Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенного, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок.
1. Конкуренция и ее виды в современных условиях 3
2. Инфраструктура современной рыночной экономики 8
Список использованной литературы 14
14
Содержание
1. Конкуренция и ее виды в современных условиях 3
2. Инфраструктура современной рыночной экономики 8
Список использованной литературы 14
1. Конкуренция и ее виды в современных условиях
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition).
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенного, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции или даже сводит ее на нет. Итог - застой в экономике, снижение ее эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны. Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы ее проявления за последние десятилетия неизмеримо возросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее разрушительное либо, напротив, слабое проявление - четкий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведет к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар.
В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: «конкуренция», «конкурентная борьба», «конкурентоспособность», «конкурентный рынок». Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий – «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).
Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным, считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае, если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.
Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.
Суть конкуренции проявляется и в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.
Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения от определенных внешних сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур.
1. Совершенная конкуренция возникает при существовании множества мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Потребителю при этом безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию.
Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразиться на цене рыночного равновесия. Вступление же новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен. Нет ограничений и на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается следующее равенство:
MR = МС =АС = Р, (1.1)
где MR – предельные издержки каждой дополнительной единицы продукции;
МС - предельный доход от реализации этой единицы;
АС – издержки на производство единицы продукции;
Р – цена.
Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда:
Р = МС. (1.2)
Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены, то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и, соответственно, цены, это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют).
Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
Несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее.
Несовершенная конкуренция возникает и тогда, когда на рынке имеется множество производителей товаров дифференцированных, отличающихся друг от друга по назначению и качеству. Такая конкуренция чаще всего встречается в розничной торговле. Она обычно поддерживается рекламой, фабричной маркой, патентами и другими способами подкрепления конкретного товара.
Конкуренция в данном случае отличается от совершенной, потому что продаваемые товары неоднородны, а нередко и отличны друг от друга. Поэтому их производители выступают на рынке как единственные продавцы. На этом основании некоторые авторы характеризуют такую конкуренцию как монополистическую. С другой стороны, поскольку на рынке действует большое число самостоятельных фирм, производящих дифференцированную продукцию, их поведение приближается к поведению конкурентных фирм, некоторые исследователи предпочитают говорить об эффективной конкуренции.
Различают следующие виды несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» - продаю) - противоположность совершенной конкуренции. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Другими словами, это рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения на него других. Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке P >MR.
Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход и выход с рынка, обычно не затруднен. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, приближающийся к совершенной конкуренции. Это случай, когда «много конкуренции и мало монополии», монополистическая власть на рынке относительно невелика.
При монополистической конкуренции тайный сговор между фирмами практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Здесь важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы, реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. – то есть такая форма конкуренции, как неценовая.
Следует, однако, отметить, что легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако в отличие от чистой монополии патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (Ds) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. кривую спроса Dm на рис. 1). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).
Qm Qc Q
Рис. 1. Монополистическая конкуренция
Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Это противоположная ситуация относительно монополистической конкуренции, когда небольшое число крупных фирм производит основную («львиную») долю продукции данной отрасли.
Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.