Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:58, контрольная работа
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,
мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько
основных рыночных структур., или моделей.
1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3
2. Понятие конкуренции и монополии………………………………………………………………………..4
3. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией………………………………………………..4-5
4. Совершенная конкуренция………………………………………………………………………………………5-6
5. Несовершенная конкуренция…………………………………………………………………………………..7
6. Виды несовершенной конкуренции. Монополия и монопольная власть…………….7-8
7. Конкуренция в гостиничном бизнесе………………………………………………………………………8
8. Заключение……………………………………………………………………………………………………………….9
9. Список литературы…………………………………………………………………………………………………..10
«рынок свободной конкуренции».
Существование
огромного количества
что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные
продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить
который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент
времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена,
технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить
к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно
покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с
рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того , чтобы на
рынке всегда
происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у
оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать
рынок. поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной
конкуренции:
• большое количество мелких продавцов и покупателей,
• продаваемый продукт однороден у всех производителей,, и покупатель
может выбрать любого продавца
товара для осуществления
• невозможность
контроля над ценой и объемом
условия для постоянного
рыночной конъюнктуры,
• полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной
экономической
в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не
встречаются. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру,
подразумевая, что
свободная конкуренция
идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей
степени стремиться. Но все - таки в экономической практике имеются рынки
некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной
структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной
продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они
достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не
в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или
сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех
производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией
об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования
для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.
При наличии конкуренции на рынке производителя с целью получения
максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу
продукции, В результате этого создается возможность снижения цены, что
увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным
способом достижения этого является использование научно - технический
усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно - технических
достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и
ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору
большой доход.
Конкуренция
создает у производителей
предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента
предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования
отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за
покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика
стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает
потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все
это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет
все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и
общество в целом.
«Совершенным
конкурентом» является тот.
хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в
сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной
отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из
многочисленных совершенных
конкурентов.
Несовершенная конкуренция
Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою
способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно
конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для
завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса
понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную
линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с
совершенной конкуренцией.
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и
покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того,
чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на
конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их
контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем
выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.
Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы
могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая,
как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту
способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных
конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии,
имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех
типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество
продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно
влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Насколько
несовершенной может быть
случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим
могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным
производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько -
нибудь близкий
заменитель его продукции.
Виды несовершенной конкуренции. Монополия и монопольная власть
Самым
крупным случаем
т.е. рынок с единственным
продавцом и исключающий
него других. Например до начала 80-х годов компания «Объединение прииски Де
Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в
некоммунистическом мире, В качестве других примеров можно привести
монополию «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалейный
магазин в уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части
каналов местного кабельного телевидения.
В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком.
Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является
монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно
одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению
бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены,
назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются
другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет
таких идентифицируемых соперников.
Поскольку
монополист является
или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется
рыночной кривой спроса на его продукцию.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он
может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного
объема выпуска.
В условиях
совершенной конкуренции не
вхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных
рынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным
проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия
может иметь значительный
приток прибыли.
Конкуренция в гостиничном бизнесе
В настоящее время можно утверждать смело: гостиничный бизнес в нашей стране начал стремительно развиваться. Появляется все больше отелей, предприятий, гостиничных центров. Создаются гостиничные сети, что упрощает поиск информации, ресурсов, работающего персонала. Действует закон рынка, когда спрос рождает предложение. Следует говорить уже и о возникновении серьезной конкуренции, которая будет способствовать модернизации и усовершенствованию индустрии гостеприимства.
Главное направление,
по которому развивается гостиничный
бизнес, связано с расширением
спектра предоставляемых услуг.
В современном представлении
отель – не просто место для
ночлега. Здесь должны быть возможности
для полноценного отдыха, активного
времяпрепровождения, места для
физических упражнений, услуги, направленные
на улучшение здоровья. Посетители
ожидают обслуживания с учетом их
индивидуальных потребностей. В наши
дни обязательным условием становится
также доступ к передовым технологиям,
телекоммуникационным средствам.
Гостиницы подразделяются на классы, стараясь ориентироваться на разные ценовые категории, различный уровень дохода клиентов. Большой плюс – распространение отелей эконом-класса, доступных среднему гражданину. Помимо повышения качества услуг, владельцы стараются приобрести базу постоянных клиентов. Развитый и конкурентоспособный гостиничный бизнес может существенно повлиять на отечественную экономику в целом, чего не ожидалось еще несколько лет назад. Но теперь благодаря ему, к примеру, создается масса новых рабочих мест.
Возникновение конкуренции всегда приносит проблемы любому бизнесу. Приходится улучшать модели управления, совершенствовать методику работы с персоналом и так далее. Отсюда возникает необходимость изучать новые направления, которым следует мировой гостиничный бизнес. Ощутимые результаты за короткое время, к примеру, дает применение системного подхода в менеджменте, следование стандартам ISO.
Информация о работе Конкуренция и монополия, конкуренция в сфере гостиничного сервиса