Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:02, реферат
Современную рыночную экономику можно представить сложный механизм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых рынком.
Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38
Газовая промышленность
Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.
Механизм
поставок газа на основе долгосрочных
договоров для всех участников рынка
газа требует значительных модификаций,
связанных с урегулированием
отношений между
обеспечение гарантий поставки газа со стороны производителей;
принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);
совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;
возможность перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке
совершенствование правил недискриминационного доступа к газотранспортной сети
Рынок
газа в России является высококонцентрированным
рынком с неразвитой конкуренцией.
ОАО «Газпром» добывает более 80%
газа в России, реализует более 90%.
Также ОАО «Газпром» является
собственником Единой системы газоснабжения,
что позволяет ему
Существующая
на сегодняшний день система поставок
СУГ населению для коммунально-
Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низкорентабельным.
Важно
отметить, что существование параллельно
двух рынков сжиженного газа (по регулируемым
ценам и по свободным коммерческим
ценам) создает множество возможностей
для злоупотреблений и
Сфера ЖКХ
Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.
Тем
не менее, это самая
Становление
рынка жилья и жилищно-
В
настоящее время во многих регионах
Российской Федерации распространена
практика передачи прав на объекты
коммунальной инфраструктуры, находящиеся
в государственной или
Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).
В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.
Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.
Вместе
с тем, при достаточно большом
количестве действующих на рынке
частных управляющих
Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».
Следует
отметить, что сохраняется доля (19,68%)
жилищного фонда, находящегося преимущественно
в муниципальной собственности,
что делает выбор управляющей
организации для обслуживания такого
жилищного фонда, за исключением
многоквартирных домов, все помещения
в которых находятся в
Модернизация законодательства о естественных монополиях
Федеральная антимонопольная служба считает необходимым разработку новой редакции ФЗ «О естественных монополиях». Целью законопроекта является снижение затрат субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их работы и создание условий для развития конкуренции.
ФАС России предлагает:
-
дополнить методы тарифного
-
обеспечить открытые
-
связать тарифные решения с
показателями объемов и
-
вести раздельный учет затрат
и доходов, а также обеспечить
соблюдение стандартов
-
ввести процедуры утверждения
и согласования инвестиционных
программ субъектов
-
установить открытые
-
создать систему долгосрочных
взаимоотношений между
-
установить обязанность
-
обеспечить справедливый
-
установить процедуры
На рынке нефти и нефтепродуктов, по мнению ФАС России, системной задачей является повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов
Представляется
также необходимым
- отказ от привязки к мировым ценам для нефти, поставляемой на внутренний рынок,
-
введение поправочных
- учет возможности и условий поставки нефти на внешний и внутренний рынок.
В сфере электроэнергетики, по мнению ФАС России, необходимо более сбалансированное распределение затрат на строительство объектов электросетевого хозяйства между различными источниками финансирования таких объектов: тарифа на передачу электрической энергии, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и привлеченных источников финансирования. Это возможно обеспечить при применении системы тарифного регулирования, основанной на принципах справедливой рыночной доходности задействованного капитала (RAB).
В сфере газовой промышленности актуальные задачи развития конкуренции связаны с развитием системы долгосрочных договоров на внутреннем рынке - прозрачной и понятной системы договорных отношений с четким распределением прав, обязанностей и ответственности сторон, учитывающих тенденции развития рынка газа, его поэтапную либерализацию, расширение нерегулируемого сектора рынка газа и связанные с этим изменения инфраструктуры рынка.
Необходимо
скорейшее принятие разработанного
ФАС России при участии заинтересованных
органов государственной власти
и организаций проекта
Необходимым является отмена не отвечает современным требованиям конъюнктуры рынка действующего Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 №1370) и разработка нового Порядка технологического присоединения к местным газораспределительным сетям, детально регламентирующего процедуру подключения.
ФАС России также считает необходимым разработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке использования газа в качестве топлива» с целью разрешения проблем, существующих в данный момент на рынке газа и связанных с получением разрешения на использование газа в качестве топлива.
ФАС
России также предлагает внести изменения
в закон «Об экспорте газа», направленные
на уточнение сферы действия указанного
закона, расширение количества субъектов,
участвующих в экспорте газа с
сохранением принципа единого экспортного
канала и наделение Правительства
Российской Федерации полномочиями
по установлению порядка экспорта газа.[8]
За последнее время усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика