Конкуренция и монополия, конкуренция в сфере гостиничного сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы

бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно,

мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько

основных рыночных структур., или моделей.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3

2. Понятие конкуренции и монополии………………………………………………………………………..4

3. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией………………………………………………..4-5

4. Совершенная конкуренция………………………………………………………………………………………5-6

5. Несовершенная конкуренция…………………………………………………………………………………..7

6. Виды несовершенной конкуренции. Монополия и монопольная власть…………….7-8

7. Конкуренция в гостиничном бизнесе………………………………………………………………………8

8. Заключение……………………………………………………………………………………………………………….9

9. Список литературы…………………………………………………………………………………………………..10

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 34.48 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

ГОУ СПО Колледжа сферы  услуг №10 
 
 
 
 

Специальность 100105 «Гостиничный сервис» 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа

Тема: «Конкуренция и монополия, конкуренция в сфере  гостиничного сервиса» 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки группы ГС-21

Щербаковой  Н.А. 
 

      Преподаватель

Луконина  Л.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 
 
 
 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………3

2. Понятие конкуренции и монополии………………………………………………………………………..4

3. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией………………………………………………..4-5

4. Совершенная конкуренция………………………………………………………………………………………5-6

5. Несовершенная конкуренция…………………………………………………………………………………..7

6. Виды несовершенной конкуренции. Монополия и монопольная власть…………….7-8

7. Конкуренция в гостиничном бизнесе………………………………………………………………………8

8. Заключение……………………………………………………………………………………………………………….9

9. Список литературы…………………………………………………………………………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Любая  попытка  исследовать  отдельную  отрасль   экономики   была   бы

бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много.  Следовательно,

мы  ставим  более  реалистичную  цель  -  определить  и  обсудить  несколько

основных рыночных структур., или моделей. Поступая так,  мы  познакомимся  с

наиболее общим  способом, которым определяются цены и  объем  производства  в

большинстве типов  рынка, которые характеризуют нашу экономику.

Экономисты различают  четыре довольно несхожие рыночные ситуации;

• чистую конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую  конкуренцию,

• олигополию; 

     Эти  четыре модели рынка отличаются  по количеству фирм в

отрасли независимо  от  того,  является  продукция  стандартизированной  или

дифференцированной  и  насколько  легко  или  трудно  новым  фирмам  войти  в

отрасль.

     В данной  курсовой работе мы рассмотрим  такую тему  как  «Конкуренция  и

монополия».

    Рассмотрим  такое  понятие  как  «конкуренция»,   включающее   в   себя

совершенную и несовершенную  конкуренцию, рассмотрим и  проанализируем  виды

несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

    Рынок  является совершенно конкурентным, если все продавцы в  отрасли  -

совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо

информирован  о  ценах  продавцов  и  которые  малы  относительно  рынка  и

действуют независимо. 

    Все продавцы  на рынке будут совершенными, если

      a. каждый  их них мал относительно рынка  в целом

      b.  продукция является однородной

      c.  покупатели хорошо информированы  о ценах продавцов

      d.  продавцы действуют независимо  друг от друга

      e.  фирмы могут свободно выходить  из отрасли и входить в отрасль.

     Рынки,  на которых либо покупатели, либо  продавцы  принимают  в  расчет

свою способность  воздействовать на  рыночную  цену,  являются  несовершенно

конкурентными.

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции,

где имеется один продавец и отсутствует возможность  вхождения других.

     Так  как монополия оказывает негативное  влияние на экономику  рассмотрим

такое понятие как  антимонопольное регулирование.

     Антимонопольное  регулирование включает в себя:

  • административный  контроль над монополизированными  рынками,

  • организационный  механизм,

  • антимонопольное  законодательство.

     Три     основных    дефекта    дают    экономическое     оправдание

государственного    регулирования:    монопольная    власть,    внешние

факторы и несовершенная  информация. 
 
 
 
 
 

Понятие конкуренции и  монополии

В широком смысле слова "конкуренция" - это соревнование, состязательность между различными лицами в достижении одной и той же цели.

В предпринимательской  деятельности конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке.

В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В  статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ  пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных  прав у конкурентов правообладателя. 

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:

1) в большинстве  случаев конкуренция является  естественным регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится  предпосылкой для реализации прав потребителей;

3) конкуренция есть  правомерная деятельность хозяйствующих  субъектов на рынке, целью которой  является получение наиболее  выгодных условий производства  и сбыта товаров законными  средствами. 

Антиподом конкуренции  является монополия. Легального определения  монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле термин означает "продаю один".

Монополия означает:

1) исключительное  положение хозяйствующего субъекта  на рынке, при котором он  сосредоточивает в своих руках  значительную часть производства  и сбыта определенного товара;

2) особое поведение  господствующего на рынке субъекта  и использование доминирующего положения в своих интересах;

3) исключительное  право, которое предоставляется  государством одному или нескольким  субъектам на осуществление определенной деятельности. 

В юридической литературе выделяют:

а) "чистые" монополии, контролирующие 100% рынка;

б) ведущие фирмы, контролирующие более 50% рынка;

в) "сильные" олигополии - несколько фирм, контролирующих более  половины рынка определенного товара. 

Типы монополии:

1) временная (предприятие  впервые предложило потребителям совершенно новую продукцию);

2) государственная  (эмиссия наличных денег, экспорт  и импорт отдельных видов товаров,  например, экспорт необработанных  алмазов, производство и оборот этилового спирта);

3) естественная (функционирует  только тогда, когда на рынке  присутствует лишь один хозяйствующий  субъект). 
 

Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

Конкуренция неразрывна со своей противоположностью — монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим  его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и  реализации товаров.

 Монополия (греч. «монос» — один, «полео» —  продаю) — исключительное право  производства, промысла, торговли и  других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе  лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия  — сила, подрывающая конкуренцию  и стихийный рынок.

 Абсолютная же  монополия, охватывающая всю экономику,  полностью исключает механизм  свободной рыночной конкуренции.  В разных странах и в различные  исторические периоды в экономике  возникают различные виды монополий.

 Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг  с другом. Ведь монополизация  способна в конечном счете  устранить свободную конкуренцию,  а последняя, в свою очередь,  подрывает чье-либо господство  на рынке.

 Между тем монополия  находится в весьма сложной  и противоречивой взаимосвязи  с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация  какого-то продукта захвачены  монополистической группой крупных  предпринимателей, получающих от  этого большую выгоду, вызывает  острое соперничество — стремление  других бизнесменов получать  тот же выигрыш. С другой  стороны, внутренняя логика рыночного  состязания ведет к монополии:  если какой-то предприниматель  стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает  господствовать на рынке. Одним  словом, монополия порождает конкуренцию,  а конкуренция — монополию.

 В современных  условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию,  а сосуществуют вмести с ней,  что обостряет и углубляет  общее соперничество. Противоречивая  связь «конкуренция — монополия*  напоминает спортивную борьбу, известную  под названием «перетягивание  каната», в которой меряются  силами противостоящие друг другу  группы людей. -

 Имеется значительное  число предприятий, которые не  входят в монополистические объединения  и ведут тяжелое противоборство  с ними. В каждой стране монополии  встречают в числе конкурентов  иностранные компании, проникающие  на внутренний рынок. Стало  быть, за небольшим исключением  монополизация не приводит к  сосредоточению всего производства  какого-либо товара в руках  единственной фирмы.

 В  развитых  капиталистических  и  развивающихся   странах,   достигших

значительного   индустриального   уровня,   имеет   место   внутриотраслевая

конкуренция  прежде  всего   между   монополиями,   производящие   инородные

продукты.  В  такую  борьбу  ввязываются  сильные   иностранные   соперники.

Конкуренция ведется  и внутри каждой монополии,  особенно  при  распределении

прибыли. Особым «фронтом»  столкновения является  соперничество  монополии  и

немонополизированных  предприятиями

    Высокие  цены, по которым в отрасли  сбывается основная масса   выпущенной

монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям  часто

реализовывать  свои  изделия  по  столь  выгодным  ценам.   В   итоге   как

соперничество между  монополиями,  так  и  конкуренция  между  последними  и

немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен. 

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция  существует в  таких  сферах  деятельности,  где

действуют  достаточно  много  мелких  продавцов  и  покупателей  идентичного

(одинакового) товара, и поэтому ни один из них  не в  состоянии  повлиять  на

цену товара,

    Здесь   цена  определяется  свободной   игрой  спроса  и  предложения   в

соответствии с  рыночными законами их функционирования.  Этот  тип  называют

Информация о работе Конкуренция и монополия, конкуренция в сфере гостиничного сервиса