Конкуренция ее функции в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена.
Задачи рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность России.

Работа содержит 1 файл

конкуренция.docx

— 59.94 Кб (Скачать)

   Современная теория выделяет три типа монополий:

   1) монополия отдельного предприятия;

   2) монополия как соглашение;

   3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

   Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований.

   Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

   Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения  возникли простейшие формы монополистических  объединений.

   Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.

   Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

   Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

   Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

   Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

   Монополии существуют во всем мире. Но монополии  России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными из которых  можно назвать:

  • РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
  • МПС (железнодорожные перевозки);

   Во-вторых, в российской экономике очень  распространено такое явление как  “локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные  предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей  и бытовым обслуживанием в  малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  – также локальные монополии.

   В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается  в том, что они сознательно  создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков  продукции к потребителям.

   Особенностью  современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных  концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

   Одной из особенностей современной монополизации  является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости  от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п.  Процесс монополизации  активно происходит не только в сфере  промышленности, но и за ее пределами  — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных  условиях усиливается роль таких  форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической  информацией и т.д.

   Еще одна особенность современной монополизации  — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в  экономике. Характерно, что такие  процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

   Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в  нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных  хозяйственных объектов, координация  деятельности в масштабе отрасли  и межотраслевом пространстве расширяют  сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового  производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов  производства в два раза уменьшает  затраты на единицу продукции  на 20%.

   Таким образом, монополии на современном  этапе — это преимущественно  крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

   С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них  — практика образования монопольных  цен. Монопольные цены отклоняются  от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного  рынка. При этом рост цен наблюдается  в основном на внутреннем рынке, и  создается такая ситуация, когда  цены на внутреннем рынке выше, чем  на внешнем. Для укрепления такого положения  монополисты создают искусственный  дефицит на товары и услуги.

   Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности.

   Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов.

   Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред народному  хозяйству.

   В общем, монополии это достаточно устойчивое явление в современной  экономике Российской Федерации. Особенно, естественная монополия, которая вряд ли изживет себя, пока есть сферы  потребления природных ресурсов. Но для того, что бы монополизация  отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить  государственное регулирование  монополий. Вследствие того, что в  России наиболее развиты естественные монополии, которые являются жизненно важными для страны, государство  должно контролировать цены, и с  помощью законодательства не давать монополистам полной власти при установлении цены на данный вид ресурса. Так что  мы можем сказать, что в свете  развития монополий, должно происходить  развитие антимонопольной политики.

   Специфика русских монополий принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались также в прямом сращивании банковских монополий с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном контроле через эти учреждения частных предприятий и банков. 

   Рассмотрим  монополистическую конкуренцию: 

 Относительно  большое число производителей  предлагает похожую, но не идентичную  продукцию, т.е. на рынке присутствуют  гетерогенные товары. В условиях  совершенной конкуренции фирмы  производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической  конкуренции производится дифференцированная  продукция. Дифференциация затрагивает  прежде всего качество продукта  или услуг, благодаря чему у  потребителя складываются ценовые  предпочтения. Продукция может быть  дифференцирована также по условиям  послепродажного обслуживания ( для  товаров длительного использования), по близости к покупателям,  по интенсивности рекламы и  т.п. 

 Таким  образом, фирмы на рынке монополистической  конкуренции вступают в соперничество  не только ( и даже не столько)  через цены, но и путем всемирной  дифференциации продукции и услуг.  Монопольность в такой модели  заключается в том, что каждая  фирма в условиях дифференциации  продукции обладает в некоторой  мере монопольной властью над  своим товаром; она может повышать  и понижать цену на него  вне зависимости от действий  конкурентов, хотя эта власть  и ограничивается наличием производителей  аналогичных товаров. Кроме того  на монополистических рынках  наряду с мелкими и средними  достаточно крупные фирмы. 

 При  такой модели рынка фирмы стремятся  расширять свою область предпочтений  путем индивидуализации своей  продукции. Это происходит прежде  всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют  различия товаров.  

 Монополистическая  конкуренция отличается от совершенной  полиполии по следующим признакам:  

- на  совершенном рынке продаются  не гомогенные, а гетерогенные  товары; 

- для  участников рынка нет полной  прозрачности рынка, и они действуют  не всегда в соответствии с  экономическими принципами; 

- предприятия  стремятся расширить свою область  предпочтений путем индивидуализации  своей продукции; 

- доступ  к рынку для новых продавцов  при монополистической конкуренции  затруднен в силу наличия предпочтений. 
 
 
 
 
 

2 ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ 
 

2.1 Особенности  конкуренции в России 

     В годы плановой экономики в нашей  стране конкуренция не играла той  роли, которая ей отводится при  рыночных методах хозяйствования. С  точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму  гигантских промышленных натуральных  хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В  конечном счете, всё это привело  к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому  технологическому отставанию от передовых  научно-технических разработок.

     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно  возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции  разрабатывалось при сильных  монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

Информация о работе Конкуренция ее функции в экономике