Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:55, курсовая работа
Цель работы - изучение конкуренции, ее места и роли в современном хозяйственном механизме.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить и охарактеризовать конкуренцию как важнейший элемент хозяйственного механизма;
- определить понятие и сущность конкуренции;
- перечислить основные виды конкуренции;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Основные виды конкуренции 7
1.3. Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера 9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 12
2.1. Несовершенная конкуренция 12
2.2. Совершенная (свободная) конкуренция 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и другие.
Джоан Робинсон преподавала экономику в Кембриджском университете (Великобритания) более 40 лет. Всемирную известность выдающегося экономиста ей принесла книга «Экономика несовершенной конкуренции» (1933). Термин «несовершенная конкуренция» характеризует рынки, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии. Они обладают этой свободой потому, что продают в условиях монополистической конкуренции или олигополии[7].
Джоан Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную слабость капиталистической системы хозяйства. Поддерживая более высокие цены, чем могли бы быть при совершенной конкуренции, компании получают больше прибыли, а потребитель теряет. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к застойным явлениям в производстве и к безработице, а в конечном итоге – к политической нестабильности. В это время экономика функционирует, не обеспечивая максимально возможные занятость и производство товаров и услуг.
Несовершенная конкуренция выступает в следующих формах:
- монополия (чистая),
- дуополия,
- олигополия,
- монополистическая конкуренция[8].
Монополия (от греч. слов «монос» – один, «полео» – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Монополию отличают следующее черты:
- наличие единственного продавца, или монополиста;
- отсутствие близких заменителей данного товара, что вынуждает либо платить назначенную цену, либо обходиться без этого товара;
- существование барьеров для входа на рынок конкурентов.
В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникли различные виды монополий:
- естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);
- искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта и др. в конце XX века. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить в ней высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становились основными либо покупателями, либо продавцами.
Существуют целый ряд легальных монополий, таких, как компании по эксплуатации средств связи и коммуникаций, патентная система, институты авторского права и товарных знаков.
Общественные коммуникации обычно находятся в ведении частных фирм, которые обеспечивают население жизненно важными услугами. Они обладают монополией, поскольку в этой области конкуренция может повредить общественным интересам. К коммуникациям относятся электричество, газо- и водоснабжение. За этой сферой государство наблюдает особенно тщательно и регулирует ее деятельность.
Однако конкуренция обеспечивает сфере предпринимательства стимулы к снижению цен и улучшению услуг. Роль конкурента в этом случае выполняет государство, регулируя использование коммуникаций. Это наблюдение осуществляется специальными комиссиями, определяющими объем услуг и возможную цену на них.
Когда создается что-нибудь интересное, что можно превратить в новый продукт или услугу и что может принести деньги и славу, тогда правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и технологиям. В этом смысле патент тоже является монополией. Он дает изобретателю исключительное право использования нового товара или новой идеи в течение 17 лет. Вы можете продать свою идею или забросить ее, но это ваше право – делать все, что вы желаете. Возможно, кто-нибудь разработает товар или услугу, составляющую достойную альтернативу вашему изобретению. Тогда он тоже может получить патент и конкурировать с вами.
С помощью государственного агентства авторских прав правительство обеспечивает авторам оригинальных произведений авторское право – исключительное право продавать или размножать свои произведения. Это авторское право действительно на протяжении всей жизни автора и в течение 50 лет после его смерти.
Товарные знаки – это специальные рисунки, названия или символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму. Конкурентам запрещено использовать зарегистрированные товарные знаки или настолько похожие на них, что потребитель может спутать оригинал с подделкой. Продавец может оказаться в положении монополиста и благодаря территориальным условиям, хотя будет окружен конкурентами. Конкуренция и монополия переплетаются не только в условиях дифференциации продукции (гетерогенная конкуренция), но и при наличии небольшого числа продавцов (олигополия).
Милтон Фридмен в своей книге «Капитализм и свобода» пишет, что монополии наличествуют тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия на рынке. Здесь же он выделяет три основных источника монополий: «технические» соображения, прямую или косвенную правительственную поддержку и частный сговор[9].
Появление монополий явилось результатом концентрации (укрупнения производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (с помощью скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70 годам прошлого столетия, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895-1910 годов и кризиса 1900-1903 годов монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств. Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а исключением. В текущем столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий[10].
Методы и средства ведения конкурентной борьбы очень разнообразны. Наиболее типичными для монополий являются следующие методы:
- лишение сырых материалов (один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель);
- лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами о том, чтобы последние принимали работу на картелированных предприятиях;
- лишение подвоза;
- лишение сбыта;
- договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
- планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам, расходуются миллионы на то, чтобы известное время продавать ниже себестоимости);
- лишение кредита, объявление «бойкота», а также скупка земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупка акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. слов «олигос» – немногий, «полео» – продаю), когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония, характеризующаяся наличием нескольких крупных покупателей. примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90 % всей продукции[11].
Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос – неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, на основе усовершенствования условий оплаты и других приемов.
Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополии на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и т.д. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими , чем рыночная цена.
Дуополия на рынке возникает тогда, когда производство определенного вида продукции сосредоточено на двух фирмах, и на них производится однородная продукция. На таком рынке возникает частичный контроль над ценами.
Монополистическая конкуренция характеризуется множеством уникальных товаров[12]. Большинство фирм старается убедить покупателей, что их товары и услуги являются специфическими, или уникальными. Когда много компаний продают схожие товары, объясняя, что они обладают «новыми, улучшенными» качествами, или предназначены «специально для профессионалов», или они «наилучшие за самую низкую цену», рынок уже больше не является свободно конкурирующим. Экономисты называют такой рынок с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары, монополистической конкуренцией. Усилия сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товара конкурента, и отличают монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции.
Придание товару уникальных качеств (реальных или мнимых) носит название товарной дифференциации. Когда этот процесс успешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.
Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п.
Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю 4 фирм приходится 25 %, а на 8 – 50 % рынка. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала.
Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из нее. Однако стремление к безубыточности является долгосрочной тенденцией.[13]
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в. интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют ее свойства. В западной экономической литературе ее называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также "чист" от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок имеют совершенное знание о торговых сделках (о качестве товаров, ценах и выгоде торговли). Все сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией.