Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена.
Задачи рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность России.
Сейчас
в России парадоксальная ситуация:
по мере расширения прав предприятий
и ограничение властных полномочий
органов управления все острей проявляется
монополизм, который выражается в
нарушении договорных обязательств,
и участившемся натуральном обмене.
Одним из факторов, тормозящих развитие
экономики на пути ее демократизации,
является государственная монополия
на предпринимательскую
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Антимонопольное
регулирование - это система нормативных
правовых актов, направленных на преодоление
негативных сторон монополии, связанных
с властью, позволяющих им подавлять
сводную конкуренцию и
Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
Экономические
меры: поощрение создания товаров -
заменителей; поддержка новых фирм,
среднего и малого бизнеса; привлечение
иностранных инвестиций, учреждение
совместных предприятий, зон свободной
торговли; финансирование мероприятий
по расширению товаров в целях
устранения доминирующего положения
отдельных хозяйствующих
В
2006г. в России принят Федеральный
Закон «О защите конкуренции», который
определяет организационные и правовые
основы предупреждения, ограничения
и пересечения
Обычно
государство прибегает к
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.
Основное
внимание уделяется качественным параметрам
экономического развития: повышению
качества жизни, защите окружающей среды
и др. Отсюда можно сделать вывод,
что антимонопольное
Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Называются несколько причин:
Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
Принудительная
реструктуризация предприятий не была
использована должным образом, хотя
могла бы облегчить массовое образование
новых конкурентоспособных
Малый
бизнес так и не получил должного
развития. Во многих странах именно
малый бизнес является естественной
основой формирования конкурентной
среды, полигоном для испытания
технологических и
Для
демонополизации экономики и
развития конкуренции необходимо: Наладить
антимонопольный контроль за проведением
конкурсов, торгов, аукционов, в том
числе при размещении заказов
на поставки продукции для государственных
и муниципальных нужд (только в 2006
г. финансовые обороты на таких конкурсах
и торгах достигли 122 млрд рублей); Ввести
жёсткие меры против действий региональных
властей, препятствующих свободе перемещения
товаров и капитала по всей России;
Совершенствовать правовое регулирование
использования государственных
средств для расширения конкурентной
среды, снижения концентрации производства
и уменьшения ведомственного монополизма;
адаптировать конкурентную политику к
международным принципам и правилам.
2.2 Важность государственного
регулирования конкуренции.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
-
технический прогресс в
-
предприятия гибко
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Важнейшим
инструментом регулирования конкуренции
является антимонопольное
Антимонопольное регулирование
– одна из основных сфер применения
результатов экономической
Антитрестовские законы США оказали влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.
Однако в целом
ряде отраслей избежать образования
монополий невозможно. Нельзя иметь
в квартире два газопровода от
двух конкурирующих компаний, несколько
линий теплопередачи, альтернативные
источники электроэнергии и т.д.
В большинстве отраслей инфраструктуры
образование монополий
2.3
Развитие конкуренции в
Наиболее
важная область соперничества
Наряду
с борьбой за рынки сбыта возрастает
конкуренция за сырьевые рынки, трудовые
ресурсы, капитал, право использования
научно-технических открытий. Особенно
обострилась в последнее время
конкуренция в области трудовых
ресурсов и научно-технических
Научно-техническая революция обострила до предела и конкурентную борьбу в области науки и техники. Постоянное совершенствование стало неотьемлемым условием процветания фирмы. Научное открытие или принципиально новый товар может вознести компанию на вершину успеха (как, например, видеомагнитофон "Бетамакс" фирмы "Сони"); но такое же открытие конкурента может перечеркнуть все многолетние усилия фирмы.
Однако
конкуренция не всегда связана непосредственно
с борьбой. Все чаще она косвенно
воздействует на рынок. В подтверждение
этому можно привести пример, когда
IBM опубликовала данные о конкуренции
своего персонального компьютера типа
IBM PC и его технические