Конкуренция в экономике России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:02, реферат

Описание работы

Современную рыночную экономику можно представить сложный механизм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых рынком.

Содержание

Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Конкуренция в экономике России.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

     Газовая промышленность

     Несовершенство  действующего законодательства в сфере  газоснабжения не позволяет в  полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.

     Механизм  поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка  газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием  отношений между производителями  и потребителями газа и между  производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических  гарантий бесперебойной работы и  рентабельности поставщика и потребителя  газа:

     обеспечение гарантий поставки газа со стороны  производителей;

     принцип полной выборки объемов газа (принцип  «бери или плати»);

     совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;

     возможность перераспределения или продажи  невыбранного объема газа по краткосрочным  контрактам на электронной торговой площадке

     совершенствование правил недискриминационного доступа  к газотранспортной сети

     Рынок газа в России является высококонцентрированным  рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций  к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций  наращивать долю реализации газа в  общероссийском масштабе.

     Существующая  на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.

     Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые  нужды в разы ниже рыночных цен. В  результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низкорентабельным.

     Важно отметить, что существование параллельно  двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает множество возможностей для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный механизм определения  потребностей в балансовом СУГ порождает  «перетекание» СУГ из регулируемого  сектора в нерегулируемый (т.н. «серый»  рынок СУГ). Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный  газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию  «серого» рынка по отношению к  легальному коммерческому рынку  СУГ. Ликвидация «серого» рынка будет  способствовать появлению на рынке  СУГ информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде. 

     Сфера ЖКХ

     Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших  секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении  представляет 8 трлн. рублей; численность  работников более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.

     Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд — 93 млн. м2, кредиторская задолженность — 302,1 млрд. рублей.

     Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.

     В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты  коммунальной инфраструктуры, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности и предназначенные  для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

     Анализ  рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что  в 45% городов от общего количества обследованных  городов с населением более 100 тысяч  жителей на рынке услуг действуют  единственные предприятия, предоставляющие  одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).

     В 39% городов от общего количества анализируемых  городов с населением более 100 тысяч  жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.

     Исходя  из этого, анализируемый рынок услуг  нельзя считать конкурентным.

     Вместе  с тем, при достаточно большом  количестве действующих на рынке  частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.

     Обращает  на себя внимание небольшая доля жилищного  фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский  кооператив, что, в частности, может  осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

     Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно  в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей  организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением  многоквартирных домов, все помещения  в которых находятся в собственности  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих  организаций. 
 
 

     Модернизация  законодательства о  естественных монополиях

     Федеральная антимонопольная служба считает  необходимым разработку новой редакции ФЗ «О естественных монополиях». Целью  законопроекта является снижение затрат субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их работы и  создание условий для развития конкуренции.

     ФАС России предлагает:

     - дополнить методы тарифного регулирования  (расширение применения принципа  справедливой рыночной доходности  задействованного капитала);

     - обеспечить открытые конкурсные  процедуры закупок товаров, работ  и услуг для нужд естественных  монополий;

     - связать тарифные решения с  показателями объемов и качества  услуг;

     - вести раздельный учет затрат  и доходов, а также обеспечить  соблюдение стандартов деятельности  и стандартов раскрытия информации  монополиями;

     - ввести процедуры утверждения  и согласования инвестиционных  программ субъектов естественных  монополий на всех уровнях  власти;

     - установить открытые конкурсные  процедуры по передаче в пользование  (аренду, концессию) объектов инженерной  инфраструктуры естественных монополий;

     - создать систему долгосрочных  взаимоотношений между собственниками, пользователями (арендаторами, концессионерами), тарифными регуляторами;

     - установить обязанность субъектов  естественных монополий обосновывать  наличие (отсутствие) у них свободных  мощностей;

     - обеспечить справедливый доступ  организаций-конкурентов к сетям  естественных монополий (детально  регламентировать процедуры подключения);

     - установить процедуры регулярного  финансового, технического и технологического  аудита субъектов естественных  монополий.

     На  рынке нефти и  нефтепродуктов, по мнению ФАС России, системной задачей является повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов

    • введение стандартов раскрытия информации о деятельности ВИНК: ценообразование на каждом этапе от добычи до розничной реализации, запасы и товарный баланс в рамках ВИНК
    • установление обязательных для продажи на открытых торгах (бирже) объемов нефти и нефтепродуктов, что позволит сформировать минимально необходимую ликвидность и будет стимулировать к вовлечению в торговый оборот новых объемов нефти и нефтепродуктов.

     Представляется  также необходимым реформирование системы налогообложения нефтяной промышленности - изменение механизмов взимания НДПИ, которые должны осуществляться на основе следующих принципов:

     - отказ от привязки к мировым  ценам для нефти, поставляемой  на внутренний рынок,

     - введение поправочных коэффициентов,  учитывающих горно-геологические  и экономико-географические условия  месторождений,

     - учет возможности и условий  поставки нефти на внешний  и внутренний рынок.

     В сфере электроэнергетики, по мнению ФАС России, необходимо более сбалансированное распределение затрат на строительство объектов электросетевого хозяйства между различными источниками финансирования таких объектов: тарифа на передачу электрической энергии, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и привлеченных источников финансирования. Это возможно обеспечить при применении системы тарифного регулирования, основанной на принципах справедливой рыночной доходности задействованного капитала (RAB).

     В сфере газовой  промышленности актуальные задачи развития конкуренции связаны с развитием системы долгосрочных договоров на внутреннем рынке - прозрачной и понятной системы договорных отношений с четким распределением прав, обязанностей и ответственности сторон, учитывающих тенденции развития рынка газа, его поэтапную либерализацию, расширение нерегулируемого сектора рынка газа и связанные с этим изменения инфраструктуры рынка.

     Необходимо  скорейшее принятие разработанного ФАС России при участии заинтересованных органов государственной власти и организаций проекта постановления  Правительства Российской Федерации  об обеспечении недискриминационного доступа к свободным мощностям  газотранспортных сетей в Российской Федерации. Данный Порядок направлен  на детализацию процедуры и принципов  доступа к газотранспортным сетям, процедуры оказания услуг транспортировки  газа, порядка приема и учета газа, транспортируемого по газотранспортной системе, порядок предоставления и  раскрытия информации, правил технологического присоединения к газотранспортной системе.

     Необходимым является отмена не отвечает современным требованиям конъюнктуры рынка действующего Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 №1370) и разработка нового Порядка технологического присоединения к местным газораспределительным сетям, детально регламентирующего процедуру подключения.

     ФАС России также считает необходимым  разработать проект постановления  Правительства Российской Федерации  «О порядке использования газа в  качестве топлива» с целью разрешения проблем, существующих в данный момент на рынке газа и связанных с  получением разрешения на использование  газа в качестве топлива.

     ФАС России также предлагает внести изменения  в закон «Об экспорте газа», направленные на уточнение сферы действия указанного закона, расширение количества субъектов, участвующих в экспорте газа с  сохранением принципа единого экспортного  канала и наделение Правительства  Российской Федерации полномочиями по установлению порядка экспорта газа.[8] 

 

Заключение

     За  последнее время усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.

Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика