Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Введение 2
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 3
Понятие конкуренции и её роль в экономике 3
Виды конкуренции 4
II. Модели рынков 5
Совершенная конкуренция 7
Монополистическая конкуренция 14
Олигополия 19
Монополия. Монополизм в России 24
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Институт банкротства является
в рыночной экономике одним из
важнейших механизмов обеспечения
социальной ответственности
В России после дефолта 1998 г. волна
банкротств захлестнула страну. За
1998 г. арбитражными судами было возбуждено
более 4,5 тыс. дел о банкротстве — во много
раз больше, чем за все предшествующие
годы вместе взятые. Впечатляет список
обанкротившихся крупных предприятий:
в металлургии это легендарный ЗапСиб,
Волжский трубный завод, КМК и др., в энергетике
— Кузбассэнерго, Печорская, Не-винномысская
и Ставропольская
ГРЭС, Прокопьевскуголь, Красноярскуголь,
в машиностроении — гордость тяжелого
тракторостроения Челябинский тракторный
завод, крупнейший производитель аудиоаппаратуры
советских времен «Вега» (Бердск),
Новочеркасский электровозостроительный
завод, Ирбитский мотоциклетный завод.
Даже в «благополучной» нефтяной отрасли
началась процедура банкротства пятой
по величине компании страны «Сиданко».
[3.258].
На первый взгляд может показаться, что получение прибыли будет определять решение о целесообразности производства и в краткосрочном периоде. Однако на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде часть издержек фирмы носит постоянный характер и при остановке производства не исчезает. Например, арендную плату за землю, на которой расположено предприятие, придется вносить независимо от того, простаивает ли или работает завод. Другими словами, убытки фирме гарантированы даже в случае полного прекращения выпуска продукции.[1]
Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки завода доходы будут отсутствовать, а расходы точно равняться постоянным издержкам. В случае продолжения производства к постоянным издержкам прибавятся переменные, но зато появятся и доходы от реализации продукции.
Таким образом, в неблагоприятных условиях решение о временном прекращении производства принимается не в момент исчезновения прибыли, а позже, когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек. Критерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является непревышение убытками размера постоянных издержек (|?| < TFC).
Это теоретическое положение
Таким образом, для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три варианта поведения:
1. производство ради
2. производство ради минимизации убытков;
3. прекращение производства.
Графическая интерпретация всех трех вариантов представлена на рис. 2.
На рисунке показана стандартная динамика валовых общих издержек некоей фирмы и три варианта кривых (точнее, прямых) валового дохода, которые сложатся: ТR1 — при высоком уровне цен на продукцию фирмы, ТR2 — при среднем уровне цен и ТR3 — при низком. Как уже отмечалось, кривая валового дохода возрастает тем круче, чем выше цены.
Легко видеть, что кривая валового
дохода только в первом случае (ТR1) оказывается
на определенном своем участке выше
кривой валовых издержек
(ТС). Именно в этом случае фирма будет
получать прибыль, причем выберет тот
уровень производства, где прибыль максимальна.
Графически это будет та точка (Q1), где
кривая TR1 будет выше кривой ТС на максимальное
расстояние.
Размер прибыли (?1) выделен на рис. 2 жирной
линией.
Во втором случае (ТR2) кривая дохода
на всем своем протяжении находится
ниже издержек, т. е. прибыли быть не
может. Однако разрыв между обеими кривыми
— а именно так графически отражается
размер убытка — неодинаков.
Вначале убытки значительны. Затем по
мере роста производства они снижаются,
достигая при выпуске Q2 единиц продукции
своего минимума (?2). А потом начинают вновь
расти. Очевидно, что выпуск Q2, единиц продукции
в этих условиях оптимален для фирмы, так
как обеспечивает ей минимизацию убытков.
Наконец, в третьем случае разрыв
между издержками и доходом (кривая
TR3) с ростом производства только нарастает.
Иными словами, убытки монотонно увеличиваются.
В этой ситуации фирме лучше прекратить
производство, смирившись с неизбежными
в этом случае убытками в размере валовых
постоянных издержек (?3).
Однако прекращение
Примерами таких ситуаций являются
временные остановки российских предприятий
на несколько месяцев, а то и лет, что в
годы реформ, к сожалению, не редкость.
То прекращает производствоАЗЛК ( «Москвич»
), то
ЗИЛ, а то и производитель казалось бы
ходовых товаров — подмосковная фабрика
«Марс», выпускающая шоколадные батончики.
О бесчисленных же остановках малых предприятий
на таком фоне и говорить не приходится.
У временных остановок
АVСmin никогда не может сложиться. Завод
всегда назначает цену выше этого уровня.
Но объективный закон
Остановка предприятия в этих условиях
позволяет сэкономить на переменных
издержках (временно не платить зарплату,
не закупать сырье и т.п.). А за
это время дождаться
До сих пор мы говорили о конкуренции
исключительно как о положительном факторе,
однако не стоит идеализировать рынок
совершенной конкуренции.
Действительно, ни один тип несовершенной
конкуренции не обладает набором свойств,
характерных для совершенной: минимальный
уровень издержек, оптимальное распределение
ресурсов, отсутствие дефицитов и избытков,
отсутствие сверхприбылей и убытков. Собственно
говоря, когда экономисты рассуждают о
саморегуляции рынка, автомотически приводящей
экономику состояние оптимума - а такая
традиция восходит к Адаму Смиту, речь
может идти о совершенной конкуренции
и только о ней.
Вместе с тем совершенная конкуренция не лишина и ряда недостатков:
1. Малые предприятия, типичные
для этого типа рынка, часто
оказываются неспособными
2. Рынок совершенной конкуренции
не стимулирует научно-
3. Экономика в условиях чистой
конкуренции может и не
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
Монополистическая конкуренция
Общие черты несовершенной
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
2. наличие барьеров
3. неоднородность продуктов;
4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Как мы убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.
Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной
конкуренции объем выпуска
3).
Экономический смысл этой закономерности
состоит в том, что большие
объемы продукции при несовершенной
конкуренции фирма может
Действительно, при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини- пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.
Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.
Основные черты рынка монополис
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Прежде всего обращает на себя
внимание сам термин «монополистическая
конкуренция». Он говорит о том, что в рамках
данной рыночной структуры сочетаются
черты, присущие монополии и совершенной
конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую
конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией
большое число продавцов, одновременно
выступающих на рынке данного товара или
услуги. Но они предлагают не одинаковую,
а дифференцированную продукцию, т. е.
различные взаимозаменяемые продукты,
удовлетворяющие одну и ту же потребность
(различные виды мыла, зубной пасты, модели
одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую
разновидность продукции в относительно
небольших размерах могут выпускать мелкие
фирмы. Например, на рынке зубной пасты
выступает множество фирм, но каждая из
них производит отдельный ее вид и является
монополистом в его выпуске. У любой такой
фирмы имеется конкурент, который пытается
отнять у нее потребителя и предложить
ему другой вид зубной пасты. Поэтому все
фирмы, выпускающие зубную пасту, являются
конкурентами, несмотря на то, что они
продают различные ее виды.
Не случайно они проводят активную рекламную
политику.
Используя свое положение относительного
монополиста, фирма может позволить
себе увеличить цену на продукцию, что
не может сделать конкурентная фирма
под угрозой полной потери покупателей.
В условиях предложения дифференцированной
продукции многие из покупателей все равно
не покинут рынок, так как продавец учитывает
их индивидуальные потребности.
Например, модницы не перестанут шить
одежду у «своего» портного, даже если
он несколько повысит цены; клиент парикмахерской
также не покинет «своего» мастера в подобном
случае. В отличие от олигополиста, фирма,
выступающая в условиях монополистической
конкуренции, не учитывает ответную реакцию
конкурентов на свои действия, так как
в условиях большого числа фирм это сделать
невозможно.