Конкуренция в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение конкуренции, ее места и роли в современном хозяйственном механизме.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить и охарактеризовать конкуренцию как важнейший элемент хозяйственного механизма;
- определить понятие и сущность конкуренции;
- перечислить основные виды конкуренции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Основные виды конкуренции 7
1.3. Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера 9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2.1. Несовершенная конкуренция 12
2.2. Совершенная (свободная) конкуренция 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

конкуренция в рыночной экономике.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в западных странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писанные и неписанные правила рыночного соперничества[14].

Правила конкуренции.

Прежде всего, важно представлять масштабы рыночного противоборства. Оно охватывает всю систему рынков. В каждом виде рынка конкуренция часто выливается в "войну всех против всех".

Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос.

Другой развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной.

Наконец, главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.

Непрерывное противоборство выступает в качестве силы, направляющей деятельность всех агентов рынка по каналам, о которых они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления: а) на изменение цен покупателей и продавцов; б) на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ; в) на отклонение рыночной цены от точки равновесия. Такое регулирование идет по двум основным направлениям.

Первое направление выражает объективную логику развития событий.

Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ. В таких условиях усиливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену. Последняя начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.

Второе направление имеет аналогичный сценарий, но события развиваются в противоположную сторону. Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров. В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену. Она движется по направлению к равновесной цене. Рост цен способствует появлению товаров на прилавках магазинов, а производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. В итоге зона товарного дефицита перестает существовать.

Значит, закон конкуренции оказывается законом более сильного воздействия на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет, в конечном счете, к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной "игры"[15]. Эти правила, ведущие к победе или поражению соперников, таковы.

Первое правило: фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива фирма, установившая, допустим, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большей величины прибыли, неизбежно сталкивается с затовариванием своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда она вынуждена через какой-то промежуток времени снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей. Так конкуренция дает наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Второе правило: чтобы, как говорится, "обхитрить" равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи[16].

Третье правило: если обнаружится, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация (обновление) техники и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие.

Четвертое правило: при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам. О подобном соперничестве рассказал А.Куприн в романе "Яма". Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба[17].

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, она прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие хозяйственный крах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования понятия, видов и роли конкуренции в современном хозяйственном механизме можно сделать следующие выводы:

- определено, что конкуренция  представляет   собой   соперничество,   состоящее   между участниками  рыночной  экономики  за  приобретение  наиболее   благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут  быть  самые различные, однако существует объективная  потребность  не  только  глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как  формы движения капитала, бизнеса, но и  установления  границ,  сдержек  этих  форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция за выживание и  экономическое  процветание  между предпринимателями принимает более  цивилизованную  форму,  если  эта  борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

- таким образом, можно сказать, что конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как «война всех против всех». Эта война выглядит так:

Первый фронт мы видим  среди  продавцов,  цель  которых  продать  свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для  своего  бизнеса, продать товар дешевле.

Второй  фронт  развертывается  в  рамках  взаимодействия  покупателей, которые стремятся приобрести товары по  меньшей  цене.  Побеждает  тот,  кто может предложить за товар более высокую цену.

Третий  фронт  -   это   взаимодействие   объединенных   продавцов   с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается  более сплоченным в проведении своей  политики  в  отношении  уровня  цен. 

Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей  цены  на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве  силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Также было определено, что конкуренция  при  всех  ее  положительных  и  отрицательных  сторонах, является  важным  элементом  рыночного  механизма  саморегулирования.  Рынок является  индикатором  общественно  необходимых  потребностей   общества   в соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны  рынок  сигнализирует  о  состоянии  и  потенциальных возможностях общественного производства  в  созидании  необходимых  обществу материальных благ.

В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под  его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают  противодействие своих конкурентов и прогрессируют в  своем  развитии,  другие  разоряются  и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.       Свободная конкуренция свойственная существованию  большого  количества независимых  форм  может  принимать  другие  формы,  которые  сами  по  себе представляют полную ее  противоположность. 

Такой  противоположностью  может быть монополия или олигополия.       Монополия  как  особое  состояние   поставщика   товаров   или   услуг характеризуется тем,  что  продавец  обладает  возможностью  диктовать  свои условия продажи товаров.

В  разных  странах  в  различное  время  существовали  различные  виды монополий. Эти виды формируются под влиянием  различных  факторов:  времени, пространства,  форм  взаимодействия  субъектов  хозяйственной  деятельности, входящих в монополистическое объединение.

Естественные  монополии  представляют  собой  хозяйствующие  субъекты, имеющие  в  своем  распоряжении  или  управлении  редкие   и   свободно   не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные  ископаемые, газ, электричество и т.п. 

Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря  случайным обстоятельствам,   могут   создаваться   в   условиях,   когда    появляется исключительная  возможность  изготовлять  или  продавать  определенный   вид продукции  или  располагать  лучшими  факторами  производства  -   техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут  служить  крупные японские фирмы по производству видеотехники.

Устойчивые    монополии    характеризуются    особым     разнообразием  организационной структурой и управлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 2009, 385 стр.

2.      Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 2009, 266 стр.

3.      Булатов А. С. Экономика. М., 2008, 786 стр.

4.      Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. Центр «Маркетинг», 2007.

5.      Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2006, 391 стр.

6.      Курс экономической теории. Учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. М.: 2008. – 630 с.

7.      Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов н\Д., 1998, 633 стр.

8.      Огивина Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции. М., Экономика. 1999.

9.      Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. М., Экономика, 1995.

10. Райзберг Б. А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 2007, 718 стр.

11. Самуэльсон П. Экономические науки. – М.: 1990, 282 стр.

12. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. М., Республика. 1990, 687 стр.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962, 535 стр.

14. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.:«Владос», 2006.- 490 с.

15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993, 483 стр.

16. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 2008, 561 стр.

17. Экономическая теория. Учебник для ВУЗОВ. / Под ред. Г.П. Журавлевой и В.М. Юрьева. Тамбов., 2009.

18. Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 2007, С. 211.

19. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., Логос, 1999.

20. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. - Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С.7.

 

3

 



[1] Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 2007, С. 211.

[2] Экономическая теория. Учебник для ВУЗОВ. / Под ред. Г.П. Журавлевой и В.М. Юрьева. Тамбов. С. 267.

[3] Экономическая теория. Учебник для ВУЗОВ. / Под ред. Г.П. Журавлевой и В.М. Юрьева. Тамбов. С. 269.

[4] Курс экономической теории. Учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. М.: 2008. С. 230.

[5] Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.:«Владос», 2006. С. 344.

[6] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 2009., С. 190.

 

[7] Курс экономической теории. Учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. М.: 2007. С. 301.

[8] Базылева М. Н. Экономическая теория. – Минск: БГЭУ, 2009, С. 188.

[9] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2006, С. 199.

[10] Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. Центр «Маркетинг», 2007.С. 211.

[11] Экономическая теория. Учебник для ВУЗОВ. / Под ред. Г.П. Журавлевой и В.М. Юрьева. Тамбов. С. 277.

[12] Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. М., Экономика, 1995.С. 90.

[13] Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. М., Экономика, 1995.С. 98.

[14] Экономическая теория (политэкономия)/ под редакцией Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: 2007, с. 289.

[15] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 2007, с. 214.

[16] Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. - Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С.7.

[17] Курс экономической теории. Учебник / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. М.: 2007. с.423.


Информация о работе Конкуренция в рыночной экономике