Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:36, реферат
В настоящее время российский рынок производных финансовых
инструментов, несмотря на финансовый кризис, динамично развивается.
Глобальный кризис в очередной раз показал, что одной из основных
характеристик финансового рынка является его чувствительности. В этих
условиях именно производные финансовые инструменты позволяют
управлять финансовыми рисками и повышать эффективность проводимых
операций. Финансовый кризис, несомненно, явился стимулом к развитию
операций хеджирования финансовых рисков с точки зрения, как увеличения
количества подобных сделок, так и применения более гибких и новых для
российского рынка инструментов, цель которых — компенсация возможных
убытков.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и цели хеджирования………………………………………….5
Виды рисков………………………………………………………………8
Стратегия и практика хеджирования…………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………..19
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ковровская
государственная
технологическая
академия имени В.А.
Дегтярёва»
Кафедра
ЭиУП
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Рынок ценных бумаг»
Тема
«Концепция и практика
хеджирования»
Выполнил:
Проверил:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………..19
Введение
В настоящее время российский рынок производных финансовых
инструментов, несмотря на финансовый кризис, динамично развивается.
Глобальный кризис в очередной раз показал, что одной из основных
характеристик финансового рынка является его чувствительности. В этих
условиях именно производные финансовые инструменты позволяют
управлять финансовыми рисками и повышать эффективность проводимых
операций. Финансовый кризис, несомненно, явился стимулом к развитию
операций хеджирования финансовых рисков с точки зрения, как увеличения
количества подобных сделок, так и применения более гибких и новых для
российского рынка инструментов, цель которых — компенсация возможных
убытков.
В широком смысле хеджирование (от английского hedge – страховка,
гарантия, ограда) – это использование определенного инструмента для
снижения риска, связанного с неблагоприятными изменениями цены или
иного количественного показателя актива или явления.
По сути, хеджирование с использованием производных финансовых
инструментов представляет собой страхование от возникновения риска
возможных убытков при изменении цены базисного актива хеджируемой
сделки. С его помощью можно устранить или уменьшить неопределенность
будущих денежных потоков, что позволяет компании рассчитывать величину
будущих требований или обязательств.
Ранее хеджирование касалось только осязаемых товаров, для которых риск запасов или форвардной продажи легко определим, но сейчас хеджирование покрывает и спектр финансовых инструментов. Повышение процентных ставок и скачки курсов валют делают владение наличными средствами или обязательства предоставить средства более рискованными, чем это было несколько десятилетий назад.
Тема
реферата была выбрана неслучайно,
как уже было сказано, в условиях
глобального кризиса, страхование занимает
одну из ведущих позиций. Работа состоит
их трех глав. В первой главе раскрываются
понятие и цели хеджирования. Вторая глава
содержит понятие и виды рисков, которые
могут возникнуть в процессе деятельности
предприятия. В заключительной, третье
главе, изложены стратегия и практика
хеджирования, приведен ряд практических
примеров хеджирования, на различных отраслях
производства. В заключении подведены
итоги и сделаны необходимые выводы.
В
рыночной экономике постоянно
Страхование
или хеджирование состоит в нейтрализации
неблагоприятных колебаний
Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишают его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Как общее правило, потенциально высокую прибыль можно получить только взяв на себя и более высокую долю риска. К такой практике прибегают не многие инвесторы. Большая часть лиц стремится полностью или в определенной степени исключить риск. Кроме того лица, связанные с производственным процессом, прежде всего заинтересованы в планировании своих будущих расходов и доходов и поэтому готовы отказаться от потенциальной дополнительной прибыли ради определенности перспектив своего финансового положения.
Хеджирование – термин, который используется в банковской, биржевой и коммерческой деятельности для обозначения различных методов страхования от возможного изменения цен (курсов) при заключении сделок, использование которых предусматривается в будущем. С помощью хеджирования можно устранить или уменьшить неопределенность будущих денежных потоков, что позволяет компании рассчитывать на определенную величину будущих поступлений.
Хеджирование заключается в принятии на срочном рынке уравновешивающей контрактной позиции, противоположной той, с которой связан риск, с целью защиты от возможных убытков. Таким образом, под хеджем понимается транзакция, которая уменьшает риск произведенных инвестиций. В связи с этим следует заметить, что в современной практике финансового менеджмента трактовка хеджа имеет несколько более обширный характер и охватывает всю совокупность действий, направленных на устранение или уменьшение рисков, имеющих природу возникновения от внешних источников
Целью хеджирования является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь. Поэтому, прибегая к хеджу, компании отказываются от возможности получения прибыли в случае благоприятного изменения рыночной ситуации (например, для производителей – роста цен на реализуемую продукцию, экспортеров – падение курса национальной валюты) в обмен на уменьшение (минимизацию) величины потенциальных потерь при неблагоприятном изменении внешней конъюнктуры.1
Совершая операции на срочном рынке, хеджер передает часть риска контрагенту; таким контрагентом может выступать другой хеджер, также снижающий свой риск, но занимающий противоположную позицию, или спекулянт, целью которого является извлечение прибыли из движения цен (игра на разнице цен).
Хеджеры используют рынок срочных контрактов, чтобы застраховать себя от различных видов риска:
- производители
и потребители – от ценового
риска реализации/приобретения
- импортеры и
экспортеры – от риска
- владельцы финансовых активов – от риска падения их стоимости;
- заемщики и кредиторы – от риска изменения процентных ставок и т.д.
Считается, что компания подвержена ценовому риску, если:
- цены на исходные материалы (услуги) или на выходную продукцию не являются постоянными;
- компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы (услуги);
-
компания не может свободно
устанавливать цены на
Источником прибыли для
В качестве хеджируемого актива может выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или планируемый к приобретению или производству. Однако не всегда удается подобрать биржевой товар, точно соответствующий объекту реальной сделки. В этих случаях приходится проводить дополнительный анализ для того, чтобы выяснить, какой биржевой товар или, возможно, группа товаров, наилучшим образом подходят для хеджирования товарной позиции на реальном рынке.
Целью любой программы хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е. соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.
Одной
из причин, по которой менеджеры
по рискам настороженно относятся к
хеджированию, является то, что они связывают
использование средств хеджирования со
спекуляцией. Они полагают, что хеджирование
с помощьюпроизводных инструментов вносит
дополнительный элемент риска. В действительности
всё наоборот. Правильно построенная программа
хеджирования почти всегда уменьшает
риск, в то время как отказ от хеджирования
подвергает компанию дополнительному
риску.
2. Виды рисков
Риски в общем случае относятся к двум категориям: операционные риски и финансовые риски.
Для большинства нефтяных компаний операционный риск – это риск,
связанный с производственной и рыночной активностью. Например, они подвержены операционному риску, связанному с тем, что конкурент может предложить более совершенный продукт, таким образом сократить их рыночную долю. В общем случае операционные риски не хеджируются, так как отсутствуют соответствующие им рыночные инструменты. Частично защититься от последствий такого рода рисков можно с помощью диверсификации деятельности компании.
Финансовый риск – это риск, которому компания подвергается из-за своей
зависимости от таких рыночных факторов, как процентные ставки, обменные курсы и цены товаров. Обычно выделяют следующие типы финансовых рисков: рыночный риск, кредитный риск, риск ликвидности и системный риск. Рыночный риск связан с возможными потерями из-за неблагоприятных для компании изменения цен, а точнее, с неопределённостью будущей динамики цен на рынках. Рыночные риски могут быть захеджированы благодаря наличию развитых и эффективных рынков, с помощью которых эти риски могут быть переданы другим участникам.
Обычно различают следующие виды рисков (риски внешние и внутренние):
Кредитный риск- риск того, что заемщик
не уплатит по ссуде; вероятность
того, что стоимость части активов фирмы,
а особенно кредитов, уменьшится
или сведется к нулю или фактическая доходность
по данной части активов окажется
значительно ниже ожидаемого
уровня; вероятность не возврата
кредитов; вероятность значительных убытков
по кредитам и другим активам вследствие
невыполнения заемщиком своих обязательств.
Процентный (рыночный, курсовой) риск- риск того, что цена активов
упадет из-за роста нормы процента; вероятность того, что изменение
процентных ставок уменьшит чистую процентную маржу банка; неблагоприятные изменения стоимости активов и пассивов вследствие изменения процентных ставок; вероятность сокращения спрэда банка между процентными доходами и процентными расходами вследствие изменения процентных ставок; неопределенность дохода от ценной бумаги с фиксированным доходом, возникающая вследствие неожиданных колебаний стоимости актива из-за изменений процентной ставки.