Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенного, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок.
1. Конкуренция и ее виды в современных условиях 3
2. Инфраструктура современной рыночной экономики 8
Список использованной литературы 14
Олигополистическая взаимосвязь может выражаться либо в ожесточенной конкуренции, либо в установлении соглашения между фирмами-олигополистами (образование картеля, когда фирмы договариваются о повышении цен и объемах выпуска продукции). Благодаря этому они получают возможность максимизировать свои прибыли. Но картели оказываются невыгодными для потребителей, так как они повышают цены на свою продукцию и уменьшают объем ее выпуска.
Различают олигополию первого рода, когда монополии производят идентичную или почти идентичную продукцию, это крупные предприятия в основных отраслях промышленного производства. Олигополия второго рода - это несколько крупных фирм, продающих дифференцированную продукцию, то есть компании, производящие продукцию, в той или иной мере различающуюся.
Подводя итоги рассмотрению различных видов конкуренции, составим сводную таблицу, в которой представим характеристики различных типов рынка.
Таблица 1
Характеристики различных типов рынка
Параметры | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество фирм производящих продукт | Много независимых фирм; нет контроля по рынкам | Много фирм, производящих сходные товары/услуги | Несколько фирм, производящих товары/услуги | Один продукт и одна фирма |
Контроль над ценами | Нет. Цены определяются рынком | Влияние ограничено возможностью замены | Существует влияние ценового лидера | Практически полный контроль |
Товарная дифференциация | Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству | Товары/услуги дифференциро-ваны по сегментам рынка | Существен-ны для отдельных продуктов, мала для стандартных | Нет |
Лёгкость входа | Относительный лёгкий вход и выход | Относительный лёгкий вход и выход | Трудный. Часто требует больших инвестиций | Очень трудный |
Пример | Рынок ценных бумаг | Наиболее распространён- ный вид конкурентной среды | Автомобили, бензин | Электроэнергия, газ |
2. Инфраструктура современной рыночной экономики
Инфраструктура современной рыночной экономики представляет собой совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, а также производств и видов деятельности, оказывающих производственные услуги материальному производству, обеспечивающих экономический оборот в народном хозяйстве, производящих услуги и духовные блага для населения, создающих условия для охраны и воспроизводства окружающей природной среды.
Инфраструктура исторически и логически является неотъемлемой составляющей экономических систем различных типов, поскольку ее целевая функция состоит в удовлетворении определенных общественных потребностей и создании внешних условий функционирования основного производства.
Природа появления инфраструктуры заложена в специфике взаимодействия материальных факторов производства, причина выделения в самостоятельную сферу экономики - общественное разделение труда и обобществление производства, которые, в свою очередь, испытывают ее активное влияние. Социально-экономические предпосылки возникновения инфраструктуры обусловлены развитием товарного производства: по мере расширения границ товарно-денежных отношений формировались потребности и появлялись возможности возникновения новых видов деятельности.
Инфраструктура в полной мере определяется типом экономической системы и имеет исторически определенную форму организации и функционирования, обладающую общими и специфическими чертами, поскольку вспомогательные виды деятельности имели место, как в рамках товарного производства, так и при натуральном производстве. Поэтому она может быть и рыночной, и нерыночной. Рыночная инфраструктура представляет собой подсистему рыночного хозяйства, обеспечивающую устойчивость его воспроизводства в процессе обмена видами деятельности и ресурсами и выполняющую функции регулирования и саморегулирования поведения хозяйствующих субъектов и их агентов по отношению к фактору неопределенности в связи с конъюнктурными колебаниями рынка.
Системные признаки рыночной инфраструктуры: целостность, автономность, структурность, дифференциация, эмерджентностъ, согласованность, взаимозависимость от внешней среды. Основные свойства инфраструктуры: комплексность, технико-экономическая оснащенность; иерархичность; большая инерционность; исторические и географические особенности; способность объединяться, переплетаться, осуществлять диверсификацию; совместимость элементов разных видов инфраструктуры.
Организационная структура элементов рыночной инфраструктуры построена на основе уровневого принципа. В современной экономической теории выделяют следующие базовые уровни системы: наноуровень (рабочее место), миниуровень (подразделение в рамках предприятия), микроуровень (предприятие), макроуровень (национальная экономика), мегауровень (глобальные мирохозяйственные системы); и «мезоуровни» - 1) между нано- и мини- уровнями, включающий профессии, необходимые в рамках технологии отдельного подразделения; 2) между мини- и микро- уровнями, включающий отдельные производства в рамках предприятия; 3) между микро- и макро- уровнями, включающий региональные комплексы в целом, региональные и межрегиональные отраслевые комплексы (АПК, ВПК, ТЭК и др.), финансово-промышленные группы; 4) между макро- и мега- уровнями, включающий интеграционные союзы, транснациональные корпорации. Каждый из выделенных основных уровней и четырех мезоуровней входят в систему, которая имеет свою структуру и соответствующую инфраструктуру.
На основе уровневого подхода специалистами выделены инфраструктура каждого рабочего места, инфраструктура определенного рода трудовой деятельности (профессии), инфраструктура подразделения, инфраструктура отдельного производства, инфраструктура предприятия, инфраструктура региональных комплексов и его подсистем, инфраструктура национальной экономики, инфраструктура международных организаций, союзов, корпораций, инфраструктура глобальных систем. Предложенная классификация включает ранее выделенные виды инфраструктуры по таким критериям как уровни иерархии, уровни управления, масштабы развития и пространственный признак. Кроме того, перечень видов инфраструктуры можно дополнять практически постоянно, по мере того как возникают новые структуры, которые, в свою очередь, создают и определяют соответствующие им виды инфраструктуры.
Природа инфраструктуры может быть показана через ее функции, часть которых имеет полезностную окраску, а другая – стоимостную. В связи с этим можно выделить следующие характеристики инфраструктуры, которые необходимы для отражения двойственности инфраструктуры как синтеза рыночных и нерыночных начал.
А) Отсутствие возможности выбора потребителей услуг. Инфраструктура должна охватывать своими услугами все население и все предприятия города. Это вступает в противоречие с присущими рынку требованиями выбора платежеспособной части потребителей.
Б) Ограниченный круг поставщиков. Предприятия, работающие в отраслях инфраструктуры, зачастую сталкиваются с тем, что рынки, на которых они производят закупки сырья и материалов, отличаются высокой степенью монополизации. Вообще для инфраструктуры характерны такие формы рынка, как монополия и монопсония. Это отрицательно влияет на возможности задействования конкурентного механизма.
В) Высокая степень зависимости от городской администрации и контролирующих структур. Именно городская администрация выделяет земли на прокладку коммуникаций и служит основным заказчиком в сферах дорожного строительства и организации благоустройства города. Соответственно, она имеет широкий круг возможностей оказывать влияние на предприятия инфраструктуры. В то же время на проведение большинства работ требуются специальные допуски и многочисленные разрешения со стороны контролирующих организаций. Таким образом, можно отметить, что сфера инфраструктуры не отвечает такому требованию рынка, как отсутствие барьеров для входа в бизнес и выхода из него.
Г) Необходимость формирования аварийных и дублирующих мощностей, повышенные требования к надежности систем. Предприятия инфраструктуры оказывают услуги таким учреждениям, как больницы, милиция, банки, ФСБ, различные военные объекты – соответственно необходимо обеспечить такую степень надежности в поставке услуг, которая исключит любые возможность возникновения перебоев в электро- и теплоснабжении. Естественно, это приводит к увеличению себестоимости услуг. Кроме того, предприятиям запрещено отключать данные объекты, даже если они не будут оплачивать оказываемые услуги. Соответственно в сфере инфраструктуры удешевление технологии и снижение издержек вступает в конфликт с необходимостью выполнения повышенных требований к надежности и стабильности работы.
Д) Невозможность взимания платы с конкретных потребителей за оказанные услуги. Неотъемлемой частью некоторых отраслей инфраструктуры является предоставление общественных благ. Инфраструктура, выполняя функции по обеспечению населения подобными благами, остается недоступной для рыночной среды.
Е) Отсутствие возможности исключить из потребления. Поскольку инфраструктура несет в себе многочисленные социальные функции, она не может полностью работать на основе полного возмещения затрат (что характерно рыночным отраслям). Данное условие включает в себя две стороны. Первая заключается в социальных ограничениях (отключение больниц может привести к смертям среди пациентов). Вторая (технологическая) сторона характеризуется тем, что в некоторых отраслях невозможно ограничить потребление услуги одним потребителем, не принося вреда другим. Примером такой услуги может служить обслуживание канализационной системы.
Ж) Особая опасность технологий, используемых в отраслях инфраструктуры. В такой отрасли, как газоснабжение, нарушение технологии может привести к взрывам (такие примеры уже есть в современной России) и к гибели людей. А нарушения технологии, либо возникновение аварийной ситуации в водоснабжении приводит к потенциальной опасности массовых отравлений. Увеличение уровня безопасности неизбежно приводит к удорожанию предоставляемых услуг. В коммерческих отраслях у управленцев меньше стимулов по обеспечению дополнительной безопасности. Инфраструктура же должна выполнять функции по обеспечению стабильной и безопасной работы предприятий в данных отраслях.
Для более полного анализа инфраструктуры, характеристики ее функций в системе общественного воспроизводства и определения круга отраслей подразделим ее на следующие самостоятельные виды (группы).
Производственная инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, производств и видов деятельности, основными функциями которых являются производственные услуги, а также обеспечение оборота в экономике. Говоря о производственной инфраструктуре, следует подчеркнуть, что она создает необходимые общие условия для размещения и успешного функционирования производства.
Существуют внешние и общие условия производства, и между ними имеются определенные различия. Внешние условия производства представляют собой совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают главным образом косвенное влияние на развитие производства. Степень их влияния зависит от уровня развития орудий производства: чем выше уровень технической вооруженности труда, тем слабее влияние внешних условий на развитие материального производства, хотя окончательно они не исчезают никогда.
Общие условия производства возникают как результат длительного периода развития производительных сил, а возникнув, усложняют и совершенствуют воспроизводственный процесс. Транспорт и связь составляют общее условие производства и выступают как основное ядро инфраструктуры, хотя они возникли и получили развитие не раньше некоторых других элементов производственной инфраструктуры. Транспорт и связь начинают выполнять роль основного ядра инфраструктуры при крупном производстве, когда они постепенно были приспособлены для обслуживания массового производства, постоянного перемещения капитала и труда из одной сферы производства в другую и для обеспечения расширяющихся мировых рыночных связей.
В результате развития общества постепенно возникли и сформировались также другие отрасли и элементы производственной инфраструктуры. Общие условия современного производств включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое снабжение; заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции: объекты электроэнергетики (линии электропередач, подстанции и т.п.).
Следует подчеркнуть, что такая классификация производственной инфраструктуры носит укрупненный характер. Содержание понятия инфраструктуры как общего условия производства связано с ее межотраслевым назначением. Приведенные отрасли и элементы отраслей выступают инфраструктурой материального производства в целом. Наряду с этим каждая из них может выступать инфраструктурой любой отрасли материального производства или видов производств.
В экономической литературе существует также иная трактовка классификации производственной инфраструктуры в регионе: промышленных узлов; сельская; капитального строительства; магистральных видов транспорта. Здесь мы видим, что между отраслями и элементами производственной инфраструктуры существует тесная связь, отражающая уровень специализации и кооперирования производства и проявляющаяся в региональном воспроизводственном процессе.
Социальная инфраструктура - совокупность отраслей, подотраслей экономики и видов деятельности функциональное назначение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. Термин «социальная инфраструктура» стал широко применяться в экономической литературе недавно. Под ним подразумевают сферу обслуживания населения, или сферу услуг и т. д.
Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово - кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, производства и т.д.