Конкуренция ее функции в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена.
Задачи рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность России.

Работа содержит 1 файл

конкуренция.docx

— 59.94 Кб (Скачать)

     Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия  на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных  органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального  функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная  конкурентная среда. Конкурентная среда  может быть определена как исторически  конкретная социально-экономическая  структура общественного производства, особый тип социально-экономических  отношений между субъектами и  объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного  производства, она функционирует  согласно строго рассчитанным целевым  программам.

     Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного  характера.

     Антимонопольное регулирование - это система нормативных  правовых актов, направленных на преодоление  негативных сторон монополии, связанных  с властью, позволяющих им подавлять  сводную конкуренцию и контролировать цены.

     Методы  антимонопольного регулирования: ограничение  монополизации рынка; постоянный государственный  мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

     Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение  иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной  торговли; финансирование мероприятий  по расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения  отдельных хозяйствующих субъектов.

     В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению  монополистической деятельности создана  Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем  рынке.

     Обычно  государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко  государство для таких субъектов  определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень  ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной  структурой.

     В современных условиях главными функциями  государства становятся организация  экономического, правового и социально - политического пространства для  рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

     Основное  внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению  качества жизни, защите окружающей среды  и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила  деятельности на рынке хозяйствующих  субъектов.

     Но  уровень развития конкуренции в  нашей стране явно недостаточен.

     Называются  несколько причин:

     Приватизация  не привела, как ожидалось, к появлению  эффективных собственников, которые  заботились бы о развитии предприятия;

     Принудительная  реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование  новых конкурентоспособных хозяйствующих  субъектов;

     Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  технологических и экономических  проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам  фирмы и заинтересованность в  её успехе. Даже в условиях повышенного  риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход  малых предприятий в общем  числе хозяйствующих субъектов  и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа  этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и  посреднической деятельностью. Для  развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение малых  предприятий в новые сферы  деятельности, международные программы  сотрудничества. Пока же всё это  остаётся благим пожеланием из-за скудности  госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия  чиновников, настроенных против рыночных реформ.

     Для демонополизации экономики и  развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением  конкурсов, торгов, аукционов, в том  числе при размещении заказов  на поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд (только в 2006 г. финансовые обороты на таких конкурсах  и торгах достигли 122 млрд рублей); Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения  товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование  использования государственных  средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам. 
 

         2.2 Важность государственного  регулирования конкуренции.   

         Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функцию. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что: 

     - технический прогресс в отношении  изделий и прогрессов быстро  внедряется (инновация под давлением  конкуренции);

     - предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям, например, склонности потребителей (адаптация  под давлением конкуренции).

         Проблема ограничения  или даже устранения конкуренции  вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится  государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

         В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

предлагаемая  услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

   Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

   Важнейшим инструментом регулирования конкуренции  является антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной  для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и  широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий  и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а  также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы  делового общения. Широкая трактовка  антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной  власти (в том числе и мелкими  фирмами), любых форм монопольного поведения.

         Антимонопольное регулирование  – одна из основных сфер применения результатов экономической науки  в практике хозяйствования. В первой половине 80-х годов американское правительство приняло инструктивные  документы, которые установили нормативы  отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (IHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок  признавался слабо концентрированным, если превышал 1800 – высоко концентрированным. Введение этих нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и  не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

         Антитрестовские законы США оказали влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной  России.

         Однако в целом  ряде отраслей избежать образования  монополий невозможно. Нельзя иметь  в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько  линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т.д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство  вынуждено осуществлять по отношению  к ним прямое или косвенное  регулирование. Государство стремится  умерить "аппетит" естественных монополий, и устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек. Такую  цену, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль".  
 

      2.3 Развитие конкуренции в современных  условиях  

     Наиболее  важная область соперничества производителей — рынки сбыта и потребления. Например, потеря 10%-ной доли рынка, как правило, влечет за собой снижение нормы прибыли на 5-6%. Недооценка конкурента в борьбе за потребителя  приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам.

     Наряду  с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования  научно-технических открытий. Особенно обострилась в последнее время  конкуренция в области трудовых ресурсов и научно-технических нововведений. Это связано со значительно возросшей  наукоемкостью производства, требованиями дальнейшей его инновации. Национальные системы образования развитых стран  не могут в полной мере удовлетворить  возросшие потребности фирм в  высококвалифицированных кадрах. Для  решения этой вновь возникшей  проблемы компании прибегают к различным  способам ~- от создания собственных высших учебных заведений (особенно в Японии, где переход работника в другую фирму практически невозможен) до переманивания кадров из других компаний и даже из других стран,

     Научно-техническая  революция обострила до предела  и конкурентную борьбу в области  науки и техники. Постоянное совершенствование  стало неотьемлемым условием процветания  фирмы. Научное открытие или принципиально  новый товар может вознести компанию на вершину успеха (как, например, видеомагнитофон "Бетамакс" фирмы "Сони"); но такое же открытие конкурента может  перечеркнуть все многолетние усилия фирмы.

     Однако  конкуренция не всегда связана непосредственно  с борьбой. Все чаще она косвенно воздействует на рынок. В подтверждение  этому можно привести пример, когда IBM опубликовала данные о конкуренции  своего персонального компьютера типа IBM PC и его технические характеристики задолго до появления самого компьютера на рынке с целью привлечения  сторонних разработчиков к подготовке программного обеспечения. Более того, IBM передала ряд интегральных схем одному из своих основных конкурентов —  компании "Диджитэл Эквип-мент", подготовив таким образом рынок для восприятия своей продукции, и в конечном итоге стала законодателем стандартов в области персональных компьютеров.

Информация о работе Конкуренция ее функции в экономике