- неотъемлемого суверенитета
государств над собственными
природными ресурсами при соблюдении
принципа непричинения ущерба
окружающей среде за пределами
национальной юрисдикции (принцип
2);
- удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений
в областях развития и окружающей
среды как неотъемлемой составляющей
права на развитие (принцип 3);
- рассмотрения экологических
вопросов при участии всех
заинтересованных граждан и обеспечения
каждому человеку доступа к
информации, касающейся окружающей
среды, широкого предоставления
такой информации населению (принцип
10);
- международного природоохранного
сотрудничества в контексте устойчивого
развития, направленного на: искоренение
бедности (прицип 5); признание общих
обязанностей и ответственности
в сфере охраны окружающей
среды (принцип 7); наращивание
научного потенциала (принцип 9);
создание благоприятной и открытой международной
экономической системы (принцип 12); противодействие
или воспрепятствование перемещению и
передаче экологически опасных и вредных
деятельности и веществ (принцип 15) и др;
- принятия эффективных
законодательных актов в области
охраны окружающей среды (принцип
11) и национальных законов, касающихся
ответственности за ущерб, причиненный
экологически вредной деятельностью
(принцип 13) [4,c.270-273].
Эти и другие принципы заложили
основу для обеспечения мировым
сообществом и отдельными государствами
устойчивого развития правовыми
и другими средствами. Основу такого
развития составляет достижение баланса
между экономическими, экологическими
и социальными интересами общества.
Как справедливо отмечается в
эколого-правовой литературе, наряду с
социально-экономическими составляющими
концепции устойчивого развития
значительное место в ней принадлежит
экологическому компоненту. По существу,
речь идет об интеграции экономического
и социального развития, сохранения
и восстановления благоприятного состояния
окружающей среды. Устойчивое развитие
– это экологически обоснованное
экономическое и социальное развитие.
Для развития экологического законодательства
в условиях глобализации имеют значение
еще два аспекта концепции
устойчивого развития. Во-первых, ориентированная
на длительную перспективу модель устойчивого
развития основана на идее равенства
экологических интересах настоящего
и будущих поколений. Во-вторых, закрепленная
в нормах права модель устойчивого
развития является формой регулирования
социальной ответственности современного
общества и государства за создание
условий для будущих поколений
удовлетворять разнообразные потребности
– физиологические, экономические,
духовные и иные – в процессе
взаимодействия с природой.
Формирование и реализация
концепции устойчивого развития,
имеющей фундаментальное значение,
не может происходить без определенных,
в том числе существенных, трудностей.
Однако, несмотря на это мировое
сообщество, осознавая ее позитивное
и перспективное назначение, принимает
меры к последовательному развитию
и совершенствованию данной концепции
и обеспечивающих механизмов, включая
правовые. Так, проблемы устойчивого
развития обсуждались на Экономическом
форуме в Давосе в 1999 г., а также
стали предметом рассмотрения Всемирного
саммита по устойчивому развитию
(Йоханнесбург, ЮАР, 2002 г.). Большой вклад
в охрану окружающей среды и обеспечение
устойчивого развития внесла пятая
Конференция министров на тему «Окружающая
среда для Европы» (Киев, 2003 г.). На
этих и других форумах было определено,
что достижение целей устойчивого
развития неразрывно связано с процессом
глобализации и требует согласованных
действий мирового сообщества. Выработанные
международными усилиями положения
устойчивого развития направлены на
решение проблем, возникающих в
условиях глобализации, обеспечение развития
общества в единстве с окружающей средой.
Вопрос стоит о выявлении имеющихся противоречий,
определении путей их возможного разрешения
и глобального управления этими процессами,
включая разработку и законодательное
закрепление механизмов реализации концепции
устойчивого развития[5,c54-57].
Эти задачи должны служить
ориентирами и для российского
государства. Перед Россией, активно
участвующей в международном
сотрудничестве, возникает необходимость
принятия на государственном уровне
эффективных мер, в первую очередь
правовых, направленных на обеспечение
выработанных международным сообществом
принципов и положений устойчивого
развития.
В этой связи ключевое значение
имеет состояние российского
законодательства, направленного на
обеспечение устойчивого развития
России и ее регионов. Анализ такой
нормативно-правовой базы свидетельствует
о неоднозначности и непоследовательности
правового регулирования в этой
сфере, наряду с очевидными положительными
моментами.
2.2 Концепция устойчивого
развития в российском законодательстве
Концепция устойчивого развития
в российском экологическом законодательстве.
Первые попытки законодательного закрепления
некоторых положений устойчивого
развития в России были предприняты
еще до Конференции ООН в Рио
в Законе РСФСР «Об охране окружающей
природной среды» в 1991 году. В преамбуле
этого Закона указывалось, что природа
и ее богатства являются национальным
достоянием народов России, естественной
основой их устойчивого социально
- экономического развития и благосостояния
человека. В нем впервые было закреплено
право граждан на здоровую и благоприятную
окружающую природную среду, а также
механизмы его реализации. В ст.
1 Закона предусматривалось, что сформулированные
задачи природоохранительного законодательства
РФ реализуются в интересах настоящего
и будущих поколений людей. Эти
нормы в полной мере отвечали концепции
устойчивого развития.
В Законе было впервые
введено понятие и элементы
экономического механизма охраны
окружающей природной среды, в
числе которых, в частности,
устанавливалась платность использования
природных ресурсов, а также плата
за загрязнение и другие виды
воздействия на окружающую природную
среду. Тем самым в нем получил
закрепление один из важнейших
общепризнанных мировым сообществом
принцип «загрязнитель платит».
Общие положения Закона отвечали
не только условиям, изменившимся
внутри страны, но и в мировом
пространстве, находившемся под
воздействием глобализационных
процессов. На их реализацию
были направлены предусмотренные
в Законе новые средства решения
экологических проблем и регулирования
экологических отношений, являющиеся
действенными и на сегодняшний день. В
их числе: государственная экологическая
экспертиза, проведение которой получило
подробную регламентацию в ФЗ «Об экологической
экспертизе» (1995 г.), экологические требования
к хозяйственной и иной деятельности,
экологическое нормирование, экологическое
образование и воспитание, новые подходы
к установлению юридической ответственности
за экологические правонарушения, включая
возмещение вреда. Однако, нельзя не отметить
все-таки косвенное отношение этих и других
норм к глобализации и устойчивому развитию
как одному из ее проявлений на момент
принятия Закона[5,c. 61-64].
После Конференции в Рио
в России уделялось более серьезное
внимание к проблемам устойчивого
развития. Необходимость разработки
и реализации концепции устойчивого
развития были предусмотрены в специальных
Указах Президента РФ – от 4 февраля
1994 г. «О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению устойчивого
развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции
перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию». Концепция
прямо указывала на преемственность
по отношению к принципам и
подходам, сформулированным Конференцией
ООН по окружающей среде и развитию
в 1992 г. В Концепции отмечалось, что
в России, с одной стороны, сохранился
крупнейший на планете массив естественных
экосистем, а с другой, что территории,
где проживает более половины
населения страны, характеризуются
как экологически неблагополучные.
В качестве основных направлений
деятельности определялась необходимость
создания правовой базы с упором на
экономические механизмы регулирования
природопользования и охраны окружающей
среды, разработки системы стимулирования
экологизации хозяйственной и иной
деятельности, оценки емкости локальных
и региональных экосистем и пропаганды
идей устойчивого развития. Впервые
в нормативном правовом акте, отражающем
элементы государственной политики
по обеспечению устойчивого развития,
появилось понятие качества жизни,
как важнейшего элемента в ряду прочих
факторов, характеризующих благополучие
жизни, здоровья, состояния окружающей
среды, дохода, уровня занятости и
образования, степени реализации прав
человека.
Однако, при всей прогрессивности
Основных положений и Концепции
перехода к устойчивому развитию,
реализация заложенных в них идей
во многом остается абстракцией. Например,
в Указе 1996 г. Правительству РФ предписывалось
руководствоваться Концепцией при
разработке прогнозов и программ
социально-экономического развития, при
подготовке нормативных правовых актов,
при принятии хозяйственных и
иных решений. Но данные предписания
не реализуется, либо реализуются недостаточно.
Программы социально-экономического
развития продолжают ориентироваться
исключительно на экономические
показатели. Правительством РФ было принято
Постановление от 08.05.96 № 559 «О разработке
проекта государственной стратегии устойчивого
развития Российской Федерации». Такой
документ был подготовлен, но лишь одобрен
Правительством РФ в декабре 1997 года. В
экологической литературе отмечается,
что «согласованный вариант стратегии
не был согласован из-за противодействия
ведомств экономического и финансового
блока», а также указывается на «игнорирование
как идей устойчивого развития, так и утвержденных
Президентом РФ указов и документов …
с момента их принятия до настоящего времени»,
хотя они готовились с участием всех заинтересованных
ведомств, ученых и специалистов. Наиболее
полно вопросы устойчивого развития оказались
закрепленными в Национальном плане действий
по охране окружающей среды Российской
Федерации на 1999-2001 годы. Однако, необходимой
юридической силы этот план не получил,
поскольку приказом Госкомэкологии России
от 31.12.98 № 786 были утверждены лишь включенные
в него мероприятия.
Рекомендации международных
форумов по вопросам охраны окружающей
среды и обеспечению устойчивого
развития были учтены в Экологической
доктрине Российской Федерации, одобренной
распоряжением Правительства РФ
от 31.08.02 № 1225-р. В этом документе
признается, что современный экологический
кризис ставит под угрозу возможность
устойчивого развития человеческой
цивилизации. Устойчивое развитие Российской
Федерации, высокое качество жизни
и здоровья ее населения, а также
национальная безопасность могут быть
обеспечены только при условии сохранения
природных систем и поддержания
соответствующего качества окружающей
среды. Для этого необходимо формировать
и последовательно реализовывать
единую государственную политику в
области экологии, направленную на
охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов.
Стратегической целью государственной
экологической политики признано сохранение
природных систем, поддержание их
целостности и жизнеобеспечивающих
функций для устойчивого развития
общества, повышения качества жизни,
улучшения здоровья населения и
демографической ситуации, обеспечения
экологической безопасности страны.
Одним из ключевых положений
Экологической доктрины является принцип
устойчивого развития, на основе которого
должна осуществляться государственная
экологическая политика, означающий
равное внимание к экономической, социальной
и экологической составляющим развития
и признание невозможности развития
человеческого общества при деградации
природы. В Доктрине определены базовые
основы, сформулированы задачи, принципы,
основные направления государственной
политики в области экологии с
позиций устойчивого развития, а
также названы пути и средства
ее реализации.
Принципиальный характер
имеет выделение в Экологической
доктрине региональной экологической
политики как необходимого условия
обеспечения устойчивого развития
страны в целом. Такой подход во многом
обусловлен принятыми на региональном
и муниципальном уровнях попытками
учесть положения устойчивого развития
в процессе нормативного правового
регулирования в рамках полномочий,
представленных субъектам РФ и муниципальным
образованиям. В качестве примеров
можно привести Концепцию устойчивого
экологического развития города Краснодара,
утвержденную постановлением Главы
администрации города Краснодара от
23 октября 1995 г. № 1392; региональную научно-техническую
Программу «Научное обеспечение
экологической безопасности населения
и устойчивого развития Республики
Мордовия», утвержденную постановлением
Правительства Республики Мордовия
от 27 марта 1996 г. № 147; Программу природоохранных
мероприятий оздоровления экологической
обстановки области на 1997-2000 годы, утвержденную
постановлением Законодательного собрания
Челябинской области от 20 марта 1997
г. № 67; Программу экологического оздоровления
Ивановской области на период до 2005
года, утвержденную Законом Ивановской
области от 23 мая 2000 г. № 23-ОЗ. Эти
документы принимались субъектами
РФ и муниципальными образованиями
во многом как реакция на международные
нормы и Концепцию перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию,
предусматривающую региональный аспект
такого развития.[ 5,c 93-98]
В Экологической доктрине
определена основная задача в области
международного сотрудничества – реализация
интересов Российской Федерации
путем участия в решении глобальных
и региональных экологических проблем
в регулировании глобализации в
интересах устойчивого развития
мирового сообщества.
Вместе с тем, несмотря
на прогрессивные идеи, заложенные
в Экологической доктрине с позиций
глобализации и устойчивого развития,
нельзя не отметить низкую реализуемость
ее положений как в аспектах их
дальнейшего учета в процессе
совершенствования экологического
законодательства, с точки зрения
развития и законодательного закрепления
положений современной государственной
экологической политики, так и
в правоприменительной деятельности.
Причина этого видится в первую
очередь в недостаточном правовом
уровне нормативного акта, придавшего
правовой статус Экологической доктрине.