Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Введение 2
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 3
Понятие конкуренции и её роль в экономике 3
Виды конкуренции 4
II. Модели рынков 5
Совершенная конкуренция 7
Монополистическая конкуренция 14
Олигополия 19
Монополия. Монополизм в России 24
Заключение 32
Список использованной литературы 35
На
рынке действует множество
Почему
же при столь либеральных
Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини- монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает определенной властью на рынке.
Каждая
фирма, действующая в условиях монополистической
конкуренции, контролирует лишь небольшую
долю всего рынка соответствующего продукта.
Однако дифференциация товара приводит
к тому, что единый рынок распадается на
отдельные, сравнительно самостоятельные
части (их называют сегментами рынка).
И на таком сегменте рынка доля даже маленькой
фирмы может стать очень большой.
Огромные трудности российских предприятии в адаптации к условиям рыночной экономики являются общепризнанным фактом. В ряде случаев источник проблем кроется в низкой дифференциации их продукции.
Дело в том, что в советскую эпоху предприятия выпускали всё по единым стандартам и технологиям. Причем ассортимент был крайне узок: в стране производилось около десятка разновидностей автомобилей, примерно столько же вариантов телевизоров, колбас, сыра и т.п. В силу этого в рыночной экономике отечественные предприятия оказались обречены на жесткое конкурентное противостояние.
Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов подробнее.
Прежде всего подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.
И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по- своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая —вкуснее и т. д.
Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).
При
этом практика показывает, что на зрелом,
насыщенном рынке именно дополнительные
свойства определяют судьбу товаров. Это,
в частности, можно легко проследить, наблюдая
за зигзагами развития рынка пореформенной
России. Скажем, в условиях товарного голода
1991—1992 гг. сливочное масло, если оно появлялось
в продаже, обычно бывало нерасфасованным
либо в случайных упаковках, а именно в
том виде, в котором поступила данная партия
гуманитарной помощи. С насыщением рынка
к 1997 г. типичными стали яркие упаковки
из фольги с расфасовкой масла по 200, 250
и 500 г, изредка встречалась твердая (в
пластмассовых коробочках) и сувенирная
упаковка
(бочонки вологодского масла). Производители
стремились улучшить шансы реализации
своей продукции за счет создания дополнительных
удобств для покупателей: кому-то нужна
маленькая пачка, кому-то удобней большая,
а кто- то и вовсе хочет увезти из России
сувенир. Ажиотажный спрос после девальвации
1998 г. резко уменьшил насыщенность рынка
и вернул на прилавки полузабытое нерасфасованное
масло.
Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.
Наконец,
основой дифференциации продуктов
могут служить даже мнимые качественные
различия между ними. Давно, в частности,
известно, что значительный процент
курильщиков на тестовых испытаниях
оказывается неспособным
Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.
Полный
цикл сервиса включает предпродажное
обслуживание (помощь в выборе нужного
продукта; для товаров производственного
назначения это часто предполагает проведение
целого исследования); сервис в момент
покупки
(проверка, доставка, наладка) и послепродажное
обслуживание (гарантийный и постгарантийный
ремонт, внесение текущих улучшений, консультации
по оптимальной эксплуатации).
Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары. Такое явление в настоящее время можно, в частности, наблюдать на российском компьютерном рынке, где считанное число типов компьютеров предлагается на разных условиях и по очень разным ценам.
Третья крупная группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой.
Во-первых, реклама помогает покупателю выбрать из огромного числа предложенных на рынке товаров именно тот, который наиболее полно удовлетворит его потребности.
Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей. Примером может служить продвижение на российский рынок одноразовых подгузников для младенцев. Именно реклама выявила их удобство для родителей и пользу для ребенка, мгновенно создав значительный рынок.
В-третьих, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. За мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара.
Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Ранее мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической конкуренции, относительно свободен. Теперь уточним эту формулировку: выход на такой рынок не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта.
Иными
словами, дифференциация продукта не только
создает для фирмы
Роль неценовой конкуренции
Ни в одной другой рыночной структуре неценовая конкуренция не играет такую важную роль, как в монополистической конкуренции.
Из двух основных видов конкуренции - ценовой и неценовой - наши предприятия на крайне невыгодных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жесткую из них, а именно в ценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются и убытки. При этом отечественным предприятиям (особенно при попытках выхода на внешние рынки) часто приходится компенсировать за счет заниженных цен еще и отставание по качеству продукции.
Напротив,
при неценовой конкуренции
Вплоть до послевоенного периода из двух видов конкуренции во всем мире заметно преобладал ценовой. В настоящее время, однако, ситуация изменилась, и на первые роли вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом преимуществ, которые этот вид конкуренции обеспечивает проводящим ее фирмам.
Во-первых, ценовые схватки оказались невыгодными для всех участников борьбы, причем особенно губительны они для мелких и средних фирм. (А именно таковыми в сравнении с западными гигантами в своем большинстве являются российские предприятия.) Дело в том, что, чем крупнее фирма, тем более значительными финансовыми ресурсами она обладает и тем дольше может продавать товары по заниженным ценам. Ценовая война в этих условиях бьет по самым уязвимым местам ослабленной кризисом отечественной промышленности.
Во-вторых, в условиях современной
высокоразвитой экономики усложнились
запросы потребителей. Рынок начал
благожелательно принимать
В-третьих, затраты на неценовую
конкуренцию при правильном подходе
обходятся фирме дешевле, чем
расходы на конкуренцию ценовую.
Действительно, снижение цен ниже оптимального
уровня всегда ведет к уменьшению
прибыли, причем к уменьшению тем более
сильному, чем больше сокращение цен.
Взаимосвязь же между мерами неценовой
конкуренции и прибылью куда сложнее.
Хороший рекламный ролик может стоить
столько же, сколько и плохой.
Преимущество первого над вторым вполне
может быть достигнуто не за счет дорогостоящих
технических приемов съемки, а за счет
интересной идеи фильма, большей его доходчивости
и т.д. То же самое касается улучшений товара:
небольшое и потому недорогое изменение
конструкции, если оно хорошо задумано,
может сделать товар гораздо более удобным
для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности
будет достигнут без больших издержек.
Из сказанного, разумеется, не следует,
что неценовая конкуренция
Наконец, в-четвертых, ценовая конкуренция в наше время в большинстве стран, включая и Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т.е. цена не может опускаться ниже себестоимости.
Олигополия
Основные черты
Олигополия является одной из самых
распространенных структур рынка в
современной экономике. В большинстве
стран почти все отрасли
Олигополия представляет собой
рыночную структуру, при которой
на рынке какого-либо продукта присутствует
небольшое число фирм-
Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.
Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Обычно принято говорить, что
в олигополистических отраслях господствует
«большая двойка», «большая тройка», «большая
четверка» и т. д. Более половины продаж
приходится на долю от 2 до 10 фирм. Например,
в США на долю четырех компаний приходится
92% выпуска всех автомобилей. Олигополия
характерна для многих отраслей промышленности
в России. Так, легковые автомобили производятся
пятью предприятиями (ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ,
Ижмаш).
Динамную сталь выпускают три предприятия,
82% шин для сельскохозяйственных машин
— четыре, 92% кальцинированной соды —
три, все производство магнитной ленты
сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров
— на трех.
Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленности. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10% . Состояние рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (например, многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей — кондитерская промышленность).