Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:02, реферат
Современную рыночную экономику можно представить сложный механизм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых рынком.
Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
На
основании Доклада о
Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.
23
марта 2011 года Государственная
Дума Федерального Собрания
Разработанные
Федеральной антимонопольной
Законопроект
предусматривает следующие
- деятельность
банков в области криптографии
исключается из видов
- уточняется
порядок осуществления сделок
внутри группы лиц в рамках
установленных законодателем
- сокращаются
стратегические виды
- уточняются
нормы закона, позволяющие расширить
исключения, установленные законом
N 57-ФЗ в сфере
- уточняются
требования к представляемому
иностранным инвестором пакету
документов к ходатайству, что
позволит исключить ошибки
Благоприятная
конкурентная среда чрезвычайно
высоко оценивается
В
начале 2000-х годов Российской Федерации
удалось достигнуть финансовой стабилизации.
Прекратилось снижение темпов обменного
курса национальной валюты и произошло
резкое уменьшение инфляции. Важно, что
это было осуществлено в условиях
экономического роста, значительного
повышения доходов населения, отсутствия
наращивания внешних займов и
дефицита бюджета. Достижение финансовых
макроэкономических целей выводит
на первый план государственной экономической
политики задачи по структурной перестройке
экономики и обеспечению
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:
Для
достижения этих целей антимонопольный
орган в рамках своей компетенции
решает задачи контроля за соблюдением
законодательства о конкуренции; контроля
за экономической концентрацией; антимонопольного
регулирования в отраслях естественной
монополии; контроля в сфере размещения
государственных заказов; оценки влияния
на конкурентную среду мер защиты
от неблагоприятной иностранной
конкуренции; снижения барьеров для
входа фирм на рынок и создания
новых компаний; обеспечения конкуренции
на глобальном уровне.
Оценки состояния конкуренции (макроэкономические оценки и оценки участников рынков)
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
-
принято конкурентное
-
осуществлено разделение
- проведена приватизация;
-
снижено административное
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 – 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.
Происходит
сближение показателей
Большинство
предпринимателей считает вектор изменений,
которые происходили в
Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.
В тоже время существуют и негативные тенденции:
1)
Ряд отраслей российской
2)
Несмотря на достаточный
3)
Количество предприятий
4)
Особую опасность представляет
гипертрофированный рост
Основные угрозы конкуренции на современном этапе
В любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.
Федеральная
антимонопольная служба считает, что
угрозы конкуренции, связанные с
формированием государственных
корпораций, деятельностью естественных
монополий, рисками возникновения
картелей и действиями органов власти
требуют незамедлительного
Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.
Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика