зависимость от территориальных фондов ОМС); пациенты (относительное включение потребителя медицинских услуг в систему активного влияния на качество медицинской помощи); администрации лечебно-профилактических учреждений (бюрократические директивно-командное регулирование взаимоотношений пациентов и медицинских работников); врачи (принятие решений о лечении своих пациентов и обеспечение этого лечения происходит в конкурентном и экономическом вакууме).
Противоречивые (порой
антагонистические с точки
Плательщики и посредники
не несут конечной юридической ответственности
за результаты лечения пациентов: (суррогатные
формы конкурентной борьбы перемещены
в область взаимоотношений
Отсутствие для пациентов,
врачей и плательщиков сколько-нибудь
объективных показателей
Специфическая характеристика пациента как потребителя медицинских услуг и отличающая его от потребителей иных (не медицинских) товаров и услуг - это своеобразный абсолютный приоритет сохранения жизни и здоровья, без обращения внимания на возможные расходы.
Отсутствие возможности и крайне недостаточная информированность пациентов о ценах на медицинские услуги у разных врачей. Определенная деликатность в вопросах получения подобной информации непосредственно у лечащего врача.
Все вышеперечисленное
подводит исследовательскую мысль
к мнению, что в современном
состоянии отечественного здравоохранении
(точнее – в формирующейся сфере
производства и потребления медицинских
услуг) отсутствует основополагающая
системная структура и, следовательно,
соответствующие отношения
В обширной научной литературе, начиная с публикаций исследований Адама Смита до современных авторов, дается множество определений понятия сущности конкуренции в приложении к рыночной экономике. Значительно меньше исследований конкуренции в медицине.
По нашему мнению, конкуренция
в здравоохранении - это состояние
и процесс взаимоотношений
В сущности понятия “конкуренция” важен не сам термин, не степень точности определения данной категории, а понимание и осмысливание некого процесса, функции взаимоотношений субъектов, взаимоотношений - приводящих к определенному положительному результату, характеризующему качество медицинской помощи по достаточному набору конкретно установленных и принятых параметров.
Конкуренция – это
своеобразный внутренний механизм, объективная
и необходимая функция
В конкурентоспособности, по нашему мнению, могут синтезироваться многие аспекты, стороны, факторы функционирования и развития учреждений здравоохранения и врачебных практик.
Вместе с тем конкурентная среда сама по себе не однозначна и противоречива.
Исследователи выделяют некоторые противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении. В частности, к отдельным из них могут быть отнесены:
противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении);
противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступности в получении медицинской услуги;
противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги (без улучшения качества медицинской помощи);
противоречие, в котором заключена сущность того, что действующая система стимулирования медицинского труда поощряет внедрение инноваций, увеличивает издержки либо повышает качество без соответствующего снижения стоимости медицинской услуги.
Сфера конкуренции подразделяется на определенные уровни. Логично выделение следующих условных уровней конкурентной среды в сфере производства медицинских услуг (рис.1).
Конкуренция и конкурентоспособность – понятия универсальные для любого рынка товаров и услуг. Вместе с тем, определенная отрасль хозяйствования накладывает специфические ограничения при формировании конкурентной среды либо оценки конкурентоспособности. Если конкурентоспособность товара потребитель либо эксперт способен оценить непосредственно, то оценка услуги (в частности медицинской), как правило, производится опосредовано.
Некоторые особенности
оценки конкурентоспособности
объектом оценки является деятельность организации (лечебно-профилактического учреждения, врачебной практики и пр.), предоставляющей медицинские услуги;
оценка услуг связана с оценкой качества процесса и технологии обслуживания;
оценка деятельности медицинских работников непосредственно потребителем;
оценка временных характеристик предоставления медицинской услуги;
оценка предоставленной услуги по соответствию стандартов качества обслуживания (условия и культура обслуживания);
оценка и интегрирование субъективных мнений пациентов, получивших разовую медицинскую услугу.
Исходя из изложенного,
следует заключить, что в эволюционном
развитии системы здравоохранения
Российской Федерации на этапе первого
десятилетия XXI века в сфере предоставления
медицинской помощи отсутствует
как сама конкурентная среда производства
и потребления медицинских
Наличие сферы конкуренции
в условиях производства и потребления
медицинских услуг, повышение
Создание условий
конкуренции в системе
Поле привлекательной и умеренной конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий к некоторым из которых отнесены приведенные в таблице 1.
Создание условий
формирования конкурентной среды в
медицине, становление и развитие
конкурентоспособности
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование условий
конкурентной среды, а, следовательно,
и запуск механизмов конкурентоспособности
в сфере здравоохранения
В доступной нам литературе
крайне слабо представлены теоретические
разработки, а тем более освещена
прикладная сторона деятельности лечебно-профилактических
учреждений в условиях конкурентной
среды. Понятно, что наряду с иным
это связано и с тем, что
в отечественной системе
Информация о работе Конкуренция в здравоохранении и медицине