Концепция TQM

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Сегодня рынок ориентирован на удовлетворение нужд и пожеланий потребителя, что дает такое понятие, как рынок потребителя. В этих условиях успех производителя зависит от скорости его адекватной реакции на запрос потребителя. Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции. Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 353.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

По   дисциплине: Моделирование делового совершенства организации.

 

На тему:  Концепция TQM

 

 

                                                            

 

 

   Исполнитель: Юрьева В.М.

                                                                     

ЭкФ-07

                                                                                    (группа)

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Введение

Сегодня рынок ориентирован на удовлетворение нужд и пожеланий потребителя, что дает такое понятие, как рынок потребителя. В этих условиях успех производителя зависит от скорости его адекватной реакции на запрос потребителя. Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции. Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг.

Стремление стимулировать производство товаров, не имеющих конкурентов на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название - управление тотальным качеством или всеобщее управление качеством.

Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение производственной деятельности и результатов этой деятельности. Принятая аббревиатура концепции "всеобщего управления качеством" — TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельности и, как показывает международный опыт, способствует повышению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. На основании концепции TQM может быть построена система качества.

 

 

Особенности концепции "всеобщего управления качеством"

Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.

Цель TQM: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества.

Задачи TQM: постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Тактика TQM: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.

Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты.

Сформулированные цели TQM являются направлениями развития, а не конечным результатом. Это связано с тем, что, с одной стороны, потребности потребителей, общества и сотрудников постоянно изменяются, их необходимо постоянно отслеживать, прогнозировать и удовлетворять с некоторым опережением во времени; с другой стороны, постоянно изменяющиеся технические условия и технологии предполагают постоянное изменение методов контроля и обеспечения качества, организационных механизмов и управленческих методик. Такой подход обозначается специальным термином "quality improvement" ("постоянное улучшение качества").

Основное различие традиционных форм управления и TQM заключается в следующем:

1) Управление предприятием по концепции TQM рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга): планирование = осуществление = контроль = управляющее воздействие. Для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется специальная деятельность, формируется группа исполнителей, их деятельность документируется и анализируется. По результатам анализа проведенной деятельности планируется следующий в круговом цикле управления комплекс мероприятий.

2) В традиционной форме управления предприятием достижение долгосрочного успеха — это ориентир деятельности. Он не является предметом управленческого воздействия. Не предусмотрена регулярная деятельность по выявлению запросов потребителей, общества и сотрудников, удовлетворению этих запросов и проверке результатов. Нет соответствующей документации, регламентирующей деятельность каждого сотрудника по усовершенствованию производственных процессов, и контроля такой деятельности.

Различия основных принципов традиционного управления и системы "всеобщего управления качеством" приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Различия основных принципов традиционной системы управления и системы TQM

Традиционные принципы управления

Принципы системы TQM

Удовлетворение потребностей заказчика

Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации

Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества              продукции             

 

Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и системы

Разработка преимущественно корректирующих воздействий             

 

Разработка преимущественно

предупреждающих воздействий

Обучение управлению качеством              только сотрудников отдела контроля качества             

 

Обучение управлению качеством всего персонала

 

Возложение функций обеспечения качества на отдел контроля              качества

 

Возложение функций управления качеством на всех сотрудников

 

Решение в области качества только "горящих" вопросов и задач сегодняшнего дня             

Регулярное выявление и решение в области качества хронических проблем

Выполнение каждым автономно поставленной задачи             

Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в области качества

 

Как видно из табл. 1, предприятие с традиционными подходами к управлению ориентируется на изменяющиеся потребности заказчика и в соответствии с ними изменяет характеристики продукции. Методической базой традиционного подхода к управлению являются системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации, определение объемов рынка и выбор целевых сегментов, разработка нового товара, распространение товара и последующее техническое обслуживание.

Предприятие, использующее в управлении концепцию TQM, ориентируется на изменяющиеся потребности потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. В соответствии с выявленными потребностями предприятие изменяет характеристики продукции, процессов, методики, структуру. Дополнительная методическая база системы TQM охватывает:

- управление качеством продукции на всех этапах жизненного цикла (модель петли качества);

- систему ведения внутрифирменной информации о деятельности в области качества и результатах такой деятельности;

- применение статистических методов для обработки информации;

- создание проектов по усовершенствованию деятельности и процессов;

- обучение управлению качеством всего персонала;

- мотивацию сотрудников и привлечение их к управлению;

- разработку внутрифирменных стандартов на деятельность по совершенствованию качества.

Традиционная форма управления предусматривает постоянное плановое изучение рынка и регулярное усовершенствование продукции.

Система TQM помимо постоянного планового изучения рынка предусматривает также постоянное плановое изучение возможности повышения качества производства, производительности труда, удовлетворенности сотрудников и общества. С этой целью формируются проекты по усовершенствованию, создаются специальные проектно-ориентированные организационные структуры, изучаются и реализуются возможности по усовершенствованию. В результате регулярно усовершенствуются процессы и методики с ведением соответствующей документации. Жестких регламентации концепция TQM не предусматривает. Реализация концепции TQM возможна широким набором средств. Для выживания в условиях современного рынка регулярное совершенствование всего производства так же необходимо, как и регулярное совершенствование выпускаемой продукции.

Цикл управления в системе TQM

Цикл всеобщего управления качеством аналогичен циклу управления качеством продукции.

Управление качеством продукции начинается с изучения потребностей заказчика, затем разрабатывается новая продукция, в заключение анализируются рыночные позиции произведенной продукции; затем снова начинается этап изучения изменившихся потребностей заказчика.

Всеобщее управление качеством начинается с изучения потребностей потребителя, общества, сотрудников и организации в целом, внутренних резервов организации и калькуляции предстоящих затрат. Далее цикл всеобщего управления качеством проходит стадию планового совершенствования существующих процессов и разработки новых процессов. Завершается цикл самооценкой предприятия по конкретным критериям; далее вновь начинается этап изучения изменившихся потребностей потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. На рис. 1 показан цикл всеобщего управления качеством в системе TQM.

Деятельность по улучшению качества необходимо планировать наряду с другими видами деятельности и включать в общий план, связывая с общей стратегией. Планирует деятельность по улучшению качества высшее руководство организации. Руководство среднего уровня определяет краткосрочную стратегию и вырабатывает конкретный план действий.

 

Рис. 1 – Цикл всеобщего управления в системе TQM.

На предприятии должна быть разработана и организована система информационных каналов, обеспечивающих поступление и фиксацию внутренней и внешней информации.

Внешние каналы:

- связь с потребителями.

- показатели эффективности внешней деятельности.

- информация о ситуации на рынке сбыта и на международном рынке.

- информация о влиянии процессов производства, эксплуатации и утилизации продукции на окружающую среду и общество.

Внутренние каналы:

- информация об удовлетворенности сотрудников.

- показатели эффективности процессов.

- показатели качества процессов (количество отказов, сбоев, дефектов).

- эффективность системы качества (затраты на качество, эффективность мероприятий по улучшению качества и др.).

- данные внешних, внутренних аудитов, самооценок.

Используя информацию, поступающую по внешним и внутренним каналам, руководство анализирует требования потребителей, общества, сотрудников организации и организации в целом. В результате определяются направления совершенствования и ключевые процессы. Для каждого процесса, который должен быть улучшен, определяются методы воздействий, и проводится соответствующее обучение персонала. Процесс систематического улучшения качества организован как составная работы каждого сотрудника. После определения цели и метода корректирующих воздействий проводится экономический анализ эффективности и создаются команды по совершенствованию процесса.

Процесс планового совершенствования проходит по следующей схеме.

Информация о работе Концепция TQM