Конкуренция в экономике России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:02, реферат

Описание работы

Современную рыночную экономику можно представить сложный механизм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых рынком.

Содержание

Введение 3
Понятие конкуренции 4
Развитие конкуренции 13
Конкурентоспособность и методы ее достижения 15
Конкуренция в России 18
Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России. 23
Состояние конкуренции в Российской Федерации 26
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Конкуренция в экономике России.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

      По  мере восстановления собственного сельского  хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет  сокращаться доля потребительских  товаров и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

      Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта  не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование  ее конкурентных преимуществ и преодоление  присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики  страны, создания полноценной системы  государственной поддержки ее экспортного  потенциала.

        Необходимо также обозначить  еще одну большую проблему  — ограничения, наложенные на  конкуренцию на рынке рабочей  силы. В первую очередь это  ограничения, сдерживающие ее  мобильность. 

     С переходом России на рыночные  методы хозяйствования роль конкуренции  в экономической жизни общества  значительно возросла. При этом  поддержание конкурентной среды  в РФ, как и во всех развитых  странах в настоящее время,  стало важной задачей государственного  регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль  в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент  важнейшей задачей экономических  исследований в нашей стране.

      За  последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она  отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно  не было столь ожесточенным.

Рост  конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

      Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление  она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая  оценки динамики или интенсивности.

      Сегодня ни одна  серьезная компания не может обойтись без конкуренции.          Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Каждая  фирма использует свою стратегию  и тактику для достижения этих целей

Положительные черты конкуренции очевидны. При  наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно  бороться с конкурентами за покупателей  на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство российских предприятий  не готово к активному ведению  конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

  Проблема конкурентоспособности российских товаров всегда была и остается острой проблемой, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

  И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

Конкуренция привнесла множество положительных  моментов в нашу экономику. Теория совершенной  конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты.

  Дело в том, что большинство российских бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют такой заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т.е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются мельчайшие фирмы-бригады. Специфически русским феноменом является и мелкооптовая торговля.

Всех  мелкооптовых торговцев объединяет примерная одинаковость предлагаемого  продукта, ничтожные в сравнении  с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость  принимать сложившуюся на рынке  цену. Критерий совершенной конкуренции  в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто.

Таким образом, близкие к совершенной  конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает  новый частный бизнес.

Совершенно  иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные  предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени  монополизированы.

Высокий уровень монополизации и его  резко отрицательное влияние  на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

     Подводя итог, к особенностям конкуренции  в России можно отнести:

- отсутствие  действенной и продуманной государственной  политики в области конкуренции  и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке; 

- жесткая протекционистская  политика правительства в отношении  импортных товаров с целью  снижения их конкурентоспособности  на внутреннем рынке (посредством  высоких импортных пошлин);

- сырьевая экспортная  ориентация народного хозяйства  России на мировом рынке и  импорт продукции высокотехнологичных  отраслей (как следствие, - ущербный  торговый баланс и низкий жизненный  уровень населения);

- отставание  технологий в большинстве отраслей  промышленного производства народного  хозяйства России от мирового  уровня на 10-30 лет (как следствие, - дорогая и относительно низкого  качества продукция);

- последствия  валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию  импортных товаров;

- экономически  невыгодный уровень концентрации  производства на большинстве  крупных предприятий народного  хозяйства России (как следствие,  чрезмерные цены на выпускаемую  продукцию и ее низкая конкурентоспособность). 5 

 

      Антимонопольное законодательство и  государственное регулирование экономики в России.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера. Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

      Методы  антимонопольного регулирования: ограничение  монополизации рынка; постоянный государственный  мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение  иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной  торговли; финансирование мероприятий  по расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения  отдельных хозяйствующих субъектов.

      Общественное  регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных  форм.

В странах  со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

Формы государственного регулирования

Административное  регулирование

Правовое  регулирование

Косвенное экономическое регулирование

Прямое  экономическое регулирование

Лицензирование, квотирование экспорта и импорта, контроль за ценами и качеством продукции

Кредитно  – денежная, налоговая, валютная, внешнеэкономическая  политика

Гражданское законодательство, хозяйственное  законодательство

Субсидии, дотации, пособия, льготное кредитование, налоговые  льготы

      Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких  субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень  ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной  структурой.

      В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально  – политического пространства для  рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

    • повышению качества жизни;
    • защите окружающей среды и др.
 

      В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению  монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Федеральная антимонопольная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности. 

      Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы являются:

  • а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)
  • б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года)
  • в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)
  • г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года)
  • д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года) 

Информация о работе Конкуренция в экономике России: теория и практика