Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:09, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Введение 2
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 3
Понятие конкуренции и её роль в экономике 3
Виды конкуренции 4
II. Модели рынков 5
Совершенная конкуренция 7
Монополистическая конкуренция 14
Олигополия 19
Монополия. Монополизм в России 24
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Факультет экономики и финансов
Кафедра экономической теории
Курсовая работа на тему:
"Конкуренция: сущность, совершенная
и несовершенная конкуренция и модели
рынков. Монополизм в России."
Оглавление
Введение 2
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции 3
Понятие конкуренции и её роль в экономике 3
Виды конкуренции 4
II. Модели рынков 5
Совершенная конкуренция 7
Монополистическая конкуренция 14
Олигополия 19
Монополия. Монополизм в России 24
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Введение
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Проблемы совершенствования
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
I. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции
Понятие конкуренции и её роль в экономике
Наиболее мощным фактором, диктующим
общие условия функционирования
того или иного рынка, является степень
развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически слово конкуренция восходит
к латинскому concurrentia, означающему столкновение,
состязание.
Рыночной конкуренцией называется
борьба за ограниченный спрос потребителя,
ведущаяся между фирмами на доступных
им частях (сегментах) рынка. Конкуренция
— это соперничество между участниками
рыночного хозяйства за лучшие условия
производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция - состязательная работа между
товаропроизводителями за наиболее выгодные
сферы приложения капитала, рынки сбыта,
источники сырья и одновременно весьма
действенный механизм регулирования пропорций
общественного производства. Она порождается
объективными условиями: хозяйственной
обособленностью каждого производителя,
его зависимостью от конъюнктуры рынка,
противоборством с другими товаровладельцами
в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция выполняет в рыночной
экономике важнейшую функцию - она
принуждает производителей учитывать
интересы потребителя, а значит, и
интересы общества в целом. В ходе конкуренции
рынок из множества товаров отбирает только
те, которые нужны потребителям. Именно
их удается продать.
Прочие же остаются невостребованными,
и производство их сокращается.
Другими словами, вне конкурентной среды
индивидуум удовлетворяет свои интересы,
не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции
единственным способом реализации собственного
интереса становится учет интересов других
лиц. Конкуренция представляет собой конкретный
механизм, с помощью которого рыночная
экономика решает фундаментальные вопросы
что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция представляет собой соперничество
субъектов хозяйственной
Поэтому конкуренция существует везде,
где между субъектами возникает соперничество
по обеспечению своих интересов. Как
экономический закон конкуренция выражает
причинно-следственную связь между интересами
субъектов хозяйствования к соперничеству
и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке
производители постоянно
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Виды конкуренции
По методам осуществления
Ценовая конкуренция предполагает
продажу товаров по более низким
ценам, чем у конкурентов. Снижение
цены теоретически возможно либо за счет
снижения издержек производства, либо
за счет уменьшения прибыли. Мелкие и
средние фирмы, чтобы удержаться
на рынке, часто соглашаются на небольшую
прибыль. Крупные предприятия могут себе
позволить на некоторое время вообще отказаться
от получения прибыли, чтобы с помощью
дешевой продукции разорить конкурентов
и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения
конкурентов с рынка (метод конкурентной
борьбы) известен также под названием
«война цен».
В свое время американская монополия «Кока-Кола»
применила его при вторжении на рынки
стран Латинской Америки, позднее таким
же образом японские фирмы продвигали
свои товары в США и Западную Европу. В
последнее время снова возродился интерес
к ценовой конкуренции в связи с внедрением
технологий, позволяющих экономить ресурсы
и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это
конкуренция между
Однако каждый предприниматель независимо
от того, где применяется его капитал,
стремится получить на него прибыль не
меньшую, чем остальные предприниматели.
Это приводит к переливу капиталов из
одних отраслей в другие: из отраслей с
низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Подробнее эти два вида конкуренции будут рассмотрены в следующих главах.
II. Модели рынков
Взаимодействие между
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
1. совершенная (чистая) конкуренция
2. монополистическая конкуренция
3. олигополия
4. монополия
На рынке совершенной
При несовершенной конкуренции
расщепление экономической
Степень несовершенства рынка зависит
от разновидности несовершенной
конкуренции. В условиях монополистической
конкуренции она невелика и связана
только с умением производителя
выпускать особые, отличающиеся от
конкурентных разновидности товаров.
При олигополии несовершенство рынка
значительно и диктуется немногочисленностью
действующих на нем фирм.
Наконец, монополия означает господство
на рынке только одного производителя.
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
> количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
> характер производимой
> наличие или отсутствие
> степень доступности экономической
информации.
| |чистая |монополисти-че|олигополия |монополия
|
| |конкуренция |ская | | |
| | |конкуренция | | |
|число фирм |очень много |много |несколько
|одна |
|характер |стандартная |дифференци-ров|стандартная
|уникальная: |
|продукции | |анная |или |нет близких |
| | | |дифференци-ров|заменителей |
| | | |анная | |
|условия |очень легкие, |сравнительно
|наличие |блокировано |
|вступления |препятствия |легкие |существенных
| |
| |отсутствуют | |препятствий | |
|доступность |полная |некоторые |существенные
|недоступна |
|экономической |доступность |ограничения
|ограничения | |
|информации | | | | |
|контроль над |отсутствует |некоторый,
но |ограниченный |значительный |
|ценой | |в довольно |взаимной | |
| | |узких рамках |зависимостью, | |
| | | |значительный | |
| | | |при сговоре | |
|примеры |сельское |розничная |производство
|местные |
| |хозяйство |торговля, |стали, |предприятия
|
| | |производство |автомобилей, |общественного|
| | |одежды, обуви |многих бытовых|пользования
|
| | |и т.д. |электропри-бор| |
| | | |ов | |