Конкуренция ее функции в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена.
Задачи рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность России.

Работа содержит 1 файл

конкуренция.docx

— 59.94 Кб (Скачать)

     И такой случай не единичен. В 1979 г. в  период кризиса компании "Крайслер" один из наиболее могущественных её конкурентов  — "Дженерал моторе" согласился предоставить "Крайслеру" значительный кредит. Причину такой щедрости впоследствии объяснил сам президент корпорации "Крайслер" Ли Якокка: "Лишь импорт мог бы удовлетворить внезапно возросший  неудовлетворенный спрос на малогабаритные автомобили. Поэтому крушение фирмы "Крайслер" привело бы не только к увеличению импорта в Америку  таких автомобилей, но и к "экспорту" рабочих мест автопромышленности ..., если "Крайслер" обанкротится... десятки  рабочих мест будут потеряны для  Америки и перейдут к Японии".  Таким образом, "Дженерал моторе" не захотела иметь под боком нового более мощного конкурента — "Джанон Инкорпо-рейтед".

     Соглашения, подобные объединению членов "Большой  тройки" американского автобизнеса  против внешних конкурентов, стали  довольно типичной чертой современной  конкуренции.

     - Межотраслевая и международная  конкуренция. Господство монополий  не только ограничило свободу  конкуренции, но и ужесточило  её характер. В последние десятилетия  значительные технологические сдвиги  в производстве уменьшили преимущества  крупносерийного производства, а  рентабельность мелкого предприятия  существенно возросла за счет  его гибкости и приспособляемости  к динамично меняющемуся рынку.  В мелких и средних фирмах  сильней дух предприимчивости, склонность  к риску. Они более восприимчивы  к техническим новинкам, обеспечивают  быструю окупаемость затрат. В  них выше цена успеха и потерь  и поэтому сильнее хозяйственные  мотивации. В результате значительного  возрастания удельного  веса мелкого бизнеса на мировом капиталистическом рынке соперничество между крупными и сверхкрупными монополиями ныне соседствует с борьбой средних, мелких и даже мельчайших фирм.

     Конкуренция приобретает все более широкий  международный характер, появляются новые формы и методы конкурентной борьбы, например, получает развитие неценовая  конкуренция, основанная на предложении  новых, более совершенных товаров, более разнообразных сопутствующих  услуг, использовании более широкой  и изобретательной рекламы; активизирующее воздействие оказывает научно-технический  прогресс. На современном этапе развития капитализма все это придает  конкуренции особую остроту.

     Повышается  роль конкуренции и в инвестиционной деятельности. Здесь важную роль будет  играть антимонопольная экспертиза крупных инвестиционных проектов. Конкуренция, направленная на удержание рыночных позиций и получение сверхприбыли, будет все больше вытесняться соперничеством, которое связывает успех предприятия и объединения прежде всего с внедрением нововведений, поиском новых рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде. Высокое качество и быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции становятся в условиях рыночной экономики важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий независимо от форм собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Проведенный в настоящем реферате анализ позволяет  сделать следующие выводы:

     Разрыв  между ценой блага и предельными  затратами на его производство являются источниками потенциального преимущества. Конкуренция проявляется в экономике  по мере того, как люди определяют, где  существуют такие различия, и стараются  использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами.

     Из  всех форм конкуренции наиболее равновесной  следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными  структурами являются монополистическая  конкуренция и олигополия.

     За  жалобами фирм на нечестную конкуренцию  зачастую скрывается их неконкурентоспособность.

     Анализ  конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения  конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

     Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками  рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий  своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые  различные, однако существует объективная  потребность не только глубокого  познания закономерностей и условий  зарождения этого соперничества  как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек  этих форм движения хозяйственной деятельности.

     Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется  регулированию со стороны общества в лице государства.

     Конкуренция, как она себя проявляла во все  времена, представляется как "война  всех против всех". Эта война выглядит так:

     Первый  фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может  без ущерба для своего бизнеса, продать  товар дешевле.

     Второй  фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся  приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

     Третий  фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается  более сплоченным в проведении своей  политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот  или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает  в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

     Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных  сторонах, является важным элементом  рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно  необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

     С другой стороны рынок сигнализирует  о состоянии и потенциальных  возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

     В рыночной конкуренции проявляется  действие закона стоимости. Под его  воздействием одни производители товаров  успешно выдерживают противодействие  своих конкурентов и прогрессируют  в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

     Свободная конкуренция свойственная существованию  большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые  сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может  быть монополия или олигополия.

     Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется  тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи  товаров.

     В разных странах в различное время  существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной  деятельности, входящих в монополистическое  объединение.

     Естественные  монополии представляют собой хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага  или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

     Случайные, временные монополии, которые возникают  благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность  изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать  лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут  служить крупные японские фирмы  по производству видеотехники.

     Устойчивые  монополии характеризуются особым разнообразием организационной  структурой и управлением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Цыганова  А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., Логос, 2006

2. Огивина  Ю.А. Предложение в условиях  совершенной конкуренции. М., Экономика.  2003

3. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2005.

4. Зайдель.  Х, Теммен.Р Основы учения об  экономике. М.: Дело ЛТД. 2004

5.  Портер. М Международная конкуренция.  М.:2004

6. Юданов  А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 2000.

7.  Цыганова  А.Г. Конкуренция и антимонопольное  регулирование. М., Логос, 2007

8. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика; Учебно-практическое пособие, 3-е издание, испр. и доп. – Москва, 2005

9. Грегори, Мэнкью. Принципы экономики. С-Пб., 2004

10. Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 2006

11. Кураков Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической теории - М.: Гелиос АРВ, 2001.

12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2006.

13. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2001.

14. Артюхин Р.Е. «Финансовое право». Москва, 2007 г

  1. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — 505 с.
  2. krugosvet.ru — статья «Конкуренция экономическая»
  3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.. 1999.

18.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA

Информация о работе Конкуренция ее функции в экономике