Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:36, реферат
В настоящее время российский рынок производных финансовых
инструментов, несмотря на финансовый кризис, динамично развивается.
Глобальный кризис в очередной раз показал, что одной из основных
характеристик финансового рынка является его чувствительности. В этих
условиях именно производные финансовые инструменты позволяют
управлять финансовыми рисками и повышать эффективность проводимых
операций. Финансовый кризис, несомненно, явился стимулом к развитию
операций хеджирования финансовых рисков с точки зрения, как увеличения
количества подобных сделок, так и применения более гибких и новых для
российского рынка инструментов, цель которых — компенсация возможных
убытков.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и цели хеджирования………………………………………….5
Виды рисков………………………………………………………………8
Стратегия и практика хеджирования…………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………..19
Валютный риск -вероятность того, что изменение курсов иностранных
валют приведет к появлению у фирмы убытков вследствие изменения рыночной стоимости его активов и пассивов; неопределенность в доходности зарубежного финансового актива, связанная с неизвестным заранее курсом, по которому иностранная валюта будет обмениваться на валюту инвестора.
Риск ликвидности - вероятность того, что средства, необходимые для покрытия изымаемых депозитов и удовлетворения спроса на кредиты, окажутся в нужный момент недоступны, что приведет к неожиданным убыткам для банка; вероятность появления дефицита наличных средств в момент, когда в них ощущается потребность. Различают ликвидность мгновенную, среднесрочную и долгосрочную.
Риск неплатежеспособности (банкротства) - вероятность того, что банк обанкротится; характеризуются вероятностью того, что капитал банка сможет покрыть убытки от деятельности (вероятность неадекватности капитала банковским рискам).
Политический риск - вероятность того, что изменение законодательных или регулирующих актов внутри страны или за ее пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы; политический риск связан не только с конкретной страной, но и соседними странами, регионом, и даже геополитикой.
неопределенность доходности иностранных финансовых активов, связанная с возможным ущемлением интересов инвесторов правительством страны эмитента.
Риск регулирования - риск того, что непредвиденные действия или
бездействия регулирующих органов уменьшат капитал фирмы и ее способность получать прибыль. Этот риск можно также обозначить как правовой (вероятность изменения законодательства, измеряемая через частоту изменения).
Риск клиента - риск того, что конкуренты перехватят рынки и клиентов фирмы и тем самым подорвут ее капитал и способность приносить прибыль. Этот риск можно также обозначить как деловой или конкурентный.
Технологический риск - риск того, что в результате технологических
изменений существующие системы производства и сбыта устареют и, тем самым, уменьшатся капитал фирмы и ее способность получать прибыль.
Инфляционный риск - вероятность того, что повышение цен на товары и услуги (инфляция) неожиданно сведет к нулю покупательную способность прибыли банка и его выплат акционерам. Риск покупательной способности - риск инвестирования финансовые активы вследствие неопределенности, связанной с влиянием инфляции на величину реальной доходности этих активов.
3. Стратегия и практика хеджирования
Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков.
Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены
"спот" и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.
Существует 2 основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж продавца.
Хедж
покупателя используется в случаях,
когда предприниматель
Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены товара. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа "пут" или продажа опциона типа "колл".
Рассмотрим основные способы хеджирования на примере хеджа продавца.
1.
Хеджирование продажей
Сделка на срочном рынке обычно заключается в момент времени, когда
1.
продавец может с большой
2. на срочном рынке сложился уровень цен, обеспечивающий приемлемую прибыль.
Например, если производитель бензина хочет хеджировать будущую цену его продажи, и издержки на переработку нефти могут быть оценены в момент ее закупки, то в этот же момент осуществляется вход в хедж, т.е. открываются позиции на срочном рынке.3
Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов фиксирует цену будущей поставки товара; при этом в случае снижения цен на рынке "спот" недополученная прибыль будет компенсирована доходом по проданным срочным контрактам (при снижении фьючерсной цены проданный фьючерс приносит прибыль). Однако, оборотной стороной медали является невозможность воспользоваться ростом цен на реальном рынке - дополнительная прибыль на рынке "спот" в этом случае, будет "съедена" убытками по проданным фьючерсам.
Другим
недостатком этого способа
2. Хеджирование покупкой опциона типа "пут". Владелец американского опциона типа "пут" имеет право (но не обязан) в любой момент времени продать фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Купив опцион этого типа, продавец товара фиксирует минимальную цену продажи, сохранив за собой возможность воспользоваться благоприятным для него повышением цены. При снижении фьючерсной цены ниже цены исполнения опциона, владелец исполняет его (или продает), компенсируя потери на рынке реального товара; при повышении цены, он отказывается от своего права исполнить опцион и продает товар по максимально возможной цене. Однако, в отличие от фьючерсного контракта, при покупке опциона выплачивается премия, которая пропадает при отказе от исполнения. Гарантийного обеспечения купленный опцион не требует.
Хеджирование покупкой опциона типа "пут" аналогично традиционному страхованию: страхователь получает возмещение при неблагоприятном для него развитии событий (при наступлении страхового случая) и теряет страховую премию при нормальном развитии ситуации.
3. Хеджирование продажей опциона типа "колл". Владелец американского опциона типа "колл" имеет право (но не обязан) в любой момент времени купить фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона).
Владелец опциона может исполнить его, если текущая фьючерсная цена больше цены исполнения. Для продавца опциона ситуация обратная - за полученную при продаже опциона премию он берет на себя обязанность продать по требованию покупателя опциона фьючерсный контракт по цене исполнения.
Гарантийный депозит по проданному опциону типа "колл", рассчитывается аналогично гарантийному депозиту на проданный фьючерсный контракт. Эти две стратегии во многом схожи; отличие их заключается в том, что получаемая продавцом опциона премии ограничивает его доход по срочной позиции; в результате, проданный опцион компенсирует снижение цены товара на величину, не большую, чем полученная им премия.
4.
Другие инструменты
Выбор конкретных инструментов хеджирования должен осуществляться только после детального анализа потребностей бизнеса хеджера, экономической ситуации и перспектив отрасли, а также экономики в целом.
Самым простым с точки зрения реализации является полное краткосрочное хеджирование единичной партии товара. В этом случае хеджер открывает на срочном рынке позицию, объем которой как можно более точно соответствует объему реализуемой партии реального товара, а срок исполнения фьючерсного контракта выбирается близком к сроку исполнения реальной сделки.
Однако, не всегда реальные потребности бизнеса можно удовлетворить с помощью такой простой схемы.
1.
При необходимости хеджировать
долгосрочные сделки (более 1 года),
обычно не удается подобрать
срочный контракт с
2.
Более сложным оказывается
3.
Не всегда удается подобрать
биржевой товар, точно
4.
В некоторых случаях при
Далее приведем несколько практических примеров хеджирования в различных отраслях .
Производитель сельхозпродукции, занимающийся выращиванием и реализацией пшеницы, использует хеджирование для предотвращения рисков неблагоприятного изменения цены во время уборки урожая. Общеизвестно, что во время уборки урожая цена на пшеницу, как правило, ниже, чем перед посевной, если не учитывать трендовую составляющую. Планируя свой бизнес в начале года сельхозпроизводитель, как правило, знает и учитывает будущие издержки. Также известна и текущая цена зерна перед посевной, которая, допустим, устраивает сельхозпроизводителя и исходя из имеющихся цифр он планирует свои доходы и расходы на текущий год. Однако с течением времени стоимость пшеницы может измениться и в результате этого будет получен убыток или дополнительная прибыль в зависимости от того, что произошло с ценой. В такой ситуации, если производитель хочет застраховаться от нежелательных колебаний стоимости своей продукции, которую еще предстоит вырастить и приходит на помощь хеджирование. Для этого достаточно перед посевной, когда рассчитывается весь бизнес план совершить сделку хеджирования при помощи продажи фьючерсных контрактов на пшеницу в соответствующем объеме. Далее вне зависимости от колебаний рынка пшеницы сельхозпроизводитель в конце сезона получает расчетную прибыль, даже если стоимость на пшеницу за 6 месяцев существенно упала.
Компания-грузоперевозчик, занимающаяся перевозкой грузов по долгосрочным контрактам с клиентами, использует хеджирование для предотвращения операционных убытков связанных с нестабильностью стоимости топлива на длительном промежутке времени. Так как, бизнес компании построен на основе портфеля долгосрочных контрактов по фиксированным ставкам перевозок, то прибыльность каждого отдельного контракта напрямую зависит от стоимости топлива на протяжении всего времени действия контракта. Соответственно если у компании иметься контракт, к примеру, сроком на 1 год и за это время топливо будет непрерывно повышаться, то это принесет компании убытки вместо прибыли. Однако, используя хеджирование при подписании нового контракта, компания покупает, например фьючерсы на нефть, и тем самым обеспечивает себе стабильную и прогнозируемую стоимость топлива на весь срок действия контракта. Таким образом, это позволяет исключить непредвиденные ситуации в бизнесе компании и тем самым предложить наиболее конкурентные условия своим клиентам в сфере грузоперевозок.