Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенного, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок.
1. Конкуренция и ее виды в современных условиях 3
2. Инфраструктура современной рыночной экономики 8
Список использованной литературы 14
Данная инфраструктура представляет собой сложную систему разнородных, но тесно связанных между собой элементов. Часть ее учреждений непосредственно управляет воспроизводственным процессом, и в этом смысле она является определенным субъектом управления общественным производством. Другая часть обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской системы). Управленческие отношения в обеих подгруппах носят базисный характер, так как представляют из себя элементы производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Следует, однако, отметить, что такое разделение названной инфраструктуры условное, так как в каждой из подгрупп присутствуют элементы других. Они проявляются прежде всего в управленческих отношениях, когда, скажем, управленческим учреждениям приходится заниматься вопросами производства и, наоборот, когда субъект управления сферой материального производства проникает по тем или иным проблемам в сферу управления.
Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества, а превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов, таких как нефть, газ и др., масштабы загрязнения внешней среды остаточными отходами производства и потребления.
В настоящее время начал осуществляться резкий поворот на противозатратной основе к перестройке всего общественного производства. Так, на последних конференциях, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, поставлена задача: «Повысить эффективность мер по охране природы. Шире внедрять малоотходные и безотходные технологические процессы. Развивать комбинированные производства, обеспечивающие полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающие или существенно снижающие вредное воздействие на окружающую среду».
Однако представляется, что затраты на развитие экологической инфраструктуры будут расти и впредь, так как воздействие человека на природу вызывает совершенно неожиданные последствия. По характеру затрат и срокам их окупаемости экологическую инфраструктуру можно разделить на две подгруппы. В первую входят затраты общества на воспроизводство природных ресурсов (например, лесопосадки, общее благоустройство земельных площадей, мест извлечения природных богатств и др.), окупаемость которых предвидится в далекой перспективе. Другая подгруппа - это технологические элементы современного производственного процесса, которые непосредственно входят в затраты общества на создание валового внутреннего продукта (различные очистные сооружения, водоотстойники крупных металлургических производств, дымо- и пылеуловители и т.п.). Инфраструктура в целом оказывает большое влияние на экономическое развитие страны, но она специфична для каждого способа производства и ее отрасли развиваются под влиянием требований экономических законов той или иной формации.
В результате дальнейшего углубления процесса разделения труда, роста масштабов производства и расширения вывоза капитала внутри мирового сообщества развивается инфраструктура, обслуживающая производство, обращение, производящая услуги и другие блага. Известно, например, что растущие потребности производства и населения вызывают развитие городов, железных и шоссейных дорог, портов, причалов, аэродромов, предприятий и учреждений торговли, здравоохранения, просвещения, культуры, зон массового отдыха населения, различных увеселительных заведений и т.п.
Особенно усиливается взаимосвязь и взаимное влияние между основным производством и инфраструктурой, без нее резко снижается эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства. Не преувеличивая, можно сказать, что инфраструктура стала основным элементом воспроизводственного процесса. Однако на предприятиях и в учреждениях инфраструктуры капитал оборачивается медленнее, прибыль может быть меньше. Поэтому частные предприниматели не всегда заинтересованы вкладывать капитал в их развитие.
Это противоречие более или менее удовлетворительно разрешается в условиях господства государственного монополистического аппарата, когда значительная часть затрат на развитие инфраструктуры перекладывается на государственный бюджет. А это в свою очередь, становится условием перехода отдельных отраслей инфраструктуры в государственную собственность. Сказанное относится главным образом к крупным средствам сообщения, почтам, телеграфу, железным дорогам.
В современных условиях инфраструктура превратилась в огромное поле приложения капитала и труда. Так, в начале 2005 года 57,1% валовых капитальных вложений в США, включая жилищной строительство, направлялось на развитие инфраструктуры.
Развивая инфраструктуру, государства стараются использовать ее в качестве антициклического фактора и разрешить за ее счет противоречия, порожденные современной экономикой, но главное - инфраструктура превратилась в огромную сферу бизнеса, важнейшую черту цивилизованности страны, в поле эффективного приложении капитала.
В настоящее время капитальные вложения на развитие инфраструктурного комплекса России составляют примерно 20 %, однако по общему уровню ее развития мы значительно отстаем от других развитых стран мира.
Серьезное отставание в развитии инфраструктурного комплекса нашей страны можно объяснить историческими и другими причинами. Известно, что в предвоенные и послевоенные годы уделялось незначительное внимание развитию производственной, особенно социальной инфраструктуры. Неровным, вялым было развитие инфраструктуры и в последние 10 лет. Достаточно сказать, что в этот период количество построенных квартир в расчете на 10 тыс. населения сократилось более чем на треть.
Главной причиной серьезного отставания инфраструктурного комплекса явилась совершенно несостоятельная концепция остаточного принципа к ее развитию. Рассмотрим в качестве примера производственную инфраструктуру. Многие десятилетия ней относились как к сфере обслуживания материального производства, т.е. как к «служанке» производственного комплекса, а не как к составной части воспроизводственного процесса. Такой принцип подхода к инфраструктуре отражался, прежде всего, в ограничении капитальных вложений на ее развитие, порождал недооценку ее роли как фактора интенсификации и повышения эффективности производства.
В условиях формирования нового качественного состояния общества возникает необходимость переоценки многих скомпрометировавших себя канонов и стереотипов. Сказанное относится также к инфраструктурному комплексу, который отныне должен рассматриваться как материально-вещественный фактор и составной элемент воспроизводственного процесса. Необходимо отказаться от подхода к оценке инфраструктуры только как к сфере обслуживания. В процессе производства она все больше интегрирует с хозяйственным комплексом и становится важным фактором его интенсификации и повышения эффективности, т. е. сам воспроизводственный процесс становится уже невозможным без высокоразвитой инфраструктуры.
Роль инфраструктуры значительно возрастает по мере роста производства. Углубление связей между производителями, все большее объединение производства в единый процесс делают уже невозможным производственный процесс без инфраструктурного комплекса, как не возможен сам процесс производства, скажем, без орудий и предметов труда.
Инфраструктура выступает как бы «нервно-клеточной» системой единого рыночного хозяйственного механизма. Она связывает в единое целое все отрасли экономики, экономические районы, области, регионы страны.
Новая концепция развития инфраструктурного комплекса должна отражать не только возрастание его роли как условия воспроизводства, но и как прямого и непосредственного фактора создания национального дохода общества.
Список использованной литературы
1. Кочетов А.Н., Харитонов Д.А. Современный взгляд на роль инфраструктуры в социальном развитии общества // ЭКО. – 2009. - №2. – С.58-61.
2. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. – М.: КомКнига, 2010.
3. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. – М.: ТК Велби, 2008
4. Кураков Л.П., Кураков А.Л., Кураков В.Л. Экономика инновации, инвестиции, инфраструктура Энциклопедический словарь. – М.: ГУ, 2008.
5. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М.: Дело и Сервис, 2009.
6. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.– М.: ИНФРА-М, 2011.
7. Селищев А.С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. – СПб.: Питер, 2008.
8. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: ДИС, 2011.
9. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – М.: Образование, 2009.
10. Экономический словарь / А.Н. Азрилиян. – М.: Институт новой экономики, 2007.