Концепция «Устойчивого развития»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие цивилизации. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого развития.

Содержание

Введение ..………………………………………………………………………. 3
1 Методические основы концепции устойчивого развития…………….… 4
1.1 Принципы концепции устойчивого развития …………….………….… 4
1.2 Сущность концепции устойчивого развития ………………………….... 5
2 Нормативно-правое регулирование концепции устойчивого развития …11
2.1 Международные нормы в области концепции устойчивого развития....11
2.2 Концепция устойчивого развития в российском законодательстве..…...15
3 Триединое обоснование концепции устойчивого развития………………20
4 Совершенствование концепции устойчивого развития…………………..23
Заключение ………………………………………………………….………….26
Список использованных источников…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

экономика природопользования Концепция устойчивого развития.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

Принципиально важным моментом является преемственное закрепление  основ устойчивого развития в  новом головном акте современного этапа  развития экологического законодательства – ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.). В преамбуле этого Закона предусмотрено право каждого  на благоприятную окружающую среду, которое реализуется через механизмы, названные в главе Ш «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений  в области охраны окружающей среды». Природные богатства определены в качестве основы устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Установлено, что Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В числе принципов охраны окружающей среды предусмотрены, в  частности,: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий  жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов  человека, общества и государства  в целях обеспечения устойчивого  развития и благоприятной окружающей среды. Эти и другие принципы являются отражением содержательной части концепции  устойчивого развития.

Вместе с тем нельзя не отметить, что остальные нормы  Закона, содержащие механизмы реализации его основных положений и принципов, не в полной мере отвечают требованиям  устойчивого развития либо не учитывают  их вовсе. Исключением является ст.70 Закона, которая предусматривает  проведение научных исследований в  области охраны окружающей среды  в целях социального, экономического и экологически сбалансированного  развития РФ, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению  и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и  воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Таким образом, новый Закон содержит только некоторые основы концепции  устойчивого развития и не случайно, подвергается справедливой критике  с позиции заложенных в нем  положений в данном аспекте. Вместе с тем, данный Закон как головной акт отрасли российского экологического законодательства должен быть правовой и информационной основой обеспечения  устойчивого развития, что вызывает необходимость его совершенствования.

Концепция устойчивого развития нашла отражение и в других федеральных экологических законах  как природоресурсных, так и природоохранных. Например, ФЗ «О животном мире» в  числе целей предусматривает  обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий  для устойчивого существования  животного мира (ст. 2), а в качестве основного принципа в области  охраны и использования животного  мира, сохранения и восстановления среды его обитания называет также  обеспечение устойчивого существования  и устойчивого использования  животного мира (ст.12). Однако, последовательной направленности на обеспечение устойчивого развития в системе законодательных актов российского экологического законодательства не прослеживается[10,c213]. В целом в российском экологическом законодательстве отсутствуют единые подходы концептуального, стратегического и тактического характера, направленные на обеспечение устойчивого развития. Для современной России не теряют актуальности выводы, сделанные на Конференции в Рио в части того, что «большая часть законодательной деятельности в области окружающей среды и развития осуществляется бессистемно и несогласованно или же в ней отсутствуют механизмы обеспечения соблюдения законов и их своевременной корректировки.

 

 

3. Триединое обоснование  концепции устойчивого развития

 

Разумеется, концепция устойчивого  развития не могла бы стать столь  распространенной, если бы не имелось  соответствующих предпосылок как  в недрах самой традиционной экономической  науки, так и в обществе. Главной  предпосылкой стали грандиозные  перемены, произошедшие в мире в  середине XX века. Если прежде ареной экономического роста были лишь несколько стран  Европы и Северной Америки, то теперь в основанное на единых принципах  мировое хозяйство оказался включенным практически весь мир.

Модель развития, применявшаяся  развивающимися странами в 50-60-е годы, ориентировалась на достижение экономической эффективности. Считалось, что только эффективность экономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончить с неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Однако неоднократно указывалось на чрезвычайно низкую эффективность экономической системы промышленно развитых стран, основанную на непропорционально высоких затратах природных ресурсов [6,c.203] .

К началу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения  в развивающихся странах и  отсутствие преимуществ экономического развития привели к росту числа  попыток непосредственно исправить  ситуацию с распределением доходов. Становилось ясным: единственное, что  может исправить ситуацию, это  конкретные действия, предпринятые в  широких масштабах и согласованные  на мировом уровне. Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенного  роста, который в явной форме  учитывал социальные цели (особенно задачу сокращения численности бедных слоев  населения) и придавал им такое же значение, как и экономической  эффективности.

Третьей основной задачей  развития стала защита окружающей среды. К началу 80-х годов было накоплено  большое количество информации, свидетельствующей  о том, что деградация окружающей среды является серьезным препятствием для экономического развития. Указывалось на то, что пренебрежение к экологическим проблемам нельзя оправдать необходимостью решать другие, кажущиеся более неотложными задачи.

Таким образом, концепция  устойчивого развития появилась  в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. В соответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологической  целостности, экоэффективности и экосправедливости [8,c134].

С экономической точки  зрения концепция устойчивого развития основывается на определении дохода, данном Дж. Хиксом. "В практической жизни определение уровня дохода преследует цель указать людям, сколько  они могут потреблять, не делая  себя при этом беднее". Это вполне согласуется с концепцией устойчивого  развития, для которой наиболее плодотворным оказалось следующее из сделанных  Хиксом в порядке последовательных уточняющих шагов определение дохода: "...доход индивида - это то, что  он может в течение недели потребить  и при этом все-таки ожидать, что  и к концу недели его положение  будет таким же, каким было и  в начале"[8,c141].

Действительно, от понимания  того, что полученный сегодня доход  фактически не является доходом, если такой же не может быть получен  завтра, до осознания бесперспективности не соотнесенного с ресурсными возможностями  экономического роста оставалось сделать  только один шаг. и этот шаг был  сделан авторами концепции устойчивого  развития. Из определения Хикса непосредственно  вытекает ключевое для концепции  устойчивого развития значение экономически оптимального использования ограниченных природных ресурсов.

Ограниченность ресурсов давно уже осознается как фундаментальный  экономический факт. Однако вывод  о фактической небесплатности "даровых  благ природы" был сделан только в рамках концепции устойчивого  развития. В настоящее время имеется  большое число самых разных подходов к оценке стоимости природных  ресурсов. Однако при решении вопроса  о взаимозамещаемости производственного, природного и человеческого капитала и особенно при стоимостной оценке природных ресурсов возникают проблемы интерпретации.

Важно подчеркнуть, что именно экономический подход является стержнем концепции устойчивого развития. В то же время концепция устойчивого  развития позволила по-новому взглянуть  на само понятие "экономическая эффективность". Более того, выяснилось, что долгосрочные экономические проекты, при осуществлении  которых принимаются во внимание природные закономерности, в конце  концов оказываются экономически эффективными, а осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий - убыточными. Экономический подход к концепции  устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного  дохода Хикса-Линдаля, который может  быть произведен при условии, по крайней мере, сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход. Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных — природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости — слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная — когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала)[7,c.164].

Концепция устойчивого развития социально ориентирована. Она направлена на сохранение социальной и культурной стабильности, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов. В  глобальных масштабах желательно также  сохранить культурный капитал и  более полно использовать практику устойчивого развития, имеющуюся  в недоминирующих культурах. Для  достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более  эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и  поощряющую плюрализм.

Именно осознание первостепенной важности решения социальных проблем  явилось толчком к созданию Римского клуба и в конечном счете к  возникновению самой концепции  устойчивого развития.

Без справедливого распределения  ресурсов и возможностей между всеми  членами человеческого общества устойчивое развитие невозможно. Достижение достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира должно стать  главной целью мирового сообщества. Для устойчивого развития в первую очередь необходимо создание более  равноправного общества на всех без  исключения уровнях человеческой организации. Некий гарантированный минимальный  уровень жизни должен быть неотъемлемым правом любого гражданина.

Вместе с тем возникает  вопрос о социальном максимуме, т.е. о тех верхних пределах, за которыми потребление и расточительство  становятся предосудительными и  даже преступными. Ключевыми оказываются  не те или иные темпы роста, а скрывающееся за ними распределение доходов. Материальное изобилие приносит с собой проблемы в такой же, если не большей степени, что и бедность.

 

Развитием социальной составляющей концепции устойчивого развития стала фундаментальная идея соблюдения прав будущих поколений. Природные  ресурсы Земли являются общим  наследием всего человечества, включая  как ныне живущие, так и будущие  поколения. Для устойчивого развития этот постоянный резервный фонд должен передаваться из поколения в поколение  как можно менее истощенным и  загрязненным.

 

 

4. Совершенствование  концепции устойчивого развития

 

На конференции в Рио-де-Жанейро  так и не было достигнуто решение  многих ключевых вопросов. Для того, чтобы предотвратить экологическую  катастрофу, неизбежную если не стремиться к реализации концепции устойчивого  развития, необходимо эффективное международное  сотрудничество всех без исключения стран и народов мира.

Поэтому в рамках ООН нужна  более действенная координация  в масштабе планеты, отдельных стран  и регионов по решению таких насущных проблем, как предотвращение войн, откуда бы агрессия ни исходила, борьба с опустошением, голодом, эпидемиями, детской смертностью  и другие

Развернувшийся процесс  глобализации существенно влияет на постановку проблемы безопасности. Становится очевидным, что усилия, направляемые на обеспечение безопасности отдельно взятого объекта безопасности - государства, общества, личности, фирмы и т.п., должны одновременно способствовать и  глобальной безопасности, т.е. безопасности всего человечества. Это означает, что безопасность любого объекта (субъекта) не может быть обеспечена в полной мере без обеспечения глобальной безопасности. А поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранения биосферы, ее устойчивости и естественной эволюции, постольку необходимо обеспечение  безопасности (сохранение) естественной природной среды.

Итак, переход к устойчивому  развитию возможен лишь в глобальном масштабе, в согласованно-когерентном  режиме всех объектов безопасности (и  субъектов также), а значит, любые  решения и действия по обеспечению  безопасности любого объекта не должны противоречить международно-глобальным императивам устойчивого развития. Сказанное относится не только к  экологической безопасности, но и  к любому виду безопасности - к экономической, информационной, социальной и т.д. Отсюда следует также, что в старой модели - модели неустойчивого развития - не может быть обеспечена безопасность ни всего человечества, ни отдельно взятого государства независимо от того, по какому типу мыслится ее обеспечение (американскому, северокорейскому и  т.п.). В начале XXI в. обеспечение безопасности государства, общества, личности, всей человеческой культуры зависит не только от отдельно взятого объекта и  субъекта безопасности, но и от того, осуществляется ли переход к устойчивому  развитию всего человечества. Кроме того, это означает, что любые процессы на любом направлении глобализации - экономическом, финансовом, культурном, информационном и т.д. - также должны “работать” не на старую модель цивилизации, а на глобально-управляемое устойчивое развитие.

Возможны и улучшения  в отдельно взятых регионах. На сегодняшний  день в России назрела необходимость  перехода от декларативного провозглашения концепции и принципов устойчивого  развития к разработке и правовому  закреплению государственной стратегии  устойчивого развития, содержащей механизмы  ее реализации, а также совершенствования  экологического и другого законодательства на основе системного комплексного подхода. В этой связи заслуживает внимания высказанное в юридической литературе мнение об экологизации норм других отраслей права в контексте устойчивого  развития. Прежде всего, следует преодолеть фактически установившееся в юриспруденции  представление о том, что все  отношения, связанные с окружающей средой, относятся к сфере только экологического права. Ведь Концепция  устойчивого развития, не отрывая  окружающую среду от развития человечества, затрагивает все сферы общественной жизни человека: экономические, политические, социальные, культурные и т.д. Отсюда обеспечение устойчивого развития превращается в задачу всей юриспруденции, а не только какой-то ее части». На сегодняшний  день особую актуальность приобретает  предложение о необходимости  разработки проекта базового Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода РФ к устойчивому  развитию».

Информация о работе Концепция «Устойчивого развития»